Об этом в интервью РБК Нижний Новгород рассказал главный архитектор Нижегородской области, первый заместитель министра градостроительной деятельности и развития агломераций Сергей Попов.
Для Нижнего Новгорода это сравнительно новое направление, поскольку первый генеральный план города, созданный в годы СССР, не предполагал активной застройки заречной части из-за сложных гидрологических условий. Освоение низкого берега Оки фактически началось со строительством Горьковского автозавода. Город начал развиваться в заречной части, но именно как промышленный район.
«Вся система развития города Горького тогда была связана со строительством предприятий вдоль реки, социальная инфраструктура создавалась вокруг заводов. По сути, в советские времена в городе было четыре основные магистрали: Сормовское шоссе, Московское шоссе, проспект Гагарина и проспект Ленина, на которые были «насажены» заводы. Миграционные процессы тогда были минимальны – люди, как правило, жили там, где работали. К тому же, Горький был закрытым городом, где жилье строилось массово и по типовым проектам, и можно сказать, что застройка Ленинского района характерна для советского периода. В ней не было архитектурного разнообразия, но был очевидный плюс – строительство жилья сопровождалось появлением социальной инфраструктуры и организацией просторных комфортных дворов. Так Ленинский район стал классическим спальным районом рядом с производством», – рассказал Сергей Попов.
В современных условиях вынос промышленных предприятий к реке перестал себя оправдывать. Многие заводы прекратили свое существование, другие производства стали более компактными и уже не нуждаются в больших площадях. Это привело к перезагрузке пространства.
«У нас появилась возможность освободить береговую линию для жилья, общественной и рекреационной функции. И есть много проектов, которые уже осваивают береговую линию», – отметил главный архитектор Нижегородской области Сергей Попов.
Одновременна произошла трансформация транспортных потоков – нагрузка на магистрали возросла в несколько раз, и появилась необходимость в строительстве дорог-дублеров. В генеральном плане Нижнего Новгорода, принятом в 2010 году, путем функционального зонирования обозначены определенные подцентры, развитие которых обусловлено экономической активностью. Одним из таких подцентров стал как раз Ленинский район, на который возложены как минимум две основные функции – активное жилищное строительство и формирование мощной транспортной развязки.