Все это стало возможным, благодаря внедрению в регионе инструментов Национальной социальной инициативы (НСИ).
О том, как этот процесс влияет на жизнь и здоровье нижегородцев - в нашей статье.
Быстрее, проще, доступнее
Болезни системы кровообращения, среди которых инфаркты, инсульты, тромбозы и другие сердечно-сосудистые недуги, остаются одной из основных причин смертности населения. Часто, чтобы спасти человеку жизнь требуется операция, а после нее длительное восстановление, требующее от пациента полной смены образа жизни, соблюдения рекомендаций врача.
Именно поэтому одной из первых жизненных ситуаций (ЖС), взятых в работу в Нижегородской области стала соответствующая ЖС. Она так и называется — «Получить высокотехнологичную медицинскую помощь пациенту с заболеваниями сердечно-сосудистой системы». В рамках данной ЖС был разработан целый комплекс мероприятий, для людей находящихся в группе риска или перенесших заболевание. О том, что такое «жизненная ситуация» и Национальная социальная инициатива мы писали ранее.
Выполнение пациентом рекомендаций врача после любой операции играет большую роль в восстановлении. А когда речь идет о лечении сердечно-сосудистой системы, важность этого вопроса возрастает. Но часто люди либо забывают, либо не обращают на это внимания, думая, что их уже и так вылечили
Разработанные мероприятия были направлены на решение 2-х основных задач:
- повышение информированности людей о профилактике и правильном лечении сердечно-сосудистых заболеваний;
- оптимизация и повышение эффективности высокотехнологичной помощи пациентам данной категории.
Например, чтобы было проще и быстрее записаться на прием к врачу, а медикам не надо было искать бумажные истории болезни, внедрили электронную запись к врачу и оцифровали документы. Теперь все необходимое у врача есть в компьютере.
Потом пошли дальше и стали вносить в единое цифровое пространство информацию о пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями, в частности, результаты их анализов. Таким образом, в любой больнице области, любой врач теперь может видеть всю историю болезни пациента, ход лечения и делать свои назначения с учетом основного заболевания.
Подспорье для врачей
Существенно ускорила процесс оказания медпомощи Единая цифровая платформа. Бывают ситуации, когда медикам нужна помощь более квалифицированного или узкопрофильного специалиста. Если такого нет рядом (например, если речь идет о сельских больницах), то единственный выход — это видеозвонок коллеге в областной центр, то есть телемедицинская консультация.
Современные технологии ускорили и процесс снятия и расшифровки ЭКГ. Раньше медики снимали ЭКГ, отвозили кардиограмму в ЦРБ, и только через 1-2 дня получали результат и сообщали его пациенту. А сейчас благодаря электрокардиографу, который передает дистанционно данные в специальный центр по их расшифровке, специалист почти сразу получает результат и оперативно принимает решение. Если подтверждается инфаркт миокарда (или высок его риск), пациента везут не в ближайшую больницу, а в специализированный первичный или региональный сосудистый центр. Так экономится драгоценное время для спасения жизни.
Параллельно с внедрением технологий идет процесс повышения информированности, как пациентов, так и медицинских работников. Разработаны информационные материалы, которые размещены на стендах в пилотных учреждениях и раздаются пациентам в виде буклетов.
«Принятые меры позволили повысить качество предоставления услуги получения высокотехнологичной медицинской помощи пациенту с заболеваниями сердечно-сосудистой системы посредством цифровизации, а также упростили процесс получения лекарственных препаратов», - отметил главный врач НИИ - Специализированная кардиохирургическая клиническая больница имени академика Б. А. Королёва Антон Максимов.
«Получение льготных лекарственных препаратов» — еще одна жизненная ситуация, работа над которой дала хорошие результаты и существенно упростила жизнь нижегородцев.
Теперь после посещения врача пациентам не нужно обходить несколько аптек. Данные о наличии лекарств теперь в единой системе и врач направляет пациента именно в ту, конкретную аптеку, где точно будет нужное лекарство. В итоге пациенты в 4,5 раза быстрее получают лекарства. Это стало возможным благодаря внедрению системы электронных рецептов.
По итогам 2023 года льготных электронных рецептов оформили 2,81 млн., а это 89,0% от общего числа.
За 9 месяцев 2024 года уже 95% рецептов выдано в электронном виде.
Важно, что сейчас электронный рецепт на льготные лекарственные препараты можно получить на всей территории региона.
Своевременная терапия
Многие заболевания, особенно хронические и онкологические, требуют раннего выявления для повышения шансов на успешное лечение и полное выздоровление.
Разработка и реализация жизненной ситуации «Повышение уровня выявления онкопатологии на ранней стадии» потребовала особого внимания и самый главный акцент был сделан на увеличении охвата людей, прошедших диспансеризацию и профилактические осмотры.
Благодаря ранней диагностике, в рамках диспансеризации и профмедосмотров, смогли выявить в 2,5 раза больше, чем в предшествующем году случаев рака на ранней стадии.
«Сейчас на онкоучете в Нижегородской области более 98 тысяч пациентов. Это очень большая цифра», — рассказал главный врач ГБУЗ НО «Нижегородский областной клинический онкологический диспансер» Сергей Гамаюнов. — «Но, она может быть еще больше, так как и продолжительность жизни растет и улучшается выявляемость заболеваний за счет внедрения новых технологий. Этого не надо пугаться. К этому нужно быть готовыми и современно вооруженными. И такая подготовка в регионе идет. Например, при строительстве Города здоровья будет также создан Центр ПЭТ\КТ, там в рамках развития ядерной медицины в регионе будет осуществляться диагностика людей, с подозрением на онкологию».
Все это стало возможно благодаря комплексу мер:
- оптимизирован маршрут прохождения профилактических осмотров и диспансеризации I этапа с 1 дня до 60 минут;
- увеличен режим работы в будние дни — с 8.00 до 20.00; в сб и вскр — с 9.00 до 15.00;
- осуществляется забор анализов и всех исследований в день обращения в поликлинику;
- организованы регулярные выездные диспансеризации на крупные предприятия региона. За 2023 г. провели диспансеризацию 82 медицинские организации на 1 159 предприятиях, осмотрено 106 202 чел. (за 9 месяцев 2024 осмотрено 125 282 работника на 3792 предприятиях);
- удалось снизить на 53% количество повторных эндоскопических исследований.
За четыре последних года мы открыли 10 центров амбулаторной онкологической помощи. Подготовили 130 врачей онкологов. Поставили сотни единиц современного оборудования. И сейчас самое важное, это ответственное отношение населения к своему здоровью. Пожалуйста, не ждите, когда где-то возникнет уплотнение, появится странная родинка или начнут мучать боли. Когда вы чувствуете себя абсолютно здоровым, не поленитесь, пройдите обследование
Кстати, сегодня каждый нижегородец может сам провести диагностику родинок на рак, используя для этого свой мобильный телефон.
Нижегородские ученые ПИМУ разработали приложение, позволяющее распознать рак кожи с помощью искусственного интеллекта. Для этого нужно просто сделать фото, загрузить его в приложение «ПроРодинки» и в течение минуты появится результат анализа.
Данный проект получил федеральную поддержку и стал одним из 13 победителей в отборе лидерских проектов в здравоохранении от АСИ по всей России. И сейчас сервисом пользуются более 1 млн человек из разных регионов России.
Стоит отметить, что Нижегородская область готова активно делиться своими наработками в области эффективной реализации жизненных ситуаций с соседними регионами. Например, к ЖС «Повышение уровня выявления онкопатологии на ранней стадии» проявлен интерес на федеральном уровне и ее регион планирует масштабировать.
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru