#1 Банки и финансы, 16 декабря 2021
Инструменты , Нижний Новгород ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Любовь Юдина (АБ Россия): Задача банка – защитить клиентов от мошенников

Защита финансовых интересов клиентов – одна из важных задач кредитной организации.

Но даже самая профессиональная служба безопасности банка не может гарантировать, что гражданин или компания не понесет убытки от действий мошенников. Поэтому очень важно работать над повышением финансовой грамотности.

Об актуальных способах и инструментах финансовой защиты мы говорим с вице-президентом Банка «РОССИЯ», управляющим Нижегородским филиалом Любовью Юдиной.

- Вы работаете как с юридическими, так и с физическими лицами. Отличаются ли инструменты защиты финансовых интересов для разных категорий клиентов?

- Нюансы, безусловно, есть, но базовые принципы – общие. Ведь каждый из нас может стать жертвой мошенника, как в быту, так и в профессиональной деятельности. Все мы пользуемся гаджетами, переписываемся в электронной почте, общаемся и делаем покупки в сети, участвуем в онлайн-конференциях. И в этом кроется потенциальная угроза утечки данных. А банки в первую очередь заинтересованы в том, чтобы предоставить своим клиентам максимальную степень защиты. Наша главная задача – предупредить о возможных угрозах и дать конкретные рекомендации в области информационной безопасности как предприятиям, так и рядовым гражданам, чтобы наши клиенты и их системы могли дать отпор хакерам и мошенникам и отразить их атаки. Необходимо повышать финансовую грамотность как сотрудников предприятий, так и их клиентов. В нашем банке уделяется особое внимание повышению грамотности и компетенций собственных сотрудников всех уровней и специализаций – есть наработанные методики, проводится обучение, тестирования. И мы готовы делиться этим опытом с клиентами и коллегами.

- А какими новыми инструментами защиты финансовых интересов клиентов вы сейчас располагаете?

- Для корпоративных клиентов мы разработали сервис проверки контрагентов. Далеко не каждая компания может позволить себе держать штат службы безопасности, чтобы проверять своих бизнес-партнеров. Есть ли задолженность, выплачивается ли зарплата, есть ли арестованные счета или претензии со стороны налоговой инспекции – это очень важные вопросы для оценки состоятельности и платежеспособности контрагента. Может быть, организация уже давно находится в стадии банкротства, а вы подписываете с ней контракт? Таких случаев, кстати, немало, поэтому это очень полезный и востребованный сервис. И те наши клиенты, которые им пользуются, говорят, что это действительно хорошая помощь. Кстати, система работает в автоматическом режиме, и результат предоставляется довольно быстро.

- В этой системе есть три варианта маркировки контрагента, по принципу светофора. Зеленый цвет – положительный рейтинг, красный – отрицательный. А что делать, если маркировка желтая?

- В этом случае мы советуем задуматься и провести дополнительный анализ. Можно, например, найти компании, которые уже работают с этим контрагентом, узнать их мнение. Можно поискать информацию в интернете, в СМИ. Можно, наконец, и напрямую спросить потенциального партнера, почему у него возникли те или иные проблемы, и только после этого заключать договор или совершать платеж.

- Очень характерное слово – «спросить». Мне кажется, человеческий фактор является одним из ключевых звеньев в вопросах кибербезопасности. Вы согласитесь, что нельзя защититься от мошенников, используя исключительно технологические методы?

- Конечно, нет. Человек – это одновременно и самое сильное, и самое уязвимое звено любой системы. Поэтому нужно использовать набор различных инструментов и анализировать всю имеющуюся в распоряжении информацию.

- Мошенники совершенствуют свои методы?

- Несомненно. Мы видим, как постоянно появляются новые способы мошеннических действий, которые могут нанести серьезный финансовый и психологический урон клиентам. Именно поэтому мы стремимся донести до граждан не только сведения о наших сервисах, направленных на обеспечение безопасности, но и информацию, накопленную, например, в системе МВД, а также рекомендации ЦБ.

Очень важна финансовая грамотность населения. Здесь соотношение простое: чем выше будет уровень финансовой ответственности граждан, тем меньше будет таких преступлений.

- Но ведь бывают случаи, что вопросы возникают и к самим кредитным организациям. Например, когда граждане, попав под влияние мошенников, оформляют кредиты, которые потом не в состоянии выплатить. Очень часто это представители незащищенных слоев населения – пенсионеры, инвалиды. Может ли банк предотвращать такие преступления?

- Это действительно очень большая проблема – и экономическая, и социальная. Со всей ответственностью могу сказать, что наши клиенты от таких ситуаций защищены. Во-первых, у нас очень четко разграничены права доступа и функционал сотрудников, которые задействованы в предоставлении кредита. Решение принимают несколько человек. Во-вторых, действия сотрудников постоянно отслеживает служба безопасности банка. И в-третьих, мы очень тщательно проверяем финансовые возможности потенциального заемщика. Без этой всесторонней оценки мы кредит не предоставляем. И так выстроена работа у многих наших коллег. Возможно, в тех случаях, о которых вы говорите, речь идет о кредитных организациях, которые уже вызывают подозрения у ЦБ. Такие ситуации, конечно, нужно анализировать. Поэтому, например, у нас в регионе создан экспертный совет, в который входят представители регулятора, банков, органов МВД.

- На фоне низкой раскрываемости подобных преступлений в полиции говорят о необходимости не только профилактики, но и прогнозирования возможных мошеннических действий. Ведется ли такая работа в вашем банке, удается ли работать на опережение?

- Да, это важная составлявшая нашей стратегии развития. Новые сервисы должны отвечать вызовам завтрашнего и даже послезавтрашнего дня. Например, сейчас мы анонсируем наш новый продукт – личный кабинет клиента, который позволяет упростить технологию и обеспечить безопасность подписания кредитной документации и обмена документами. Необходимость исключить утечку конфиденциальной информации – это очень серьёзное требование со стороны наших крупных корпоративных клиентов.

- Что вы посоветуете клиенту, чтобы не стать жертвой мошенничества?

Частным клиентам необходимо соблюдать самые очевидные меры предосторожности, о которых мы постоянно говорим как в частном порядке, так и в СМИ. Во-первых, не отвечайте на звонки незнакомых людей, которые представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов и просят сообщить данные карты. В этом случае нужно прекратить разговор и позвонить по официальному телефону Контактного центра Банка, чтобы прояснить ситуацию. Во-вторых, не сообщайте никому данные своих карт, логины и пароли от мобильного или интернет-банка, а также на давайте саму карту третьим лицам. В-третьих, обязательно оформляйте смс-информирование – так вы будете в курсе всех операций по картам.

- Сейчас появился еще один вид мошенничества – когда преступники присылают ссылку, похожую на страницу «Госуслуг», и предлагают получить соцвыплаты…

Вообще, безопасность в интернете – это предмет для отдельного разговора. Есть один универсальный способ избежать проблем: не проходить по ссылкам от незнакомых людей или из рассылок. В интернет-магазинах или в агрегаторах при оплате такси, доставки или при бронировании гостиниц не стоит использовать карту, на которую вы получаете зарплату или храните деньги. Имеет смысл оформить виртуальную карту, на которой будет храниться сумма именно для платежей в интернете. Тогда при возможной утечке данных с интернет-ресурса у вас не спишутся средства. Еще один совет – используйте карту, защищенную технологией 3D-Secure, которая при оплате запрашивает аутентификацию с помощью СМС. Будьте бдительны и осторожны – и тогда ваши деньги будут в целости и сохранности.
 

Новости партнеров Татьяна Штукатурова – РБК: «Цифровизация не должна быть важнее клиента»
Содержание
Закрыть