Вызовы времени способствовали трансформации телекоммуникационной компании в мощную ИТ-структуру, обладающую компетенциями в различных сферах и создающую собственные продукты для государства, бизнеса и граждан.
«Несколько лет назад мы определили для себя ряд ключевых направлений: это ЦОДы и облачные технологии, информационная безопасность, электронные сервисы и цифровые решения. Сегодня мы понимаем, что не ошиблись», – говорит президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский.
На первой конференции Rostelecom Tech Day 2023 были представлены проекты, которые определят векторы развития компании и российского ИТ-сообщества на ближайшие несколько лет.
Операционная система «Аврора 5.0»
Обновленную операционную систему «Аврора» называют прорывом мобильной корпоративности. На Rostelecom Tech Day презентовали ОС «Аврора 5.0», а в 2024 году устройства на ее базе появятся в рознице.
В современных условиях «Аврора» становится едва ли не единственной системой, которой могут безопасно пользоваться представители органов государственной и муниципальной власти, силовых структур и госкорпораций. Система имеет сертификацию ФСБ и ФСТЭК, а устройства на «Авроре» используют сотрудники «Почты России», РЖД, «Росатома», «Россетей» и, конечно, «Ростелекома». Планшеты на операционной системе «Аврора» были рабочим инструментом 360 тысяч переписчиков во время проведения Всероссийской переписи населения.
«Сегодня «Аврора – это не только операционная система для мобильных устройств, но и производительная платформа управления мобильными устройствами, а также открытый инструментарий разработки, который позволяет в один клик переносить проекты, написанные для других ОС сразу на «Аврору», – отмечает в ходе презентации генеральный директор компании «Открытая мобильная платформа» Павел Эйгес.
В «Ростелекоме» утверждают, что пятая версия «Авроры» призвана удовлетворить ожидания пользователей, привыкших к iOS и Android. Несмотря на то, что это по-прежнему инструмент для корпоративной связи, разработчики не исключают органичного выхода российской операционной системы на массового клиента, хотя напрямую такой задачи и не стоит.
«Аврора 5.0» получила обновленный интерфейс (при его создании дизайнеры вдохновлялись, в частности, пейзажами Камчатки), собственный уникальный жест для вызова контекстного меню, а также специальную верстку, адаптированную под планшеты.
«Много лет реальной промышленной эксплуатации устройств с «Авророй» – это то, что позволило нашей команде спроектировать новый интерфейс и расширить библиотеку графических элементов. Мы верим, что интерфейс «Авроры 5.0» оценят и наши существующие, и новые пользователи», – отмечает Павел Эйгес.
Павел Эйгес рассказал и о планах сделать «Аврору» национальной мобильной средой. В этом направлении разработчики сотрудничают с Национальной системой платежных карт (оператор платежной системы «Мир» и Системы быстрых платежей), а также отечественным магазином приложений RuStore.
Платформа управления разработкой «Лукоморье»
«Лукоморье» — это экосистема ИТ-продуктов, обеспечивающая полный цикл разработки программного обеспечения. На сегодняшний день это один из самых крупных импортозамещающих проектов «Ростелекома». Решение о его разработке было принято на фоне ухода из России иностранных вендеров. Старт продаж намечен на январь 2024 года.
Предполагается, что платформа станет единой цифровой средой для разработчиков, владельцев продуктов и руководителей проектов и будет включать в себя более 50 компонентов. Наименования этих компонентов заслуживают особого внимания.
На вопрос о том, почему названия целого ряда разработок «Ростелекома» пишется латиницей, старший вице-президент по ИТ Кирилл Меньшов объясняет: «Большинство англоязычных ИТ-терминов не имеют полноценных аналогов в русском языке. Когда мы говорим, к примеру, Aurora Studio, все сразу понимают, о чем идет речь. А формулировка «Студия «Аврора» вызывает ассоциации с художественной или фотостудией».
Системе ИТ-продуктов «Лукоморье» эти проблемы неведомы, как пушкинские дорожки. Названия ключевых компонентов экосистемы – подчеркнуто локальные. Это, например, ядро системы – производственный конвейер разработки «Яга», модуль управления статьями и артефактами «Кощей», безопасный репозиторий средств разработки «Феникс» или маркетплейс плагинов «Ярмарка».
Создатели «Лукоморья» рассказывают, что планируют и дальше придерживаться сказочной темы. Возможно, в будущем обратятся к фольклору других народов России.
Директор по развитию информационных систем «Ростелекома» Дарий Халитов отмечает, что искусственный интеллект, внедренный в «Лукоморье», позволит российским специалистам значительно облегчить процесс создания собственного программного обеспечения. Пользователь сможет сам настраивать проекты и выбирать методологию, а встроенные инструменты миграции помогут корректно и без потерь перейти на «Ягу» с иностранных платформ.
«Яга» – это, с одной стороны, достаточно понятный инструмент управления задачами и проектами, а с другой стороны – единое окно, связующее все элементы, используемые командами в процессе разработки программного обеспечения. Мы придерживаемся подхода, который называем «Яга-центричностью». Он заключается в том, что мы адаптируем и кастомизируем наш инструмент под модели работы конкретной команды», – рассказывает Дарий Халитов.
Центры обработки данных
Сейчас в структуре «Ростелекома» работают 22 центра обработки данных (ЦОД) общей емкостью 20,9 тыс. стоек. К 2028 году количество стоек увеличится вдвое, причем половину из них установят в регионах. О потенциале регионов в части облачных решений говорит директор по продуктам «Ростелеком-ЦОД» Александр Обухов.
«Центральные регионы, безусловно, лидируют, поскольку в них находятся центры принятия решения крупных компаний. Но мы ведем активную работу по расширению нашего присутствия, поскольку для развития облачных услуг важно нахождение сервисного ресурса в региональном ЦОДе», – подчеркивает Александр Обухов.
На сегодняшний день собственный сервис «Ростелекома» «Публичное облако 2.0» полностью заместил иностранные облачные решения. Технология будет дорабатываться, но уже не нуждается в дополнительном замещении.
Отраслевые решения
На Rostelecom Tech Day также представили обновленную линейку программных продуктов Basis Dynamix для обслуживания ИТ-объектов с высокой критичностью, комплексный продукт для управления доступом Solar, нишевые решения для промышленности, продаж, медиа, сельского хозяйства и других отраслей.
Самым необычным решением, представленным на конференции, в кулуарах однозначно назвали «Цифровой улей» от «Ростелекома». Система позволяет дистанционно мониторить состояние пчелиных семей в ульях, решая тем самым глобальную проблему продовольственной безопасности государства.
Вице-президент «Ростелекома» Валерий Ермаков рассказывает, что ежегодно в России погибает до 20% популяции пчел, и если ситуация не изменится, то к 2035 году пчел не останется вовсе. А это, в свою очередь, может привести к глобальной катастрофе – исчезнут хлопок, шерсть, молочные продукты, многие привычные овощи и фрукты, а опылять растения людям придется самостоятельно.
Комплексная система «Цифровой улей» позволит вовремя оповещать хозяев пасек о внештатных ситуациях, предупреждать роение, а также на 15% увеличить сбор меда и на 20% – количество пчел.
Первая конференция Rostelecom Tech Day стала своего рода пробным шаром – первой масштабной презентацией цифровых решений от «Ростелекома». В компании думают о том, чтобы проводить такие мероприятия регулярно, и представлять на них не только сервисы и продукты, но и подходы, которые применяют в своей работе сотрудники коммерческого блока компании.
Одним из таких решений поделился директор по работе с малым и средним бизнесом «Ростелекома» Тимофей Абраменко.
«Голосовые роботы облегчают работу менеджеров, но иногда раздражают клиентов. Поэтому мы добавили такую функцию: когда клиент спрашивает «Я что, с роботом разговариваю?», голосовой помощник отвечает «Вы меня раскрыли, но никому не говорите». Как правило, шутка принимается, и общение продолжается дальше», – рассказал Тимофей Абраменко.
Реклама. ПАО "Ростелеком". nnovgorod.rt.ru