Как вы оцениваете новый закон о банкротстве? Насколько он повлияет на жизнь кредиторов и заемщиков? Кто здесь выигрывает, кто проигрывает?
Из плюсов для должника, это несомненно появление дополнительных возможностей. Пройдя через все процедуры, будучи признанным банкротом и реализовав все имущество, которое у него есть на настоящий момент, он освобождается от всех притязаний со стороны кредиторов. В том числе, после вынесения решения суда о банкротстве прекращается начисление штрафов, пеней, процентов и иных финансовых санкций по всем обязательствам гражданина. А раньше в отношении этого гражданина можно было всю жизнь вести исполнительное производство и влиять на него, например, ограничив ему выезд за границу. По новому закону, если человек проходит процедуру банкротства до конца, то все его долги считаются погашенными, все обязательства прекращенными. С другой стороны, банкротство всегда используется как инструмент оздоровления, предлагающий широкий спектр способов погашения долга. Используются различные процедуры (реструктуризация долга); предоставляется возможность удовлетворения требований кредиторов в добровольном порядке, при этом банкротство дает должнику временную отсрочку от удовлетворения требований кредиторов, чего нельзя сказать об исполнительном производстве, где имущество должника реализуется в кратчайшие сроки.
Пострадают, конечно, те кредиторы, чьи обязательства останутся непогашенными после завершения процедуры банкротства гражданина, поскольку они потеряют право требовать исполнения обязательств должника перед ними. Полагаю, особо от этого пострадают банки, поскольку объем задолженности граждан перед кредитными организациями на настоящий момент оценивается очень большими суммами, а также кредиторы-физические лица, поскольку они являются наименее защищенными субъектами права в данном случае.
Не будет ли банкротство использоваться в недобросовестных целях?
После завершения расчетов с кредиторами должник освобождается от дальнейшего исполнения их требований, в том числе требований кредиторов, не заявленных в процедурах банкротства. Но чтобы должники не использовали процедуру банкротства недобросовестно только с этой целью, в законе предусмотрен ряд исключений, когда освобождение должника от исполнения требований не допускается. Кроме того, если гражданин снова обанкротится в течение пяти лет после завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу в ходе такой процедуры, то освобождение от долгов применяться уже не будет.
Если физлицо не может расплатиться по долгам, в конкурсную массу вносится его личное имущество. Значит ли это, что должника могут выселить из дома?
Без крыши над головой должник не останется. В законе указано, какого рода личное имущество не вносится в конкурсную массу. В частности, это «единственное жилье, пригодное для постоянного проживания; «земельный участок, на котором расположено единственное жилье, пригодное для проживания». Конечно, если до этого должник жил в четырехэтажном доме, его жилье придется сменить на более скромное – в российском законодательстве указаны параметры «пригодного для постоянного проживания жилья».
При банкротстве юридических лиц конкурсный управляющий, выполняя полномочия руководителя должника, вправе обследовать все помещения должника и выявить все находящееся в нем имущество. Как это будет происходить в случае с физлицами?
Это один из подводных камней нового закона. Сама процедура описи никак не закреплена. При банкротстве граждан полномочия финансового управляющего по выявлению движимого нерегистрируемого имущества должника фактически ограничены только возможностью получить информацию о составе и месте нахождения этого имущества у самого гражданина (сведения о счетах и средствах на них финансовый управляющий может получить от налоговых органов). Закон о банкротстве не дает ответа на вопрос о способах проверки финансовым управляющим наличия вещей в жилом помещении гражданина, на которые можно обратить взыскание (например, драгоценностей и других предметов роскоши).
Какие запреты на деятельность гражданина накладывает статус банкрота?
В течение пяти лет гражданин при подаче заявки на получение кредита обязан указывать факт банкротства. Это, естественно, увеличивает риски отказа в выдаче кредита. Также, как я говорила, в течение пяти лет по заявлению гражданина не может быть возбуждено новое дело о банкротстве. Если же такое происходит, то гражданин не может быть освобожден от долговых обязательств. В течение трех лет банкрот не в праве занимать должности в органах управления юридического лица. Также по закону суд вправе ограничить выезд гражданина за границу до вынесения решения о завершении дела о банкротстве.
Процедура банкротства осуществляется только через суд или можно договориться мирно?
Дело о банкротстве гражданина рассматривается арбитражным судом по месту нахождения должника. Однако на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.
Не столкнется ли система с рядом преднамеренных или фиктивных банкротств?
Скорее всего, схем «фиктивных» банкротств будет много. Однако законодатель предусмотрел ответственность за неправомерные действия должника. В зависимости от суммы ущерба за данное деяние может наступать либо уголовная либо административная ответственность. Если сумма ущерба менее 1 500 000 рублей, должника могут привлечь к ответственности в рамках административного производства. Штраф в этом случае составляет от 1000 до 3000 рублей. Если же сумма ущерба превышает 1 500 000 рублей, то такой ущерб будет признан крупным и ответственность в этом случае будет в рамках Уголовного кодекса РФ.
По новому закону, если человек проходит процедуру банкротства до конца, то все его долги считаются погашенными, все обязательства прекращенными. С другой стороны, банкротство всегда используется как инструмент оздоровления, предлагающий широкий спектр способов погашения долга.
Какие трудности вы видите в этой сфере юриспруденции в связи с отсутствием судебной практики?
Действительно, практику применения закона нам еще только предстоит создать. На сегодняшний момент, в законе есть несколько «темных пятен». Кроме неясности с полномочиями финансового управляющего при получении сведений об имуществе должника, непонятно, где кредитор должен получить информацию о кредиторской задолженности должника, которую необходимо отразить в плане реструктуризации долгов. Когда дело о банкротстве возбуждается по заявлению самого должника, эту информацию можно было бы скопировать из материалов дела, но на это требуется время. Очень часто кредиторы направляют свои требования в суд по почте в конце срока для предъявления требований. В такой ситуации кредиторы не успеют подготовить план реструктуризации в установленный десятидневный срок. Причем если требования кредитора еще не приняты к производству судом, то ознакомиться с материалами дела он не сможет. При этом последствия пропуска срока для представления плана реструктуризации долгов в законе не установлены. Наконец, еще одна серьезная проблема связана с отсутствием энтузиазма арбитражных управляющих участвовать в банкротстве граждан. Учитывая, что должник не является субъектом предпринимательской деятельности, законодатель сделал максимальный упор на минимизацию расходов, связанных с банкротством. Это обусловило отказ от установления финансовому управляющему ежемесячного вознаграждения и закрепление на законодательном уровне единовременного вознаграждения в размере 10 000 рублей. Учитывая, что обычно долгов и имущества у гражданина не так много (по сравнению с долгами юридических лиц), не вызовет энтузиазма у арбитражных управляющих и установленное в законе дополнительное вознаграждение в размере двух процентов от размера удовлетворенных требований кредиторов (в процедуре реструктуризации долгов гражданина) или от размера выручки от реализации имущества и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также применения последствий недействительности сделок (в процедуре реализации имущества гражданина).