
Параллельно идёт строительства нового тоннеля метро, что в перспективе значительно повысит мобильность жителей.
Первый рейс «Метеора» связал Нижний Новгород, Ярославль и Тверь
Пассажиры совершили первое путешествие по маршруту «Нижний Новгород – Ярославль – Тверь» на скоростном судне на подводных крыльях «Метеор 120Р „Капитан Полуэктов“». За четыре дня судно преодолело 1696 километров и перевезло 531 пассажира, соединив три крупных города на Волге. Следующим на маршрут вышел «Метеор „Конструктор Алексеев“», который выполнил рейсы с 5 по 8 сентября, следуя по маршруту с остановками в ключевых городах региона.
Развитие речных перевозок становится всё более заметной тенденцией. В 2024 году оператор скоростных судов перевёз 125,5 тыс. человек — на 50% больше, чем годом ранее. Из них 20,5 тыс. воспользовались межрегиональными маршрутами, что стало рекордом современной истории. Всего нижегородские компании перевезли около 494 тыс. пассажиров против чуть более 320 тыс. в 2023 году.
С мая 2025 года введены маршруты «Метеоров» из Нижнего Новгорода в Ярославль с остановками в Чкаловске, Юрьевце, Кинешме и Костроме. Регулярные рейсы в Казань теперь выполняются трижды в неделю, связывая Нижний Новгород с Чебоксарами, Козьмодемьянском и другими городами.
Трамвай возвращается в центр и выходит в новые районы
Нижний Новгород продолжает масштабную модернизацию трамвайной сети — одного из ключевых элементов городской транспортной системы. Уже в сентябре на обновлённую часть «Городского кольца» вышел трамвай № 2, который соединяет Черный пруд и улицу Маслякова. Этот маршрут пролегает через исторический центр города и играет важную роль в формировании удобной и экологичной транспортной среды в наиболее посещаемой части Нижнего Новгорода.
Параллельно стартовала реконструкция путей на улице Ильинской — от Маслякова до Добролюбова. Эти работы — часть масштабной программы модернизации электротранспорта, запущенной в 2022 году в рамках концессионного соглашения с ООО «Экологические проекты». Программа предусматривает закупку 170 современных трамваев, обновление около 150 км путей в однопутном исчислении, капитальный ремонт 15 тяговых подстанций и трёх депо.
Развитие трамвайной инфраструктуры не ограничивается центральными районами. Власти утвердили задания на разработку проектов планировки территорий для строительства новых трамвайных линий в Сормово, Ольгино и Новинках — районах, которые особенно нуждаются в экологичном и стабильном виде транспорта. Сормовский маршрут соединит улицу Судостроительную со станцией «Народная», а на юге города линии пересекут Ольгинское шоссе, федеральную трассу Р-158 и будущий дублёр проспекта Гагарина, связав новые жилые массивы с транспортным каркасом города.
Новые линии обеспечат транспортную доступность для более чем 85 000 жителей и свыше 2,6 млн кв. м нового жилья. Обособленное расположение путей позволит трамваям не зависеть от пробок и обеспечит предсказуемое время в пути, а переход на электротранспорт снизит нагрузку на дорожную сеть и улучшит экологическую обстановку. Пропускная способность новых маршрутов составит 41,5 тыс. человек в сутки, что эквивалентно 13,2 млн пассажиров в год. После завершения модернизации суммарный пассажиропоток трамвайной системы города вырастет до 62,1 млн человек в год — в 2,5 раза больше уровня 2021 года.

Канатная дорога удвоила пропускную способность
После модернизации подвижного состава в 2025 году Нижегородская канатная дорога перевезла за 4 месяца почти 1,5 млн пассажиров. Это на 41% больше, чем годом ранее. Наибольшая нагрузка приходится на выходные, а в будни пик смещается на вечер: всё больше жителей выбирают канатную дорогу как способ обойти автомобильные заторы.
Туристические группы посещают объект ежедневно, но летом заметный прирост пассажиров фиксируется с пятницы по воскресенье. Чтобы избежать очередей и обеспечить комфорт, экскурсионные поездки в основном организуются днем.
В апреле завершилась замена кабин — их число выросло с 28 до 56, что удвоило пропускную способность с 500 до 1000 человек в час и позволило сократить очереди. Новые кабины адаптированы для людей с ограниченными возможностями и перевозки велосипедов, а на линии внедрены системы видеонаблюдения и связи с диспетчером.

В Нижнем Новгороде тестируют белорусский троллейбус «Ольгерд»
Совершенствование трамвайной сети и развитие канатной дороги — лишь некоторые элементы масштабной программы по созданию устойчивой и экологичной транспортной системы города. Её дополняет внедрение современных троллейбусов, способных обеспечить более надёжное и удобное сообщение между районами.
С 25 сентября на маршрут № 1 «Мкр. Седьмое небо — станция Чаадаево» вышел в тестовом режиме новый троллейбус «Ольгерд» производства BKM Holding. Машина рассчитана на 88 пассажиров, оснащена системой кондиционирования и USB-портами и способна проходить до 15 км автономного хода, заряжаясь от контактной сети всего за 30 минут.
Перед выходом на линию троллейбус прошёл полную техническую проверку. В ходе испытаний специалисты оценят удобство и эффективность модели, что позволит принять решение о её дальнейшем использовании.
«Ольгерд» станет продолжением программы обновления электротранспорта в городе: ранее на этом же маршруте уже тестировались модели «Синара», «Авангард» и «Адмирал». Новые машины с расширенными возможностями автономного хода должны повысить надёжность и экологичность городских перевозок.

Метро: ключевой этап масштабной программы развития электротранспорта
Развитие электротранспорта в Нижнем Новгороде не ограничивается модернизацией наземной сети — самым масштабным направлением программы стало строительство новых станций и линий метро. На площади Свободы уже ведётся устройство бетонного основания («подушки») для тоннелепроходческого щита «Владимир», который завершает проходку второго тоннеля от станции «Сенная». Именно здесь будет собран и установлен комплекс, от которого начнётся финальный этап подземных работ.
Для строительства «подушки» потребуется около 150 тонн металлической арматуры и 850 кубометров бетонной смеси. Арматурный каркас укладывается секциями по дну котлована, после чего производится заливка. В дальнейшем эта конструкция станет частью будущего станционного комплекса.
Первый перегонный тоннель был завершён ещё в феврале 2025 года. Тогда 80-метровый тоннелепроходческий комплекс разобрали в демонтажной камере и вернули в стартовый котлован на «Сенной». Сейчас строителям предстоит уложить 1 072 кольца высокоточной обделки на глубине от 13 до 25 метров в сложных грунтовых условиях — это один из самых сложных и технологичных этапов проекта.

Развитие транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода набирает обороты. Инвестиции в речной, рельсовый, канатный и электрический транспорт формируют единую систему, способную справиться с ростом пассажиропотока и повысить качество городской среды. Уже в ближайшие годы новые маршруты, технологии и инфраструктура сделают город более удобным, связанным и экологичным.
Реклама. Рекламодатель АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru, erid: 2SDnjcoBU54