Об этом на заседании комитета заксобрания по экологии 17 сентября сообщил замминистра транспорта Нижегородской области Сергей Лунев.
Строительство городских обходов — один из самых приоритетных инфраструктурных проектов региона: Нижний Новгород на сегодняшний день — единственный миллионник без своей системы обходов. Эту тему обсуждали и на рабочей встрече вице-премьера России Марата Хуснуллина с губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным в конце июля. Какие обходы и в каком порядке строят вокруг Нижнего Новгорода, на каком этапе находятся работы и какую пользу региону они принесут — читайте в нашем материале.
Система транспортных обходов в Нижнем Новгороде, как неотъемлемая часть развития Нижегородской агломерации, разрабатывалась давно. Однако с февраля 2024 года, когда президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию озвучил создание нового нацпроекта «Развитие транспортной инфраструктуры», проект получил, что называется, «второе дыхание». Именно участие Нижегородской области в новом нацпроекте и обсуждалось на встрече Хуснуллина и Никитина.
С губернатором Глебом Никитиным обсудили ряд важных тем, которые требуют детальной проработки.Например, один из актуальных вопросов - полноценный дорожный обход Нижнего Новгорода. Таким дорогам сейчас уделяем много внимания. Очень плодотворная получилась встреча. Будем делать все, чтобы регион развивался еще активнее.
На текущий момент система обходов Нижнего Новгорода включает в себя:
- строительство 1-3 очередей Восточного обхода, включая новый мост через р. Волга
- завершение строительства двух этапов Южного обхода
- проект строительства Северного обхода (реализация проекта приостановлена ввиду отсутствия источников финансирования)
Восточный обход
Восточный обход Нижнего Новгорода будет начинаться от трассы М-7 в Кстовском районе вплоть до набережной Гребного канала. Разработка проекта первой очереди стартует в 2024 и закончится в 2025 году. Приступить к строительству можно будет после подготовки документации и определения источников финансирования.
Восточный обход - самый ожидаемый из всех, первый по необходимости для Нижнего Новгорода. Сейчас связь между федеральными трассами Р-177 «Поветлужье», М-7 «Волга», Р-158 «Нижний Новгород-Саратов» обеспечивается по региональным и местным дорогам, и весь транзитный транспорт межрегиональных перевозок проходит через улично-дорожную сеть Нижнего Новгорода. При этом именно на городской территории расположена и единственная во всем регионе крупная дорожная переправа через Волгу (ближайшая альтернативная переправа с необходимой пропускной способностью находится примерно в 300 км - на территории Республики Чувашия).
Таким образом, строительство Восточного обхода разгрузит городскую дорожную сеть и упростит межрегиональные грузоперевозки.
Общая протяженность Восточного обхода будет уточнена по результатам положительного заключения экспертизы трех очередей проекта. Предварительно, в рамках предпроектной работы озвучивалась протяженность до 45 км по всем трем очередям.
Строительство обхода критически важно для обеспечения связанности территорий Нижегородской агломерации, а также для логистических связей с соседними регионами, с учетом действующей сети федеральных трасс. В орбите Восточного обхода планируется создание новых рабочих мест, совокупный потенциал которых составляет 3600 мест.
Срок реализации Восточного обхода вместе с проектированием и строительством составляет 7,5 лет. Сейчас подготавливается конкурсная процедура на проектно-изыскательные работы (ПИР) по первой очереди обхода, на что в бюджет региона заложено в совокупности 480 млн руб.
Кроме того, одной из важных составляющих Восточного обхода станет речной мультимодальный порт на Бору, под который планируется создать особую экономическую зону.
Создание речного грузового мультимодального порта, а впоследствии образование на его базе портовой особой экономической зоны в городе Бор, — один из важнейших проектов по развитию логистических узлов на территории Нижегородской области. Он предполагает строительство двух портовых терминалов, которые могут использоваться для транспортировки промышленных грузов в южные регионы страны, а также в Турцию, Иран, Египет. Логистический хаб будет использоваться для поставки сырья, промышленной продукции, что, в свою очередь, положительно скажется на развитии межрегиональной и международной торговли.
Южный обход
Немалая часть Южного обхода уже построена. Осталось проложить участок длиной 27,8 км в рамках второго и четвертого этапов проекта — между Шелокшей и трассой М-7. Это непростой для строительства участок: дорога пройдет по пересеченной местности, потребуется возвести путепроводы и мосты через реки Озерку, Цедень, Шавку и Дудоровку.
Это второй по важности и значимости обход после Восточного. Срок реализации работ, включая проектирование, составит до трех лет при выделении федерального финансирования. По плану, его выделят в 2028 г. с учетом завершения строительства всех этапов трассы М-12.
Северный обход
Проект строительства Северного обхода еще далек от реализации и в настоящий момент приостановлен.
Стоимость реализации проекта в 2022 году, в рамках поданной тогда частной концессионной инициативы (ЧКИ), составляла 84,44 млрд руб. Эта стоимость может быть уточнена по результатам заключения госэкспертизы в будущем. На текущий момент она не актуализировалась — переговоры с потенциальным концессионером приостановлены.
Обход Балахны
Говоря о системе дорожных обходов в Нижегородской области, уместно также упомянуть и обход Балахны.
Он станет частью трассы Р-152. Обход начнется от Лукинского поворота, пройдет через поселок Гидроторф и деревню Истомино, а потом соединится с объездной дорогой в районе Галкино. Его протяженность достигнет 24 км, а на пути планируется обустроить три дорожные развязки.
Решение о начале строительства данного обхода было принято еще в 2008 году, однако достроить его полностью долго не представлялось возможным. До недавнего времени обход Балахны считался крупнейшим недостроенным дорожным объектом в Нижегородской области.
Однако в начале 2024 года губернатор Глеб Никитин подписал распоряжение об условиях создания объездной магистрали. Согласно документу, концессию намерены заключить в 2024 году, а завершить работы — до конца 2028 года.
В целом же, со временем Нижний Новгород должен получить полноценное «обходное кольцо». По словам губернатора , это обеспечит полный вывод транзитного потока за пределы одного из крупнейших городов страны, определятся границы его развития и всей агломерации на ближайшие десятилетия вперед. В долгосрочной перспективе в зоне действия обходов появится не менее 24,6 млн кв. метров жилья и десятки экономических центров роста.
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru