Банк продемонстрировал стабильную работу и даже показал рост по ряду показателей.
Управляющий банком Приволжским филиалом банка «Открытие» Владимир Рогозин в интервью РБК рассказал, почему сейчас не время рисковать и делать прогнозы.
- Банк «Открытие» – под санкциями. Что это значит?
- Изменения, в первую очередь, затронули международные банковские операции: нам практически полностью запрещены платежи через границу, введены ограничения на валютные переводы. Не работают некоторые виды программного обеспечения, не доступна оплата через сервисы Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay.
В глобальном смысле, такие ограничения – это повод задуматься о разумной децентрализации и запараллеливании различных функционалов. На втором курсе радиофака нам преподавали теорию автоматического управления, один из постулатов которой звучал так: количество функций, замкнутых на один узел, прямо пропорционально количеству отказов. И сейчас мы оказались в ситуации монопольной зависимости от крупных, как правило, иностранных, игроков практически во всех сферах и отраслях. В том числе, и в финансовой. Прямо сейчас нужны решения на всех уровнях, которые позволят преодолеть эту зависимость.
- Какие инструменты децентрализации доступны сегодня российским банкам? В частности, в условиях отключения России от международной системы SWIFT?
- Безусловно, отключение банков страны от доступа к SWIFT ограничивает потоки в страну и из неё, и это приводит к реальным экономическим потерям. Но есть российская платежная система «Мир», которую обслуживает Национальная система платежных карт (НСПК). Есть китайская UnionPay. Есть, в конце концов, криптовалюты. На самом деле, платежных систем много, единственное преимущество SWIFT заключалось в том, что в системе участвуют все основные игроки. Среди плюсов также удобный интерфейс и множество дополнительных сервисов. Альтернативные платежные системы пока предоставляют более простой функционал, но, поскольку ситуация разворачивается достаточно быстро, думаю, все необходимые дополнения не заставят себя ждать.
- Помимо перехода на альтернативные платежные системы, какие еще финансовые тренды будут востребованы в условиях ограничений?
- Одним из трендов станет параллельное выстраивание двух финансовых контуров: внутреннего, обеспечивающего операции внутри страны, и внешнего. Пожалуй, здесь можно вспомнить советское время, когда разделение было очень четким. С одной стороны, внутренний рублевый контур, с другой – Внешэкономбанк и система совзагранбанков. Предположу, такого буквального повторения в новой конструкции уже не будет, но то, что разумная осторожность при выходе во внешний контур должна возобладать, это однозначно. С другой стороны, что бы ни говорили сейчас наши оппоненты, Россия представляет собой значительный сегмент мировой финансовой системы, и мы обречены на то, чтобы в итоге договориться.
- К каким еще последствиям приводят ограничения? Как они затрагивают интересы клиентов банка?
- Сложившаяся ситуация привела к резкому росту ставок – как по кредитам, так и по депозитам. Практически на все банки идут DDoS-атаки, которые обеспечивают пиковые нагрузки на программное обеспечение, а это, в свою очередь, приводит к задержкам в работе различных сервисов. И самое негативное последствие – это неопределенность и невозможность делать прогнозы.
Но с уверенностью могу сказать, что сейчас в российском банковском секторе работают только серьезные финансовые организации, обеспеченные необходимой ликвидностью и имеющие достаточный запас прочности. В первую очередь, это относится к банкам с государственным участием, и, в том числе, к «Открытию». Поэтому единственная задача клиента в нынешней ситуации – не паниковать и четко понимать, что все перебои имеют исключительно технический характер и связаны с пиковыми нагрузками на банки на всех уровнях.
- Панические настроения, о которых вы говорите, часто выражаются в стремлении снять деньги со вкладов и обналичить все сбережения. Стоит ли это делать?
- Я бы все-таки отметил два разнонаправленных тренда. Кто-то действительно стремится все обналичить, а кто-то – наоборот, хочет положить средства на вклад. В целом, баланс пока удается выдерживать. Этому способствует подкрепление ликвидностью и наличностью, превентивно закупленная иностранная валюта и повышенные ставки по вкладам. Например, с момента повышения ставок 2 марта клиенты открыли в банке «Открытие» более 200 тысяч депозитов и накопительных счетов на общую сумму свыше 150 млрд рублей. 93% вкладов были открыты в рублях, 6% в долларах и 1% в евро.
Считаю, что в сложившихся условиях клиенту не нужно ни о чем беспокоиться. Как я уже говорил, все деньги в любом случае будут вовремя возвращены. И уж точно не нужно паниковать, если в каком-то банкомате закончились купюры. Их обязательно привезут и загрузят.
- Возможно, люди боятся введения лимитов на снятие наличных?
- Если вдруг какие-то лимиты и будут введены, то только, как способ снять панику. Это не значит, что вас лишат ваших денег, просто процесс их получения будет немного дольше. При этом безналичные платежи и переводы внутри страны выполняются и будут выполняться без ограничений.
- Банки установили максимальную разницу между курсом продажи и курсом покупки иностранной валюты. Это делается для того, чтобы отбить желание покупать валюту и тем самым не стимулировать дальнейший рост курса?
- Одна из причин нетипично высокого «спреда» – блокировка части операций на фондовом рынке. В этих условиях я бы посоветовал придерживаться максимально сбалансированной корзины сбережений. И уж точно не покупать валюту по максимальным ставкам, потому что через пару месяцев курс может стабилизироваться, и вы просто зафиксируете свои убытки.
- А стоит ли сейчас инвестировать?
- Сложный вопрос. Если вы чувствуете рынок, ощущаете ситуацию буквально кончиками пальцев, то можете действовать. Во всех остальных случаях я бы рекомендовал воздержаться. Сейчас, как никогда, нужна осмотрительность. Хотя многие эксперты говорят, что скоро наступит то самое «дно», когда нужно будет покупать подешевевшие акции. Кто-то делает это уже сейчас. Но еще раз повторю, универсального рецепта здесь нет, каждый решает сам.
- Как вы думаете, что будет дальше происходить со ставками по кредитам?
- Пока мы приблизились к некоторому равновесию. По кредитным программам для коммерческих предприятий ставки сейчас составляют от 23 до 29%. Для физических лиц ставки несколько выше. Но важно помнить, что по выданным траншам ранее взятых кредитов ставки сохранятся, и клиенты ничего не потеряют. Также будут продолжены программы по субсидированию предприятий. В том числе, и в такой непростой сфере, как АПК. Эти вопросы разрешатся в ближайшее время на уровне правительства.
- Еще одна непростая сфера – строительство и ипотечные кредиты. Некоторые банки сейчас вообще заморозили выдачу ипотеки. Насколько серьезной будет стагнация?
- Ипотечные кредиты выдаются под какой-то конкретный объект. И здесь всегда нужно смотреть, кто застройщик, какова готовность объекта, наполненность счетов эскроу. Соответственно, если можно уверенно сказать, что объект будет достроен, то почему бы не выдать ипотечный кредит?
Сейчас мы находимся в такой стадии, когда более-менее понятно, что будет с уже строящимися объектами, но пока нет понимания, что будет дальше. Этому направлению очень важна государственная поддержка, потому что жилищное строительство является драйвером для развития многих смежных бизнесов: производства стройматериалов, архитектурных и дизайнерских бюро и т.д. Но то, что ставки будут скорректированы, это точно.
- Готовы ли вы, в условиях сложной экономической и социальной ситуации, к массовому предоставлению своим клиентам кредитных каникул?
- Время покажет, потому что пока мы еще в начале пути, и экономическая ситуация в моменте развивается инерционно. Но банкам однозначно не нужны дефолты клиентов. Поэтому все необходимые меры будут предприняты. Это, кстати, не только кредитные каникулы для физлиц, но и реструктуризация кредитов для всех категорий заемщиков.
- Сейчас ставка делается на импортозамещение. В Нижегородской области начал работу центр импорта и импортозамещения, оказывается государственная поддержка компаниям, выводящим на рынок аналоги импортных товаров. Готов ли банк «Открытие» включиться в эту работу?
- Мы всегда готовы подставить плечо таким компаниям. Считаю, что сейчас должны быть поддержаны и реализованы любые шаги, позволяющие стабилизировать экономику и защитить отечественный бизнес и наших граждан от негативных последствий.
- Делаете ли вы какие-то прогнозы? К чему готовитесь?
- Я не берусь прогнозировать, но убежден, что нужно всегда готовиться к максимуму неприятностей. Сейчас ситуация чем-то напоминает 1998 год. Только элемента неопределенности – больше, а система – сильнее и надежнее. Считаю, что сейчас не время прогнозов, а время каждому на своем месте собраться, усердно работать и верить в хорошее будущее.