Сегодня Ольга Погосян уверена, что дизайнерская ошибка может испортить человеку жизнь, а качественный интерьер – вывести на новый, более высокий уровень. Об особенностях своего авторского стиля она рассказала РБК.
- Вы один из немногих дизайнеров, кто сам выполняет архитектурную планировку дома. В чем преимущества такого подхода?
- Дело в том, что архитекторы и дизайнеры мыслят по-разному. Поэтому очень часто дизайнер, приходя на объект, понимает, что либо окна маленькие, либо мебель не умещается, либо дверной проем не там, где нужно. Приходится многое менять, передвигать, переносить. А почему бы не сделать все это сразу? Такой подход я практиковала уже не раз. Я изначально делаю планировку – со всеми стенами, санузлами и расстановкой мебели, а потом уже архитектор «поднимает» дом. И в результате клиент получает готовое жилье с качественной планировкой, в которую идеально вписаны дизайнерские решения. Поверьте мне, если планировка правильная, то и интерьер будет красивый. Даже если это просто белые стены или стоит мебель из массмаркета.
- Но ведь для этого нужно, чтобы дизайнер обладал компетенциями архитектора?
- Безусловно. Так работать может только дизайнер экспертного уровня с архитектурным образованием. Это эксклюзивная услуга для тех, кто ценит качество и комфорт и хочет преумножить свое состояние.
- Разве здесь есть взаимосвязь?
- Я заметила, что в моих интерьерах люди начинают зарабатывать еще больше. Это неоспоримый факт, который подтвердят мои клиенты. Заказчики получают настолько качественный уровень жизни, что неосознанно, а может быть, и сознательно, начинают генерировать новые идеи, решать более сложные задачи, работать еще лучше и еще больше. Жизнь в таком интерьере сравнима с ежедневным пятизвездочным путешествием, высокий стиль становится образом жизни.
- А бывает ли, что клиент сопротивляется, боится роскошного и статусного интерьера?
- Во-первых, статусный интерьер совсем не обязательно состоит из вензелей и позолоты, у меня есть и минималистичные проекты. А во-вторых, если человек не соглашается на дорогой проект, то значит, это просто не мой клиент. В этом нет ничего необычного, у всех разные возможности и разные запросы. Кто-то покупает машину за 2 миллиона, а кто-то за 500 тысяч. Такая же история и с интерьерами.
- Одно из ваших преимуществ в том, что вы «избавляете клиента от стройки». Как на практике это происходит?
- Если заказчик зарабатывает в день в разы больше, чем я, то у его просто нет времени контролировать стройку и покупать стройматериалы. Поэтому этими вещами буду заниматься я. Отношения с клиентами выстраиваются очень просто: я создаю проект, клиент его утверждает. Хочу отметить, что все мои проекты очень конкретные и подробные, в них детально проработаны все моменты – мебель, освещение и так далее. И после утверждения проекта на объект выходит бригада строителей, над которой я осуществляю авторский контроль. Все нагрузки я беру на себя, а клиенты в это время продолжают спокойно зарабатывать деньги, кто-то ездит отдыхать, кто-то – рожает детей.
Если надо уточнить какие-то детали (например, заменить плитку, которую только что сняли с производства), мы общаемся онлайн.
- Какой самый главный вопрос нужно задать дизайнеру, прежде чем заключить договор?
- Когда дизайнер предлагает вам посмотреть визуализации, обязательно спросите, сколько стоит реализация его проектов. Именно так: сколько стоит то, что вы видите на картинке. Опытный дизайнер, который сделал много объектов, всегда знает цену своих проектов. Таким образом, вы сможете определить профессионала и застрахуете себя от вариантов, которые являются для вас слишком дорогими или слишком дешевыми.
- Советуете ли вы смотреть варианты интерьеров до того, как обращаться к дизайнеру. Важно ли заранее определиться со стилем и направлением?
- Я не работаю по референсам (визуальным материалам, который собирают и изучают для разработки идей). К тому же, мне уже не раз в качестве референса присылали примеры моих же работ. Думаю, для клиента в первую очередь важен мой опыт – мои международные публикации, тот факт, что я преподаю в международной компании. Все это повышает доверие ко мне, как дизайнеру.
Сейчас я достигла того уровня, что клиент полностью полагается на мой вкус, но к этому я шла почти 20 лет.
- Значит ли это, что вы можете сработаться с любым клиентом, у которого есть деньги?
- Вовсе нет. Я сравниваю профессию дизайнера с работой психолога или врача. Мы так же общаемся с человеком очень тесно и на протяжении длительного времени. Поэтому важно, чтобы клиент доверял мне, принял мой характер и даже мою манеру общения. Я, например, очень часто спорю с заказчиками, отстаиваю свое видение, потому что уверена в своей позиции и всегда знаю, как нужно сделать. Справедливости ради скажу, что сейчас со мной уже мало кто спорит, и это дает мне возможность работать намного спокойнее и продуктивнее.
- Чей же все-таки характер должен отражать интерьер – дизайнера или клиента?
- В том-то и дело, что дизайн не должен отражать ничей характер! Нужно ли, например, отражать характер хозяина – смелого и решительного предпринимателя – в домашнем интерьере? Вряд ли. Другое дело, что вы можете отследить авторский стиль дизайнера, а дизайнер, в свою очередь, «считывает» образ заказчика. У меня, например, есть клиентка, которая для меня ассоциируется с весенним цветком, и во все интерьеры, которые я для нее создаю, я обязательно добавляю нотку свежести и нежности.
- Если продолжить аналогию с профессией врача или психолога, то может ли дизайнер навредить клиенту?
- К сожалению, да. Например, неудачным планировочным решением. Особенность работы дизайнера в том, что его ошибки могут быть не заметны сразу. Например, слишком далеко идти на кухню, когда вы пришли с тяжелыми сумками, или неудобно стоит диван, или вы обо что-то постоянно спотыкаетесь – деталей очень много! И вы будете изо дня в день чувствовать этот дискомфорт, даже не понимая, откуда он идет, будет накапливаться раздражение, которое вы будете переносить на ваших домочадцев. Я не устаю повторять своим ученикам и стажерам, что грамотное планирование пространство – это основа основ. К несчастью, большинство начинающих дизайнеров не имеют представления о пропорциях и эргономике, этому не учат в институте.
- Так что же такое дизайн?
- Дизайн – это не красивая картинка, это грамотно структурированное и эргономичное пространство, это гармоничная объемно-пространственная композиция. И это новое качество жизни, которое я прекрасно умею создавать.