#1 Банки и финансы, 16 декабря 2021
Инструменты , Нижний Новгород ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Финансовая и информационная безопасность: тренды, сервисы, статистика

По данным Центробанка в третьем квартале 2021 года мошенники украли у клиентов российских банков 3,2 млрд рублей, что на 18% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Злоумышленники совершили более 256 тыс. операций без согласия клиентов. Больше всего несанкционированных списаний – почти 181 тыс. – было совершено при оплате товаров и услуг в интернете. Также ЦБ зафиксировал резкий рост фишинговых атак. По сравнению с третьим кварталом 2020 года их число увеличилось в семь раз.

Тема бизнес-завтрака Нижегородского филиала АБ «Россия» - безопасность бизнеса в цифровую эпоху. Участники дискуссии сходятся во мнении, что противостоять угрозе со стороны мошенников можно только сообща: банки – внедряют современные программы и сервисы, граждане – повышают свою финансовую грамотность, регулятор и правоохранительные органы – контролируют ситуацию.

«Сервисы должны работать автоматически» - Любовь Юдина

В настоящее время банковским сектором разработан целый ряд полезных и удобных сервисов, признанных повысить безопасность клиентов банка – как индивидуальных, так и корпоративных. И если для граждан наибольший интерес представляют современные девайсы – например, силиконовый браслет-карта, то компаниям представители АБ «Россия» рекомендовали обратить внимание на сервисы для бизнес-клиентов. Например, систему проверки надежности контрагентов, которая в автоматическом режиме проводит мониторинг различных баз данных и собирает сведения о потенциальном партнере.

«Конечно, хорошо иметь знакомых банкиров, чтобы можно было проконсультироваться в случае необходимости, но я думаю, что эти сервисы должны работать автоматически. Ежедневно, проводя большое количество платежей, сотрудник должен просто отбраковывать платежки, которые загорелись красным цветом», - объясняет вице-президент АБ «Россия», управлявший Нижегородским филиалом Любовь Юдина.

вице-президент АБ Россия  управлявший Нижегородским филиалом Любовь Юдина
вице-президент АБ Россия управлявший Нижегородским филиалом Любовь Юдина

Сейчас у клиентов есть запрос на проведение подобных проверок в отношении иностранных партнеров. Банк работает и в этом направлении, но также можно воспользоваться помощью со стороны государства. В частности, заместитель министра промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина рекомендовала для принятия решений по международным контрагентам обращаться в региональный Центр развития экспорта.

«Мы работаем с большим количеством промышленных предприятий, и зачастую мер государственной поддержки недостаточно для финансирования инвестиционных проектов. У компаний возникает потребность в привлечении заемных средств. Поэтому очень важно, чтобы банки стояли на страже интересов своих клиентов, этим они способствуют реализации значимых для региона проектов», - отметила Альбина Разина.

заместитель министра промышленности торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина
заместитель министра промышленности торговли и предпринимательства Нижегородской области Альбина Разина

«Важно сохранить не только деньги, но и информацию» - Светлана Титова

Для компаний важна не только сохранность денежных средств, но и безопасность информации – приходят к выводу участники встречи. Ведь зачастую утечка данных может привести даже к более серьёзным последствиям, чем незаконное списание.

«Нам важно, чтобы передача в банк информации о проектах компании, о строительстве крупных заводов не имела негативных последствий. Также для предприятий, имеющих зарплатные проекты, имеет значение финансовая безопасность сотрудников. К вопросам кибербезопасности относится и система управления опасными производствами. Это целый комплекс вопросов, которые нужно решать в партнерстве. Не взаимодействовать с банком и решать вопросы своей экономической безопасности самостоятельно – это все равно, что установить сигнализацию на два окна, но при этом оставить открытой дверь», - подчеркнула первый заместитель генерального директора Группы компаний «Титан» Светлана Титова.

первый заместитель генерального директора Группы компаний Титан Светлана Титова
первый заместитель генерального директора Группы компаний Титан Светлана Титова

Уровень финансовой и информационной безопасности клиентов напрямую зависит от квалификации банковских служащих. Причем, не только тех, кто непосредственно отвечает за отражение кибератак.

Например, в банке «Россия» регулярно проводят тестирование сотрудников, а также киберучения, в ходе которых, например, рассылают письма с фейковых электронных адресов. Задача учений заключается в том, чтобы отследить реакцию специалистов и отработать механизм действий в подобных ситуациях. Кстати, письмо с мошеннического адреса – это реальная бизнес-ситуация. Участники встречи вспоминают случаи, когда получали письма якобы от партнеров с информацией об изменении реквизитов, и только бдительность сотрудника, заметившего лишнюю букву в адресе электронной почты, помогла избежать финансовых потерь.

«Когда мошенник представляется сотрудником полиции, каждый третий готов решить проблему финансово, желая помочь родственникам» - Анатолий Щёчин

По статистике 2021 года, 22% преступлений, зафиксированных в Нижегородской области, было совершено с применением информационных технологий. По некоторым видам правонарушений статистика еще более показательна. Например, более 39% всех краж было совершено в интернете.

Тема финансовой безопасности лежит не только в плоскости взаимоотношений между банком и клиентов. Опасны сайты-дублеры, скиммеры на банкоматах, телефонные мошенники. Жертвами преступников чаще всего становятся представители незащищенных слоев населения – пенсионеры, молодые люди, инвалиды. Раскрываемость таких преступлений пока невысока, а злоумышленники постоянно совершенствуют свои методы.

«Например, сейчас есть технологии, позволяющие использовать дублирующий телефонный номер или даже смоделировать чей-то голос. То есть возможна ситуация, когда вам позвонят с номера вашего родственника и его голосом попросят перевести деньги. Сохранить бдительность в такой ситуации очень сложно», - рассказал заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД России по Нижнему Новгороду Анатолий Щёчин.

Участники дискуссии приходят к выводу, что противостоять мошенникам можно только, повышая уровень финансовой грамотности. А еще важно доверие к банковскому сектору и правоохранительным органам.

«К сожалению, пока в случае, если мошенник представляется сотрудником полиции и требует денег за помощь родственнику, каждый третий готов дать взятку», - констатировал Анатолий Щёчин.

заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД России по Нижнему Новгороду Анатолий Щёчин.
заместитель начальника отдела уголовного розыска МВД России по Нижнему Новгороду Анатолий Щёчин.

Управляющий Нижегородским филиалом АБ «Россия» Любовь Юдина рекомендовала клиентам банка продолжить разговор о финансовой безопасности уже на их площадках – в режиме клиентских дней и выездных консультаций.

«Все мы много раз слышали, что нельзя хранить телефоны вместе с картами, нельзя устанавливать простые пароли, нельзя сообщать кому-то личные данные. Но до сих пор эта тема не теряет своей актуальности, ее необходимо раскрывать более подробно. И мы готовы делать это в интересах наших клиентов»,- подвела итог встречи Любовь Юдина.


 

Инструменты Любовь Юдина (АБ Россия): Задача банка – защитить клиентов от мошенников
Содержание
Закрыть