Сергей, вам не кажется, что театральная жизнь Нижнего скучна и однообразна?
Мне как актеру и театральному деятелю обидно это слышать, но отчасти вы правы. Да, всё как будто хорошо: нижегородские театры (а их не мало) работают, выпускают спектакли, и среди них есть очень даже неплохие… Но понимаете, в чем дело, вернись мы сейчас лет на пять назад, окажется, что с тех пор ничего не изменилось. Не случилось за это время яркого театрального события, которое могло бы встать в ряд с теми спектаклями, которые заполняют шорт-листы и номинируются в той же «Золотой маске».
Поэтому нас и называют провинцией...
Я бы согласился с вами, если бы не было примеров замечательных спектаклей Омска, Новосибирска, Ярославля, Екатеринбурга, Перми... Все дело, мне кажется, в нежелании экспериментировать, искать новые формы, идти на творческий риск, в конце концов! Для зрителей нашего города главными яркими событиями на сегодняшний день являются антрепризные столичные спектакли, в основном, слепленные на скорую руку и крайне низкого качества.
Но там играют звезды!
Настоящих звезд театра в таких спектаклях очень мало. Те, что приезжают к нам, прежде всего, знакомы массовому зрителю благодаря участию в кино и сериалах. Поверьте, в нижегородских театрах много талантов, которые звезд с неба не хватают, но полны желания, талантов, энергии, чтоб заставить зрителя надолго открыть рот от удивления.
И что же делать?
Развивать такие проекты на уровне отдельного театра трудно, практически невозможно. Они призваны быть национальными. Это, если хотите, дело чести всего региона и заинтересованности людей, им руководящих. Начать надо с малого: дать возможность творческим личностям реализовать свои замыслы (а они есть!), создать некую нижегородскую антрепризу, которая бы могла конкурировать с государственными театрами. Помочь актерам и молодым режиссерам не боясь рискнуть воспользоваться правом на ошибку, но таким образом почувствовать свободу и не стремиться в Москву, где уже сгинуло не одно поколение талантливых людей из провинции.
Вы говорите: «Антреприза, независимость, альтернатива..» Но на основе чего? Я спрашиваю вас как человека, имеющего непосредственное отношение к нижегородскому Дому актера, может ли он стать базой для начала реализации этого проекта?
Не просто может. Он давно должен быть этой базой.
Ну, тогда мой последний вопрос. В Нижнем вы известны как актер, общественный деятель, руководитель российских театральных проектов, проходящих по инициативе Союза театральных деятелей. Сегодня, я знаю, начинается предвыборная кампания на место председателя нижегородского отделения СТД, и вы приняли решение в ней участвовать. Есть ли у Сергея Кабайло четкая программа, и входит ли в эту программу то, о чем мы с вами сейчас говорим?
Программа есть, и она большая.
А если коротко?
Ну, а если коротко, я, опустив конкретные тактические задачи, скажу о стратегическом направлении развития Нижегородского отделения Союза театральных деятелей России. Эту стратегию диктует устав СТД РФ. Я определяю две главные цели: социально-бытовая и творческая. И в том и другом случае ключевым словом является «поддержка».
В социальном плане это материальная поддержка членов союза, в первую очередь, пенсионеров и ветеранов сцены, увеличение фонда материальной помощи, поиск возможностей для бесплатного медицинского обслуживания театральных деятелей, состоящих на учете Нижегородского отделения Союза.
Творческая – это, опять, же, поддержка инициатив, создание независимых театральных проектов, дающих возможность самореализовываться творческой личности. Оказание всесторонней помощи театральным деятелям, и, главным образом, молодежи, в их профессиональном совершенствовании. Эта программа должна развиваться на базе Дома актера, она требует привлечения средств для усовершенствования технического оснащения зрительного зала и сцены, и в отдельных случаях будет носить коммерческий характер. Обе эти стратегические задачи невозможно решить без повышения авторитета Нижегородского отделения СТД в органах государственной власти и привлечения в Союз новых членов.