Соучредитель и коммерческий директор STM Labs Алексей Щепетков рассказал, почему компания решила вывести Pi.One на рынки Африки и Южной Америки, под потребности каких сфер может быть адаптирована разработка и всегда ли импортоопережение становится логичным продолжением импортозамещения.
Pi.One – это специализированное программное обеспечение, разработанное для обработки данных о потреблении услуг и ресурсов. Платформа помогает собирать, очищать, структурировать и обогащать данные, обеспечивая прозрачность, безопасность транзакций и гарантию доставки до конечных потребителей.
- Какие задачи решает Pi.One и для кого он предназначен?
- Pi.One – это результат нашей программы импортозамещения. В первую очередь он предназначен для операторов сотовой связи, поскольку заточен под их специфические требования. Раньше в России было представлено много подобных систем иностранных производителей, а наша компания участвовала в процессах интеграции импортных решений. Поэтому у нас был и опыт, и компетенции, и понимание. И когда западные компании ушли из России, оставив потребителей без поддержки и обновлений, мы предложили отечественному рынку свой собственный продукт.
Pi.One решает задачу сбора информации о потребленных абонентами услугах. У большой компании таких услуг обычно много – и телефония, и интернет, и мессенджеры, и различные подписки. Факты потребления всех этих услуг нужно зафиксировать, преобразовать в какой-то единый формат и передать в систему биллинга для расчета с абонентами.
Особенность подобных продуктов в том, что они создаются под возможности текущего оборудования, операционных систем и баз данных. И все эти блоки постоянно обновляются. Поэтому, когда оператор переходит, например, на новую базу данных, системы, которые он использовал ранее, перестают функционировать. Наш же продукт отвечает задачам операторов, актуальным именно на текущий момент времени.
- Видите ли вы перспективы внедрения Pi.One в других сферах, помимо телекома?
- Тема сбора и обработки информации может быть актуальна для компаний различного профиля. Сейчас многие отрасли автоматизируются, предприятиям необходимо генерировать большой объем данных, и для них это решение может быть актуально. Ведь нет принципиального отличия в том, какую именно информацию собирать и обрабатывать. Например, это могут быть данные датчиков влажности и температуры для контроля микроклимата в помещениях. Или информация о перевозках грузов для логистических компаний. Сейчас у нас действительно есть серьезные планы по выходу за пределы телекома.
- Как бизнес принял ваш продукт?
- Учитывая, что сейчас государство стимулирует компании, переходящие на отечественное ПО, у нас появляются дополнительные ресурсы для продвижения. Да, спустя два года автономного плавания, многие уже приспособились к сегодняшним реалиям. Но как раз сейчас у операторов связи заканчивается срок действия ранее закупленных лицензий, и им приходится выбирать из того, что сегодня есть на рынке. Например, ПАО «МТС» в прошлом году объявило конкурс на замещение импортной системы, аналогичной Pi.One. Мы в нем успешно поучаствовали, заключили контракт и находимся на этапе внедрения.
- Контракт с оператором из «большой тройки» – это важная репутационная история?
- Конечно, важная. Сейчас мы проходим плавный путь трансформации сервисной компании в продуктовую. Если раньше нашим основным бизнесом была заказная разработка, то после 2022 года мы активно ищем себя в создании программных продуктов. В первую очередь, аналогичных тем, с которыми мы раньше имели дело.
Для нас сотрудничество с МТС – это очень значимый референс, учитывая, что любое внедрение всегда выгодно обеим сторонам. И мы рады, что такой крупный оператор привнесет что-то новое в нашу платформу, что у нас будет возможность доработать продукт под требования такого серьезного клиента.
- Сейчас операторы сотовой связи трансформируются в полноценные ИТ-компании. Для вас здесь нет опасности? Ведь они смогут самостоятельно создавать сервисы, которые им нужны…
- Я бы, скорее, говорил о формировании вокруг операторов связи экосистем, предусматривающих коллаборации с партнерами. Этот путь более логичный для головной компании, которая таким образом успешно решает проблему дефицита кадров или компетенций, и более выгодный – для компаний-спутников. Они, в свою очередь, могут реализовать локальные задачи, не испытывая на себе административного давления со стороны заказчика, что при полной интеграции было бы неизбежно.
- Мы все чаще говорим об эпохе импортоопережения, которая должна стать продолжением программ импортозамещения. Вы уже почувствовали наступление этого нового этапа?
- Сейчас мы активно пытаемся нащупать свою нишу. И, честно говоря, я не думаю, что она заключается в импортоопережении в технологическом смысле, потому что это в большей степени удел науки, которая находится на острие познания. А мы аккумулируем эти знания, и наш шанс заключается в том, чтобы создать стабильный продукт, обкатать его на крупнейших российских операторах связи, обладающих глобальными компетенциями, и вывести наше решение на рынок дружественных стран по хорошей цене.
Страны Африки, Азии, Южной Америки сейчас сильно зависимы от влияния Европы и США, которые диктуют свои цены. Сегодня ценник просто запредельный, поэтому, думаю, наше предложение будет вполне конкурентоспособным. Мы уже выходили на рынки развивающихся стран через западных партнеров и видели их заинтересованность.
Ну а пока нам нужно сделать как можно больше внедрений в России, чтобы получить качественный референс, на который потом сможет ориентироваться и зарубежный покупатель.
- Вряд ли ЦИПР можно расценивать в качестве прямого канала продвижения продукта. Почему вы принимаете участие в конференции?
- В первую очередь, потому что мы нижегородцы и всегда поддерживаем наш регион. Конечно, какого-то прямого эффекта участие в конференции нам не дает, мы прекрасно понимаем, что не заключим прямо здесь каких-то судьбоносных контрактов. Но, с другой стороны, такие масштабные мероприятия всегда создают определенный фон, эффект от которого может длиться долго.
Например, в рамках конференции ЦИПР прошло заседание индустриального центра компетенций (ИЦК) «Мобильная связь». Для нас это стало отличной возможностью задать какие-то вопросы и просто заявить о себе. Нас пригласили на следующее заседание ИЦК в Москве, нас увидели потенциальные заказчики, и в этом ценность активного присутствия на подобных мероприятиях.
- Из того, что прозвучало на пленарном заседании, какие моменты для себя отметили?
- Мы видим, что государство вложило серьезные деньги в развитие отечественного ИТ-сектора, и сейчас ждет результатов этого субсидирования. Форвардные контракты заключены на длительный период времени, и пока мы видим только промежуточные реперные точки и опытные образцы, о которых отчитываются компании. Только к 2028 году мы узнаем, смогут ли российские производители представить промышленные решения по замещению базовых станций, сделать серьезные шаги в освоении микроэлектроники, научиться производить качественные материнские платы и т.д. Надеюсь, что это все-таки произойдет.
Вместе с тем, сейчас мы находимся на том этапе, когда требования к ИТ-компаниям в части предоставления льгот начинают ужесточаться. Думаю, это справедливое и назревшее решение. Возрастает и социальная ответственность ИТ-сферы. Пришло время, когда компаниям нужно не только осваивать средства субсидий, но и более активно интегрироваться в образовательные процессы, разрабатывать собственные программы развития компетенций своих сотрудников.
Реклама. ООО «СТМ» ИНН 5260307811 ОГРН 1115260013890 https://stm-labs.ru/ru