Злоумышленники совершили более 256 тыс. операций без согласия клиентов. Больше всего несанкционированных списаний – почти 181 тыс. – было совершено при оплате товаров и услуг в интернете. Также ЦБ зафиксировал резкий рост фишинговых атак. По сравнению с третьим кварталом 2020 года их число увеличилось в семь раз.
Тема бизнес-завтрака Нижегородского филиала АБ «Россия» - безопасность бизнеса в цифровую эпоху. Участники дискуссии сходятся во мнении, что противостоять угрозе со стороны мошенников можно только сообща: банки – внедряют современные программы и сервисы, граждане – повышают свою финансовую грамотность, регулятор и правоохранительные органы – контролируют ситуацию.
«Сервисы должны работать автоматически» - Любовь Юдина
В настоящее время банковским сектором разработан целый ряд полезных и удобных сервисов, признанных повысить безопасность клиентов банка – как индивидуальных, так и корпоративных. И если для граждан наибольший интерес представляют современные девайсы – например, силиконовый браслет-карта, то компаниям представители АБ «Россия» рекомендовали обратить внимание на сервисы для бизнес-клиентов. Например, систему проверки надежности контрагентов, которая в автоматическом режиме проводит мониторинг различных баз данных и собирает сведения о потенциальном партнере.
«Конечно, хорошо иметь знакомых банкиров, чтобы можно было проконсультироваться в случае необходимости, но я думаю, что эти сервисы должны работать автоматически. Ежедневно, проводя большое количество платежей, сотрудник должен просто отбраковывать платежки, которые загорелись красным цветом», - объясняет вице-президент АБ «Россия», управлявший Нижегородским филиалом Любовь Юдина.
Сейчас у клиентов есть запрос на проведение подобных проверок в отношении иностранных партнеров. Банк работает и в этом направлении, но также можно воспользоваться помощью со стороны государства. В частности, заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина рекомендовала для принятия решений по международным контрагентам обращаться в региональный Центр развития экспорта.
«Мы работаем с большим количеством промышленных предприятий, и зачастую мер государственной поддержки недостаточно для финансирования инвестиционных проектов. У компаний возникает потребность в привлечении заемных средств. Поэтому очень важно, чтобы банки стояли на страже интересов своих клиентов, этим они способствуют реализации значимых для региона проектов», - отметила Альбина Разина.
«Важно сохранить не только деньги, но и информацию» - Светлана Титова
Для компаний важна не только сохранность денежных средств, но и безопасность информации – приходят к выводу участники встречи. Ведь зачастую утечка данных может привести даже к более серьёзным последствиям, чем незаконное списание.
«Нам важно, чтобы передача в банк информации о проектах компании, о строительстве крупных заводов не имела негативных последствий. Также для предприятий, имеющих зарплатные проекты, имеет значение финансовая безопасность сотрудников. К вопросам кибербезопасности относится и система управления опасными производствами. Это целый комплекс вопросов, которые нужно решать в партнерстве. Не взаимодействовать с банком и решать вопросы своей экономической безопасности самостоятельно – это все равно, что установить сигнализацию на два окна, но при этом оставить открытой дверь», - подчеркнула первый заместитель генерального директора Группы компаний «Титан» Светлана Титова.
Уровень финансовой и информационной безопасности клиентов напрямую зависит от квалификации банковских служащих. Причем, не только тех, кто непосредственно отвечает за отражение кибератак.
Например, в банке «Россия» регулярно проводят тестирование сотрудников, а также киберучения, в ходе которых, например, рассылают письма с фейковых электронных адресов. Задача учений заключается в том, чтобы отследить реакцию специалистов и отработать механизм действий в подобных ситуациях. Кстати, письмо с мошеннического адреса – это реальная бизнес-ситуация. Участники встречи вспоминают случаи, когда получали письма якобы от партнеров с информацией об изменении реквизитов, и только бдительность сотрудника, заметившего лишнюю букву в адресе электронной почты, помогла избежать финансовых потерь.
«Когда мошенник представляется сотрудником полиции, каждый третий готов решить проблему финансово, желая помочь родственникам» - Анатолий Щёчин
По статистике 2021 года, 22% преступлений, зафиксированных в Нижегородской области, было совершено с применением информационных технологий. По некоторым видам правонарушений статистика еще более показательна. Например, более 39% всех краж было совершено в интернете.
Тема финансовой безопасности лежит не только в плоскости взаимоотношений между банком и клиентов. Опасны сайты-дублеры, скиммеры на банкоматах, телефонные мошенники. Жертвами преступников чаще всего становятся представители незащищенных слоев населения – пенсионеры, молодые люди, инвалиды. Раскрываемость таких преступлений пока невысока, а злоумышленники постоянно совершенствуют свои методы.
«Например, сейчас есть технологии, позволяющие использовать дублирующий телефонный номер или даже смоделировать чей-то голос. То есть возможна ситуация, когда вам позвонят с номера вашего родственника и его голосом попросят перевести деньги. Сохранить бдительность в такой ситуации очень сложно», - рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД России по Нижнему Новгороду Анатолий Щёчин.
Участники дискуссии приходят к выводу, что противостоять мошенникам можно только, повышая уровень финансовой грамотности. А еще важно доверие к банковскому сектору и правоохранительным органам.
«К сожалению, пока в случае, если мошенник представляется сотрудником полиции и требует денег за помощь родственнику, каждый третий готов дать взятку», - констатировал Анатолий Щёчин.
Управляющий Нижегородским филиалом АБ «Россия» Любовь Юдина рекомендовала клиентам банка продолжить разговор о финансовой безопасности уже на их площадках – в режиме клиентских дней и выездных консультаций.
«Все мы много раз слышали, что нельзя хранить телефоны вместе с картами, нельзя устанавливать простые пароли, нельзя сообщать кому-то личные данные. Но до сих пор эта тема не теряет своей актуальности, ее необходимо раскрывать более подробно. И мы готовы делать это в интересах наших клиентов»,- подвела итог встречи Любовь Юдина.