После удачного хирургического вмешательства люди меняют отношение к себе, налаживают личную жизнь и перезапускают бизнес. О том, почему так происходит, РБК рассказал заместитель главного врача по науке и инновациям клиники пластической хирургии «Анастасия» Александр Михайлов.
Александр Геннадьевич Михайлов – кандидат медицинских наук, пластический хирург, специалист по лазерной медицине, действительный член Российского общества пластических, реконструктивных и эстетических хирургов. Опыт работы в реконструктивно-пластической хирургии – 30 лет. Имеет около 50 публикаций в российских и зарубежных медицинских изданиях по онкологии, хирургии и реконструктивно-пластической хирургии. Автор монографии «Эстетическая и реконструктивная лабиопластика», автор книги «Лазерные технологии в косметологии и хирургии», автор нескольких изобретений.
- Каким образом пластическая хирургия появилась в вашей жизни, и чем она вас заинтересовала?
- Реконструктивной пластической хирургией я начал заниматься, будучи хирургом-онкологом и проводя операции по поводу злокачественных и доброкачественных опухолей молочной железы. О восстановлении груди после хирургического вмешательства тогда мало кто задумывался. Считалось, что женщина должна радоваться тому, что осталось жива после онкологического лечения, и пациенткам предлагали разве что психологическую реабилитацию и наружное протезирование.
Такой подход никогда не был мне близок. Поэтому я прошел первую специализацию у академика Николая Олеговича Миланова, будущего президента Общества пластических хирургов России, и стал пластическим хирургом – в то время, когда реконструктивные пластические операции были еще большой редкостью.
- А мужчинам выполняются реконструктивные операции?
- Конечно. Мужчины тоже обращаются к пластическим хирургам. Например, для восстановления органов, утраченных в результате травм или ранений. Поврежденные ушные раковины или кончик носа, обезображивающие рубцы после ожогов – все это является полем деятельности для пластического хирурга.
Восстановить утерянный орган всегда непросто, потому что из ничего мы делаем что-то. Конечно, легче «приклеить» протез той же ушной раковины, но ведь человеку хочется, чтобы после работы хирурга все выглядело естественно. Такими возможностями обладает только пластическая хирургия. Причем, техника и методики оперирования, в том числе, и отечественные, сильно продвинулись. Сейчас это передовая и крайне интересная сфера медицины, которая позволяет делать действительно уникальные вещи. И реконструктивная хирургия уже не отделима от эстетической.
- То есть, неправильно считать, что эстетическая составляющая пластической хирургии имеет вторичное значение?
- Это абсолютно неправильная позиция. Для обращения к пластическому хирургу могут быть разные показания – медицинские, эстетические и психологические. И все они одинаково важны. Да, если человек не может побороть комплексы из-за внешности, он может пойти к психотерапевту, но терапия может длиться годами и не дать результата. В этом случае нужна именно хирургическая операция. Я анализировал эту ситуацию и пришел к выводу, что каких-то общепринятых параметров внешности нет, есть ощущения и восприятие себя конкретным человеком. И именно на эти ощущения должен в первую очередь ориентироваться врач.
- Все-таки по каким показаниям – медицинским или психологическим – к пластическим хирургам чаще обращаются мужчины?
- Может сложиться ложное ощущение, что эстетическая пластическая хирургия – это удел женщин. Но это не совсем так. Да, мужчин к нам приходит меньше, чем женщин. Но, наверное, только потому, что женщины по своей психологии более решительные. Если у женщины есть цель, она четко к ней движется, а мужчины склонны раздумывать, сомневаться, иногда они просто боятся операции как таковой. Но в последнее время наметилась тенденция к увеличению числа мужчин, которые обращаются к нам за помощью. В том числе и по психологическим причинам.
- С чем вы это связываете?
- Время сейчас такое. Мужчины занимаются бизнесом, руководят компаниями и предприятиями и везде стакиваются с тем, что их оценивают по внешнему виду. Да, сейчас мужчина обязан хорошо выглядеть, быть привлекательным и подтянутым модно. Даже пресловутый «пивной живот» мешает образу успешного человека, потому что костюм должен сидеть безукоризненно.
У меня был случай, когда у пациента серьезно буксовал бизнес – оттопыренные уши выглядели комично и реально мешали ему налаживать отношения с партнерами и подчиненными. И после операции дело у этого пациента действительно пошло в гору.
Кстати, это относится не только к руководителям – особенности внешности мешают строить карьеру тем же менеджерам по работе с клиентами или продавцам автосалонов. С этим ничего не поделаешь – сейчас время визуалов, и, как ни крути, у красивого человека больше шансов продать машину или выдать кредитную карту.
- Какие же операции помогают решить эти проблемы?
- У мужчин, как и у женщин, востребованы пластика век и подбородка, подтяжка лица, липосакция. Например, есть пациенты, которых я условно называю «лентяями». Это те, кто хотят спортивную фигуру, но не готовы к регулярным занятиям в спортзале. Для них подходят методы липоскульптурирования или липомоделирования: мы убираем жир там, где он в избытке и переносим туда, где его не хватает. Таким образом, мы можем сформировать бицепсы, трицепсы и даже желанные «кубики» на животе.
Ну, а самое распространенное обращение тех, кто занимается силовыми видами спорта – пластика носа после травм.
- А можно ли с помощью пластической операции избавиться от храпа?
- Да, и это очень распространенная проблема, которая в большей степени свойственна мужчинам в силу анатомических особенностей гортани. Важно понимать, что храп – это не только неприятно, но и вредно для здоровья. Особенно, если речь идет о храпе с синдромом обструктивного апноэ (остановки дыхания). В это время происходит кислородное голодание, и даже синдром внезапной смерти во сне от инфаркта или инсульта может быть следствием храпа. А еще человек, который храпит, опасен для окружающих.
- Потому что не дает спать своим близким? Вряд ли это так серьезно на фоне тех последствий, о которых вы рассказали…
- Дело в том, что ночью из-за постоянной остановки дыхания и гипоксии храпящий человек толком не отдыхает, но не осознает этого. И в итоге у него постепенно развивается дневная сонливость. Такой человек может, например, внезапно заснуть за рулем и спровоцировать аварию.
Я не люблю, когда храп называют богатырским, абсолютно ничего здорового в этом явлении нет. Человеку нужна помощь, и врач находит причину храпа и выполняет тот или иной объем оперативного вмешательства. Результативность таких операций очень высокая.
- По каким еще поводам обращаются мужчины?
- Безусловно, значительная область мужской пластической хирургии – это интимная пластика. В первую очередь фаллопластика, реконструктивные операции или фаллопротезирование. Здесь, как и у женщин, не всегда для вмешательства есть медицинские показания, но могут быть серьезные психологические. Беда в том, что из-за незнания или какой-то элементарной неграмотности мужчины пытаются решить свою проблему самостоятельно – чтобы увеличить размер полового органа вводят какие-то непонятные компоненты, инородные тела. Это может привести к очень опасным осложнениям, вплоть до потери органа. В этом случае мы вынуждены устранять последствия такой самодеятельности путем проведения тяжелых реконструктивных операций. Конечно, лучше бы такой пациент пришел к пластическому хирургу сразу.
Также пластические операции показаны при потере органа вследствие онкологических или других заболеваний. Наконец, фаллопротезирование является способом лечения эректильной дисфункции, если не помогают медикаментозные методы.
- Существует ли отечественная школа пластической хирургии?
- Да, причем она очень развитая и авторитетная. Неправильно думать, что вся современная пластическая хирургия сосредоточена исключительно в Германии или Израиле. Везде есть и хорошие врачи, и не очень, а применяемые технологии примерно одинаковы во всем мире. Больше того, иногда наши же методики приходят к нам с запада уже под иностранными именами. Поэтому выбирать нужно не клинику – российскую или иностранную, а врача.
- По каким же критериям выбрать пластического хирурга?
- Прийти и поговорить. Какие бы ни были отзывы про врача, что бы ни говорил он сам и другие пациенты, ложиться на операционный стол стоит только в том случае, если с доктором установился личный контакт, если вы ему доверяете.
Что касается отзывов в интернете, то я советую относиться к ним критически. Существует целая индустрия по написанию как восторженных, хвалебных отзывов, так и отрицательных, порочащих репутацию специалиста. То же самое относится и к фотографиям «до» и «после» в социальных сетях. Это крайне необъективный показатель: хорошие примеры есть у каждого хирурга без исключения, а плохие вам все равно никто не покажет.
Потому единственный вариант – личное общение. Причем, это не должен быть монолог врача, сыпящего медицинскими терминами, малопонятными пациенту. Нет ничего хорошего и в обратной ситуации, когда пациент говорит, что точно знает, чего именно он хочет и не слышит доктора. Должен произойти именно диалог, в результате которого мы придем к консенсусу и выработаем общую тактику.
- Может ли хирург отказать в проведении операции?
- Конечно, такое бывает. И я тоже отказываю. Например, когда понимаю, что у пациента серьезные проблемы с самооценкой или есть признаки психического расстройства. Но самая частая причина для отказа – это отсутствие доверия к доктору и веры в положительный исход операции. Я уверен, что каждая операция – это совместная работа врача и пациента.
- А много ли случаев, когда пластическая хирургия действительно меняет жизнь?
- Таких случаев очень много. Пластическая операция может дать импульс к изменениям в личной жизни, толчок к развитию бизнеса. Человек избавляется от комплексов, чувствует себя уверенно, люди воспринимают его иначе – все это имеет огромное значение. Я всегда с волнением жду пациентов на контрольный осмотр через месяц после операции. И очень радуюсь, когда вижу не только результат своей работы, но и то, что у человека изменилась манера поведения, планы на будущее, даже стиль в одежде. Увидеть счастливый блеск в глазах пациента – это самая большая награда для врача.
Реклама, ООО «Клиника пластической хирургии и косметологии «Анастасия», anastasia.nnov.ru