#1 Образование, 15 декабря 2022
От первого лица , Нижний Новгород ,  
0 

Максимальное трудоустройство и минимальная адаптация: приоритеты НГТУ

Максимальное трудоустройство и минимальная адаптация: приоритеты НГТУ
Важнейшая стратегическая задача, которую сейчас решают технические вузы страны, – это достижение технологического суверенитета.

Пока промышленные предприятия заняты импортозамещением, системе образования нужно работать на опережение и готовить кадры завтрашнего дня. О там, как это происходит, рассказал ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (НГТУ) Сергей Дмитриев.

- Одним из эффективных инструментов достижения технологического суверенитета сейчас являются Передовые инженерные школы (ПИШ). На базе вашего университета работает ПИШ атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии. Как она появилась в структуре НГТУ и какие задачи решает?

- Программа Передовых инженерных школ инициирована министерством науки и высшего образования России. Она нацелена на то, чтобы вузы выпускали специалистов с нулевым периодом адаптации на предприятиях, поэтому предполагает тесную работу с индустриальными партнерами – крупными промышленными корпорациями.

НГТУ реализует проект Передовой инженерной школы в сотрудничестве с Росатомом, и наша ПИШ атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии является единственной, у которой все индустриальные партнеры – предприятия Госкорпорации. Это ВНИЭФ, ОКБМ Африкантов, «Атомстройэкспорт», «Атомэнергопроект» и другие. И хотя мы давно работаем с этими организациями, нам пришлось выдержать серьезный конкурс и доказать свое право на открытие ПИШ. У Росатома много вузов-партнеров, в том числе московские, но далеко не везде появились Передовые инженерные школы.

Я хочу отметить, что у ученых вуза три Премии Правительства в сфере атомной энергетики: одна в области образования и две – в области науки и техники. Мы внесли значительный вклад в разработку и модернизацию реакторных установок малой мощности, активно работаем над созданием замкнутого топливного цикла по проекту «Прорыв» и, уже по проекту ПИШ, выполняем полномасштабную сборку высокотемпературного газоохлаждаемого реактора, которого еще нет, но мы уже проводим исследования, без которых невозможно создание таких сложных аппаратов.
Основные направления ПИШ атомного машиностроения и систем высокой плотности энергии – атомно-водородная энергетика и системы охлаждения уникального лазерного оборудования. Безусловно, нам важно вовлечь в работу все институты НГТУ и весь коллектив университета, поэтому мы занимаемся и водородными топливными элементами, и использованием водорода в транспортных системах, и другими разработками в смежных сферах.

Кстати, 2024 год для нас последний, когда мы получаем финансирование по проекту ПИШ, но сама школа продолжит работать и дальше, выполняя все принятые на себя обязательства. С 2025 года мы будем финансировать наши исследования самостоятельно, в том числе за счет индустриальных партнеров.

- Результаты работы вас удовлетворяют?

- Мы регулярно предоставляем отчеты о разработках, которые ведутся в рамках ПИШ, как в министерство науки и высшего образования, так и нашему индустриальному партнеру. В конце 2024 года на очередной ВКС с руководством Госкорпорации «Росатом» нам сообщили, что ПИШ Нижегородского государственного технического университета и Санкт-Петербургского политехнического университета являются лучшими. Для нас это очень значимая оценка.

- Безусловно, такие глобальные проекты важны и для вуза, и для страны, но отражаются ли они на ваших студентах? Или это в большей степени высокая наука и уровень, как минимум, магистерских программ?

- Студенты тоже такие вопросы задают. Совсем недавно у нас была встреча со студенческим активом, и несколько вопросов от ребят было как раз по поводу ПИШ, где у нас сейчас учатся магистранты и реализуются программы дополнительного профессионального образования для работников предприятий.

Студенты всех институтов очень интересуются возможностями, которые предоставляет ПИШ, и мы уже решили, что к 2030 году все образовательные программы у нас будут реализованы по типу Передовых инженерных школ – со стопроцентным трудоустройством и минимальным периодом адаптации выпускников.

Кроме того, парадигма ПИШ соответствует нашей концепции «образование через науку», которой мы верны уже много лет. Многие наши студенты (а в Передовой инженерной школе – все) участвуют в научно-исследовательских разработках совместно с предприятиями Госкорпорации «Росатом». И это тоже способствует профессиональной ориентации.

- Есть глобальные задачи, а есть то, что нужно сделать здесь и сейчас. В частности, обозначились наиболее импортозависимые отрасли, где нужно в кратчайшие сроки заместить большое количество иностранных технологий. И одна из таких отраслей – химия. Какие новые перспективы в связи с этим появились у вашего политехнического института в Дзержинске?

- Дзержинский политехнический институт очень активно работает в направлении импортозамещения. Недавно его представители выиграли грант Нижегородского научно-образовательного центра (НОЦ) на разработку сырьевого компонента для производства пластмасс. Сейчас действительно идет огромный запрос со стороны химических предприятий, промышленность заинтересована в наших разработках. Но пока это еще та сфера, где мы далеки от технологического суверенитета, хотя и движемся в этом направлении.

- В целом, насколько региональная специфика прослеживается в образовательных программах НГТУ? Нижегородская область – это химия и нефтехимия, металлургия, приборостроение, Нижний Новгород – автомобиле-, самолето- и судостроение. В какой мере промышленная карта региона соотносится с вашими образовательными программами?

- Вся нижегородская промышленность базируется на наших выпускниках и, пожалуй, это самый эффективный показатель нашей работы. Недавно у нас было совещание Совета ректоров ПФО, и наш вуз был представлен как лидер по созданию инженерных классов в Приволжье. Очень важно, что школы, университет и промышленные предприятия работают вместе, так происходит максимально эффективная профориентация. Оканчивая школу, выпускник уже знает, на каком предприятии он будет работать и где он получит необходимое для этого образование.

Например, в 2024 году у нас был первый выпуск кораблестроительных инженерных классов, и более 50% ребят поступили к нам в университет. Соответственно, те сферы, которые актуальны для региона, актуальны и для нас. Мы трансформируется под потребности предприятий, открываем новые образовательные программы, включая программы дополнительного профессионального образования. Иначе и быть не может.

- Одна из флагманских для Нижегородской области сфер – беспилотные системы. Интегрированы ли ваши программы в работу Научно-производственного центра беспилотных авиационных систем (НПЦ БАС), который создан в регионе?

- Да, это очень перспективное направление, в котором НГТУ уже накопил значительный опыт. Причем занимаемся мы не только летальными беспилотными системами, но и наземными, и даже подземными – наши ученые разработали беспилотную машину для работы в шахтах. Беспилотная «Газель» с элементами искусственного интеллекта уже работает на нефтяном месторождении в Ханты-Мансийском автономном округе, есть и беспилотный МАЗ.

По государственной программе «Приоритет-2030» мы развиваем несколько прикладных направлений, в том числе в области беспилотной техники.

- Ваши конкуренты в борьбе за абитуриента – вузы Москвы и Санкт-Петербурга, куда поступают, в том числе, и выпускники ваших профильных классов. Конечно, каждый сам решает, где ему учиться, но в чем преимущества получения образования именно в НГТУ?

- Нижний Новгород – это прекрасный город, где развивается и наука, и промышленность. Кроме того, сейчас транспортное сообщение такое, что многие наши выпускники работают в Москве, а выходные проводят дома, в Нижнем. Но и наши предприятия предлагают конкурентную зарплату и, что очень важно для инженера, амбициозные интересные задачи.

- Помимо гарантированного трудоустройства и первого рабочего места с нулевой адаптацией, чем еще НГТУ привлекает абитуриентов?

- Политех – это особый стиль жизни, который проявляется не только в учебе. Наши студенты активно занимаются общественной деятельностью по самым разным направлениям. У нас развиваются стройотряды, и ребята участвуют в грандиозных стройках не только в России, но и за рубежом. И, конечно, визитная карточка университета – лагерь «Ждановец» на Горьковском море.
Но самое главное, это все-таки образовательные возможности. По государственным программам мы смогли закупить большое количество современного оборудования, которого нет даже во многих конструкторских бюро на предприятиях. Это очень хорошая возможность, в том числе и для студентов.

- Ваш университет – участник программы «Приоритет 2030». Какие приоритеты являются для НГТУ наиболее важными?

- Сейчас программа «Приоритет 2030» трансформируется, ставятся новые задачи и к ее участникам предъявляются повышенные требования. Важно, чтобы вузы участвовали в национальных проектах (НГТУ вовлечен в несколько проектов по атомной тематике), а также требуется усиление взаимодействия с индустриальными партнерами в рамках полноценных научно-производственных центров. И результатом этого сотрудничества должен быть конкретный продукт, который можно внедрить в производство.

Конечно, речь не идет о том, что таким продуктом станет ядерный реактор. Но, например, недавно на основе нашей разработки предприятие, входящее в Группу компаний «Узола», открыло в Нижнем Новгороде завод по производству программируемых логических контроллеров. Продукция используется для автоматизации процессов на промышленных предприятиях, и преимущество этого производства в том, что его можно постоянно модернизировать под новые запросы рынка. В Балахне открылся завод по выпуску сухого льда: все оборудование разработал наш институт в Дзержинске. Есть и другие примеры.

- Чего вы ждете от 2025 года?

- Сейчас мы заканчиваем работу над новой стратегией развития нашего университета, и в будущем году начнем ее внедрять.
 

Реклама. НГТУ ИНН 5260001439 ОГРН 1025203034537 https://www.nntu.ru

От первого лица Нижегородский технический университет – чистая энергия образования
Содержание
Закрыть