Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

«Госаптека»: высокая конкуренция — стимул для развития

«Госаптека»: высокая конкуренция — стимул для развития

На протяжении последних двух лет розничная аптечная сеть Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» (ГП НО «НОФ») претерпевает серьезные изменения.  Реструктуризация, оптимизация и автоматизация стали главными векторами развития «Госаптеки». К чему стремится государственная аптечная сеть региона, рассказал руководитель дивизиона розничных продаж ГП НО «НОФ» Александр Гришин:

«Госаптека»: высокая конкуренция — стимул для развития

— «Два года назад мы существенно поменяли структуру сети: теперь «Госаптека» состоит из 11 территориальных объединений, работа которых регулируется централизованно, из головного офиса. Такая реструктуризация была направлена, в первую очередь на то, чтобы иметь возможность регулировать ценовую и ассортиментную политику. И для этого понадобилось существенно перестроить и оптимизировать бизнес-процессы внутри предприятия.

В прошлом аптеки контролировали ценообразование самостоятельно, теперь же этот процесс централизован и базируется на аналитических данных: специалисты головного офиса учитывают спрос, закупочные цены, логистику, проводят анализ цен конкурентов и еще целый ряд исследований... Результатом такой работы являются сбалансированные и конкурентные цены на лекарства и товары аптечного ассортимента.

Эта схема, конечно, не новая! Метод сложного дифференцированного ценообразования давно используется на фармацевтическом рынке. В силу исторически сложившихся реалий государственная сеть работала по-другому, и нам пришлось перестраивать внутренние процессы, чтобы прийти к этой модели. Зато теперь мы точно можем отследить, насколько оправдана цена на каждый лекарственные препарат и насколько она конкурентна по сравнению с другими аптечными сетями региона.

То же касается и ассортиментной политики: если раньше каждая аптека заказывала лекарственные препараты и товары аптечного ассортимента, исходя из собственного понимания потребностей (зачастую, глубоко субъективного!), то теперь формирование ассортимента проходит также централизовано. Мы анализируем региональный фармацевтический рынок, изучаем потребности наших покупателей и стараемся поставлять в аптеки максимально востребованные лекарства и медизделия для каждой конкретной локации. Кроме того, мы добавили в ассортимент новые категории товаров, чтобы привлечь в аптеки более широкий круг клиентов.

И еще один немаловажный аспект, который затронула централизация, это – приведение всех аптек сети к единому стандарту оформления. «Госаптеки» всегда отличались тем, что располагались в просторных помещениях, где не было недостатка в освещении и в пространстве. Теперь же, в соответствии с современными тенденциями, мы делаем аптеки с открытой выкладкой товаров, контактной кассовой зоной и по возможности – с зоной отдыха для клиентов. Задача состоит в том, чтобы покупатель чувствовал себя комфортно внутри аптеки и хотел там задержаться.

«Госаптека»: высокая конкуренция — стимул для развития

Как известно, фармацевтический рынок – один из самых конкурентных. Какую позицию занимает государственная аптечная сеть региона среди множества коммерческих?

Государственный статус, безусловно, дает нам целый ряд преимуществ. Позиции «Госаптеки» в Нижегородской области традиционно сильны, не в последнюю очередь, благодаря той социальной функции, которую выполняет наше госпредприятие, а именно, обеспечение лекарственной безопасности нижегородцев. Наши аптеки и аптечные пункты располагаются зачастую в самых отдаленных и малочисленных населенных пунктах региона; там, где ни одна коммерческая сеть не откроет свою точку из-за низкой рентабельности. Мы же сознательно идем на то, что содержим там подразделение нашей сети, чтобы жители этого района имели возможность получить лекарственную помощь в нужном объеме. Мы этим гордимся и не планируем отказываться, хотя прекрасно понимаем, что максимальная эффективность таких аптечных пунктов состоит в достижении уровня безубыточности.

По-другому обстоит дело в областном центре и ряде крупных городов региона. Расширение зоны влияния и успешная работа в высококонкурентной среде в крупных городах региона и непосредственно в Нижнем Новгороде – это как раз та самая цель, которую мы поставили перед собой в начале реструктуризации. В настоящее время мы уже можем подвести некоторые промежуточные итоги: в 2024 году Нижегородская областная фармация открыла 10 аптек: 4 из них – в Нижнем Новгороде, по одной - в Семенове, Ковернино, Богородске и Навашино, и еще 2 аптеки – в Донецкой народной республике (в наших подшефных городах – Харцизске и Иловайске).

Мы готовы достойно конкурировать с федеральными сетями и уверены в собственных силах. В планах на 2025 год – открытие 20-25 новых точек в Нижнем Новгороде и близлежащих городах: Кстово, Бор, Дзержинск. Изучая конкурентную среду, мы пришли к выводу, что даже в случае открытия рядом с нашими аптеками точек других сетей мы не теряем трафик! Покупатели уходят из других сетей, но не от нас! Данные статистики позволяют нам делать вывод о том, что у нас правильно выстроенная ценовая политика, достаточный ассортимент продукции и высокая степень лояльности покупателей.

Кстати, у нас есть еще одно важное конкурентное преимущество – собственный фармацевтический склад, где обрабатывается более 20 000 позиций активной номенклатуры, а также - свой собственный автопарк, который позволяет нам доставлять любой лекарственный препарат в любую аптеку в течение суток (а по городу – в течение пары часов). А это значит, что мы имеем возможность открывать так называемые «Экспертные аптеки», где можно заказать и быстро получить огромное количество лекарственных препаратов, включая редкие или дорогостоящие.
Экспертные аптеки – это особый статус аптечной организации, который представляет из себя коллаборацию из льготных и коммерческих услуг; имеют расширенный ассортимент лекарственных препаратов и медизделий и ориентированы не просто на отпуск, но на полноценную фармацевтическую консультацию.

«Госаптека»: высокая конкуренция — стимул для развития

Говоря о фармацевтической консультации, нельзя не затронуть проблему кадров в фармации. Ни для кого не секрет, что в отрасли наблюдается определенный кадровый дефицит... Где вы берете квалифицированных специалистов для своих аптек?

Вариантов – много, нужно только умело их использовать! Репутация нашего госпредприятия и доверие сотрудников к работодателю обеспечивают нам достойный отклик на предлагаемые вакансии. Люди охотно идут работать в Нижегородскую областную фармацию, поскольку уверены в надежности, стабильности и устойчивости государственного предприятия. У нас на предприятии работает более 10 трудовых династий в трех-четырех поколениях. Кроме того, мы тесно сотрудничаем с профильными учебными заведениями – фармацевтическими колледжами и Приволжским исследовательским медицинским университетом. Студенты приходят к нам на практику, а после окончания вуза многие остаются у нас работать.

Еще один эффективный способ – обучение своих сотрудников. Сейчас в России активно обсуждается вопрос возврата аптечных организаций в систему здравоохранения. В частности, Ассоциация государственных аптечных сетей, председателем которой является генеральный директор ГП НО «НОФ» Павел Ястребов, активно выступает за необходимость такой реформы.

Однако, существуют определенные сложности, одна из которых – резкий кадровый дефицит, который может случится при таком переходе. Дело в том, что пока аптеки находятся в системе торговли, за первым столом имеют право работать продавцы-консультанты без профильного образования. Как только аптеки станут учреждениями здравоохранения, обслуживать покупателей там смогут только специалисты с фармацевтическим образованием - фармацевты или провизоры.
И вот тут хотелось бы подчеркнуть, что в сети «Госаптека» 90% сотрудников имеют профильное образование. И мы вовсю работаем над тем, чтобы довести эту долю до 100%: у нас есть несколько программ, по которым наши сотрудники имеют возможность получить среднее и высшее фармацевтическое образование за счет работодателя. Не говоря уже о том, что у нас есть целевые программы для абитуриентов фармколледжей и ПИМУ.

Кстати, такой процент высококвалифицированных специалистов позволяет нам в качестве стандарта обслуживания в «Госаптеке» делать упор именно на фармацевтическую консультацию, а не просто на отпуск лекарственных препаратов, что безусловно добавляет нам плюсов в конкурентном противостоянии.

О том, насколько важны квалифицированные кадры в нашей сфере, говорит тот факт, что в дивизионе розничных продаж Нижегородской областной фармации работают в разы меньше сотрудников, чем в аналогичных структурах коммерческих сетей. Но этот никак не сказывается на качестве нашей работы. Высокий уровень специалистов и большой процент автоматизации процессов позволяют нам выполнять весь объем работ с меньшими трудозатратами и высокой рентабельностью.

Реклама.  Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация» ИНН 5260136299
https://gpnof.ru