Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
Нижегородская система образования перестраивается под современные вызовы экономики страны. Регион всегда имел сильную инженерную школу.

И сейчас большое внимание уделяется именно техническим специальностям. А в последние годы в школах и учреждениях допобразования открываются всё новые профильные классы — инженерные, агро-, ИТ и других направлений.

Также в Нижегородской области работают детские технопарки «Кванториум» и «ИТ-кубы». Для школьников разработаны методы для профориентации, в том числе с помощью VR-технологий, и организованы экскурсии на современные высокотехнологичные промышленные предприятия.

Что такое бесшовная система образования и какая работа проводится, чтобы заинтересовать школьников будущей профессией? Расскажем в нашем материале.

Классная подготовка

В школах региона открыто более 600 профильных классов, в которых учатся почти 11 тыс. детей. Профильные предпрофессиональные классы систематизированы в 11 отраслевых направлений и охватывают практически весь реальный сектор экономики. В отличие от углубленных классов профильное обучение даёт школьникам практические навыки.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

«Это инновационный подход к образованию, подготовка учеников ведется качественно. Сейчас мы работаем над повышением уровня выпускников профильных классов, что, несомненно, отразится на их карьерной траектории», — отметила ректор Нижегородского института развития образования Елена Окунькова.

Так, Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» является индустриальным партнером восьми инженерных классов в шести школах региона с 2023 года. В авиастроительных классах учатся около 200 ребят.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

Школьников знакомят с производственными площадками, показывают процесс изготовления самолета, литейный цех. Также сотрудники предприятия проводят профориентационные уроки в школах. А в старших классах приглашают ребят на практику.

При поддержке Горьковского автомобильного завода в рамках его программы развития территорий «Новый социальный вектор» (реализуется при поддержке промышленника Олега Дерипаски) в пяти школах Автозаводского района Нижнего Новгорода работают профильные инженерно-технологические классы. Они являются частью фирменной системы подготовки кадров автомобильного завода. Она включает в себя образовательные проекты на региональном и федеральном уровнях, экспертную и материальную поддержку профориентационных инициатив, работу с учреждениями среднего, среднего профессионального и высшего образования.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

«В современных реалиях задача расширения программ подготовки профессиональных кадров для промышленных производств особенно актуальна. В фокусе внимания промпредприятий — ранняя профориентация и развитие инженерно-технического творчества», — сказала директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.

В шести школах Нижнего Новгорода в инженерных судоклассах обучаются будущие корабелы. В инженерных 10-х классах ребята углубленно изучают математику, физику, информатику. Кроме того, дополнительно организована внеурочная деятельность судостроительной направленности. Обучение проходит при поддержке нижегородского завода «Красное Сормово», Нижегородского технического университета и Санкт-Петербургского морского технического университета.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

Сразу в 42 школах Нижегородской области работают аграрные классы. Программу для агроклассов разработали в Нижегородской сельскохозяйственной академии. Они позволяют готовить кадры с прицелом под конкретные задачи АПК. Ребята изучают современные технологии в сельском хозяйстве, а также посещают ведущие предприятия региона.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

Кванториумы и ИТ-кубы — бонусы образования

Для дополнительного погружения в будущую профессию в области работают 9 детских технопарков «Кванториум» и 7 ИТ-кубов. Детские технопарки открыты на Бору, в Сарове, Нижнем Новгороде на базе Горьковского автомобильного завода. Два технопарка «Кванториум» обучают детей при школах в Нижнем Новгороде и Кстове, а три мобильных «Кванториума» выезжают в отдаленные муниципалитеты области.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

Занятия в «Кванториумах» бесплатные. Они рассчитаны на детей 7–14 лет и разделены на направления: «Автоквантум», «Промробоквантум», «Хайтек», «Промдизайнквантум», «DATA-квантум», «VR/AR-квантум» и другие. Каждый квантум — это один учебный год. В 2023 году в «Кванториумах» занимались более 9 тыс. ребят, а в мероприятиях технопарков приняли участие более 40 тыс. детей.

В центрах цифрового образования, ИТ-кубах Нижегородской области за учебный год погружение в профессии информационных технологий проходят обучение более трех тысяч детей.

Ориентация на профессию

Определиться в выборе профессии школьникам помогает Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП), где они знакомятся со специальностями, в том числе с помощью VR-технологий. За 2023 год изучить работу пожарного, токаря, оператора БПЛА, машиниста крана, логиста в виртуальной реальности смогли 2682 школьника.

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

Также ЦОПП организовывает экскурсии на предприятия для школьников. Там они могут познакомиться с историей, производственным циклом и технологиями ведущих нижегородских предприятий, а также подробнее изучить содержание деятельности ряда востребованных на современном рынке труда профессий.

Куда можно попасть с экскурсией?

  • АО «Княгининская швейная фабрика»
  • ЗАО «Завод Труд»
  • АО «Дзержинская швейная фабрика «Русь»
  • ЗАО «Чкаловская швейная фабрика»
  • ООО «Богородская обувная фабрика»
  • ПАО «Завод им. Г. И. Петровского»
  • Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ)
  • ПАО «Русполимет»
  • ЗАО «Богородский швейно-галантерейный комбинат»
  • ООО «Спасский промкомбинат»
  • Центр противопожарной пропаганды и общественных связей
  • НАЗ «Сокол»-РСК «Миг»
  • ООО «Торговый дом «АГАТ»

Ученики посещают дополнительные тематические занятия и изучают рабочие процессы на предприятиях региона. Знакомятся с профессиями и разрабатывают собственные проекты.

Михаил Пучков
МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Михаил Пучков МИНИСТР ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

В профориентации ребёнка самое важное — дать ему возможность попробовать себя в разных профессиях. Именно в процессе проб и ошибок можно понять, к чему у него есть склонность. Даже если тесты показывают определённый тип профориентации, это не означает, что его будущая специальность уже выбрана. Нужно предоставить ему возможность познакомиться с различными профессиями, включая те, которые не относятся к его изначальному типу профориентации. Только так мы поможем ему сделать оптимальный выбор в будущем.

Единая концепция профориентационной работы

С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации
С детства в карьеру: новые подходы в профориентации

В настоящее время министерство образования Нижегородской области совместно с другими ведомствами и специалистами в сфере образования разрабатывает проект, направленный на осознанный выбор профессии детьми – от детского сада до вуза.

Проект предполагает создание экосистемы профориентации, которая будет включать в себя всех участников процесса: детские сады, школы, организации среднего профессионального образования, вузы и предприятия. Кроме того, планируется разработать и внедрить методические рекомендации, учитывающие профессиональные, возрастные, психологические и региональные особенности.

Таким образом, в регионе идёт работа по созданию системы бесшовной профориентации, основанной на общих подходах к образованию и организации учебного процесса.

Ирина Кизилова
ЗАММИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ирина Кизилова ЗАММИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Главная цель образования — помочь ребёнку не только освоить какой-то предмет, но и научиться ориентироваться в современном мире. Важно, чтобы ребёнок мог применять полученные знания и навыки в той сфере, которая ему интересна и близка. Это и есть концепция бесшовного образования, где конечный результат — понимание того, кто ты есть, зачем ты здесь и кем ты хочешь стать.

Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52

Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru