Зачем нужен этот проект, как поступить в СУНЦ, что дает учеба в нем? В преддверии нового учебного года ректор университета, член-корреспондент РАН Елена Вадимовна Загайновой ответила на эти и другие вопросы «РБК».
Елена Вадимовна, в чем идея СУНЦ, зачем он нужен?
- Есть разрыв между высшей и средней школой. Средняя школа во многом «заточена» на ЕГЭ, а нам нужны абитуриенты с углублённым образованием, особенно в части естественных наук. Идея состоит в том, чтобы дать углубленное знание предметов и максимально приблизить школьников к первому курсу вузов. Наша задача – развить таланты одаренных детей, проявляющих способности к точным и естественным наукам, помочь им поверить в себя, в свои силы и правильно сориентироваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности.
СУНЦ ННГУ представляет собой школу-интернат с полным проживанием для талантливых ребят 10-11 классов школ Нижегородской области, Приволжского федерального округа и других регионов страны. Обучение проходит бесплатно, за счет федерального гранта. В рамках образовательной программы здесь реализуются два направления подготовки: физико-математическое и химико-биологическое. Профильные занятия для воспитанников ведут ученые Университета Лобачевского в современных лабораториях ННГУ. Балахнинский филиал ННГУ наиболее подошел для создания такого центра, поскольку представляет собой комплекс зданий, и у детей есть возможность учиться, проживать и питаться на одной территории.
Как проходит отбор в нижегородский СУНЦ?
- Мы набираем на конкурсной основе школьников, окончивших 9-е классы. В СУНЦ они будут учиться два года. Сначала они сдают свои портфолио, где отмечены их индивидуальные достижения: участие в олимпиадах, в конкурсах творческих и исследовательских работ, участие в образовательных сменах регионального центра «Вега» и образовательного центра «Сириус». Потом каждый школьник проходит психологическое тестирование. Самое серьезное испытание – оценка предметных компетенций. Каждый ребенок в ходе контрольных работ должен показать свои знания по математике, русскому языку и профильным предметам: физике, биологии, химии. И в итоге – собеседование, на котором поступающему необходимо презентовать себя и объяснить, почему он хочет учиться в СУНЦ ННГУ.
Как организована сама учеба в СУНЦ?
- Учебный процесс в центре приближен к вузовскому: делится на семестры, включает систему лекционных курсов, семинарских занятий, коллоквиумов, лабораторных и практических занятий, специальных курсов факультативов и иных форм, включая обязательную научную работу. Наши ученики обязательно принимают участие в различных олимпиадах, конференциях и конкурсах, в том числе международного уровня.
Занятия проводятся не только учителями, но и преподавателями Университета Лобачевского и учеными Российской академии наук, в отлично оборудованных классах. Важно, что им предоставлена возможность формировать собственную, индивидуальную траекторию подготовки как с учетом их научных интересов и способностей, так и исходя из персональных талантов каждого ребенка. По каждому направлению - свой руководитель. С детьми работают психологи и воспитатели.
Особенность нижегородского СУНЦ в том, что мы делаем большой упор на научно-исследовательскую работу. Дети пишут проекты под руководством научных сотрудников Университета Лобачевского. Думаем о том, чтобы сделать системным взаимодействие с другими СУНЦ по стране.
Взаимодействие с центром «Сириус», с другими образовательными центрами - как это обогащает учебный процесс и внеучебную деятельность ребят?
- В начале 2022 года ребята на три недели отправились в настоящую «рабочую командировку»: их учебная программа обогатилась прохождением дополнительной образовательной программы «Олимпиадная подготовка и проектная деятельность» в АНОО «Президентский лицей “Сириус”» на берегу Черного моря. Программа пребывания ребят в «Сириусе» была настолько насыщенная, что свободного времени практически не было: занятия по общеобразовательной программе чередовались со специальной олимпиадной подготовкой по химико-биологическому и физико-математическому профилям. В выходные дни у воспитанников СУНЦ ННГУ прошли мастер-классы и экскурсии на любой вкус. Ребята довольны, их родители составили и подписали благодарственное письмо на имя министра науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова, руководителя фонда «Талант и успех» Елены Шмелевой, губернатора Нижегородской области Глеба Никитина и ректора ННГУ имени Н.И. Лобачевского Елены Загайновой, в котором выразили признательность за тот подарок, который их дети получили от Университета Лобачевского на Новый год.
Кстати, воспитанница СУНЦ ННГУ, ученица десятого класса химико-биологического направления Дарья Гусева прошла конкурсный отбор и вошла в число участников интенсивной профильной программы по биологии Образовательного центра «Сириус». На программу было подано 1519 заявок со всей страны. Даша вошла в число слушателей программы на основании рейтинга участников регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии, прошедшего 25 и 27 января 2022 года.
Само обучение проходило с 4 по 27 марта и включало в себя теоретические и практические занятия по биологии, тренировочные туры олимпиады по биологии, лекции и семинары ведущих ученых и преподавателей, тематические экскурсии, общеобразовательные, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия.
И вообще наши ребята – большие молодцы. Семь воспитанников СУНЦ ННГУ выступили на научных конференциях, а команда СУНЦ ННГУ-1 (Кирилл Коныгин, Александра Ионова, Сергей Солдатов, Артем Адамов, Дарья Гусева) одержала победу в номинации «Физика» на всероссийском научно-познавательном турнире «Пятый элемент». Также команда СУНЦ ННГУ-2 (Мария Федорова, Константин Петров, Максим Сутырин, Михаил Долинин, Мария Неймышева) стала призером в номинации «Биология» на этом турнире. Подготовку команды осуществляли директор СУНЦ ННГУ Сергей Напалков и учитель математики СУНЦ ННГУ Олеся Абрамова.
Расскажите, пожалуйста, о поддержке и участии президента РАН Александра Сергеева.
- Президент Российской академии наук Александр Сергеев встретился с воспитанниками нашего СУНЦ в апреле 2022 года. Он рассказал им о том, что важно развивать интерес к науке с раннего возраста и предложил проводить еженедельный академический день, когда они могли бы общаться с учеными РАН.
Александр Сергеев высказал идею о том, чтобы молодые профессора РАН занимались научным сопровождением ребят из СУНЦ, принимали воспитанников у себя в лабораториях на практику.
Президент РАН также ответил на вопросы ребят, и, поскольку таких вопросов было много, поделился адресом свой электронной почты, предложив писать ему напрямую. Александр Михайлович Сергеев готов к общению с нашими ребятами, рад отвечать на их вопросы, и я благодарю его за эту открытость большого ученого и настоящего человека
Справка «РБК»
Специализированный учебный научный центр (СУНЦ) Университета Лобачевского открыт на базе Балахнинского филиала ННГУ в 2021 году в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты». Расходы на проживание и питание в СУНЦ, представляющем собой школу-интернат для одаренных детей, оплачивает государство.
В СУНЦ ННГУ два профиля подготовки: физико-математический и химико-биологический.
Финансирование на создание центра СУНЦ ННГУ предусмотрено по грантовому конкурсу. Субсидия рассчитана на 2021-2023 годы и составляет 534 миллиона рублей. Размер привлекаемых внебюджетных средств – не менее 72,38 миллиона рублей.
Комментарии:
Председатель родительского комитета СУНЦ Университета Лобачевского Евгений Горшков, отец десятиклассника Макара: «Я самый счастливый отец, потому что мой сын поступил в СУНЦ, и впереди ещё целый год обучения в такой дружной атмосфере, в таком окружении, с такими сильными наставниками из ННГУ. И для меня это подарок судьбы. Безусловно, первыми пройти этот путь сложно, но от этого интереснее. И дети стали другими за этот год: они не просто школьники, а уже студенты».
Ирина Лепентеева (её дочь Дарья как раз окончила 10-й химико-биологический класс СУНЦ ННГУ): «Я очень благодарна преподавателям, ректору Елене Вадимовне за то, что наши дети побывали в “Сириусе”, встречались с президентом РАН Александром Сергеевым, смогли попробовать себя в научных работах. Это очень интересно и очень важно для детей – заниматься наукой, особенно в нынешнее время. Это для них ново и интересно, им очень нравится».
Автор Антон Дерябин