Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Дефицит рабочих кадров: почему возник и как восполнить

И.О. директора Нижегородского индустриального колледжа Александр Аникиец
И.О. директора Нижегородского индустриального колледжа Александр Аникиец
Образовательный проект «Наставничество» реализуется в Нижегородской области на базе Центра опережающей профессиональной подготовки, входящего в структуру Нижегородского индустриального колледжа.

Нехватка квалифицированных рабочих кадров – один из главных вызовов современного рынка труда. Особенно актуальна эта проблема для развитых промышленных регионов, к которым относится и Нижегородская область.

В 2023 году распоряжением губернатора была утверждена кадровая стратегия, которая стала основой для реализации концепции по формированию и развитию рынка труда. Одной из ее главных составляющих является выстраивание на предприятиях системы наставничества для адаптации и удержания молодых сотрудников.

Кадровый вызов

«Развитие производства, импортозамещение, создание новых и расширение существующих предприятий – для решения всех этих задач нужны кадры. Сейчас на рынке труда наблюдается дефицит персонала. Рабочие специальности не пользуются популярностью из-за стереотипов, в условиях конкуренции за персонал растут зарплаты. И вполне логично, что предприятия повышают требования к компетенциям и заинтересованы в более высокой производительности труда», – объясняет и.о. директора Нижегородского индустриального колледжа Александр Аникиец.

Индустриальный колледж готовит кадры для машиностроения, обрабатывающей промышленности, строительства и других отраслей.

Образовательные программы в первую очередь ориентированы на запросы промышленных партнеров, в числе которых такие знаковые для региона компании как «Группа ГАЗ», «Нижегородский завод 70-летия Победы», «Красное Сормово», ННДК. И даже в условиях устоявшегося партнерства образованию приходится постоянно подстраиваться под новые запросы, задачи и технологии. Для этого применяется дуальная система подготовки, при которой значительная часть учебного времени отводится на практические занятия не только в мастерских колледжа, но и непосредственно на предприятиях.

Дефицит рабочих кадров: почему возник и как восполнить

Системный подход к профобразованию

С 2020 года на базе колледжа работает Центр опережающей профессиональной подготовки, который координирует работу всей системы профессионального образования в регионе. ЦОПП занимается ранней профориентацией школьников, синхронизирует программы подготовки с запросами промышленных предприятий, содействует трудоустройству выпускников и готовит краткосрочные образовательные программы под потребности работодателей.

В рамках проекта «Наставничество» ЦОПП инициировал и организовал разработку программ, а также проведение пилотного проекта.

Комплексное решение по внедрению принципов наставничества было разработано при поддержке Корпоративного университета правительства Нижегородской области и Областного кадрового агентства «ОКА». В состав межведомственной проектной группы вошли эксперты федерального уровня – практики бизнеса, преподаватели колледжей и вузов Нижегородской области.

«Наставничество является неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированного специалиста. Безусловно, это практикуют многие предприятия, но не все обладают системным подходом к формированию подобных компетенций. Именно поэтому в рамках реализации кадровой стратегии Нижегородской области было принято решение о создании единого ресурса, объединяющего возможности дополнительного профессионального образования региона», – отмечает и.о. директора Нижегородского индустриального колледжа.

Дефицит рабочих кадров: почему возник и как восполнить

Адаптация через наставничество

Одним из первых шагов стало обучение наставников, в чьи задачи входит адаптация студентов и молодых работников. В пилотном проекте приняли участие 12 нижегородских компаний, в том числе «ТИКО-Пластик», «РУМО» и «Гидромаш». Обучение прошли 80 специалистов – сотрудники производственных подразделений, тренеры корпоративных обучающих центров, руководители и менеджеры служб по управлению персоналом.

«Сотрудничая с промышленными предприятиями, мы понимаем, что как бы качественно мы не готовили студента, когда он приходит на производство – на практику или уже на работу – ему обязательно нужен человек, который поможет ему адаптироваться. Причем важно, чтобы этот наставник обладал не только производственными, но и педагогическими, тренерскими компетенциями, чтобы он мог правильно донести информацию», – объясняет Александр Аникиец.

Чтобы не отвлекать людей от производства, обучение наставников проходит непосредственно на производственных площадках работодателей. По окончании курса программы тренингов передаются в учебные центры предприятий, чтобы тренеры потом могли самостоятельно обучать наставников. Такой подход в разы повышает эффективность программы.

«Мы только запустили проект, а уже получили очень хороший отклик. Сейчас мы разрабатываем систему оценки, чтобы понять, насколько эффективно прошла наша учеба. В 2024 году мы планируем серьезно расширить эту работу, а основным результатом для нас будет то количество студентов или начинающих сотрудников, которые смогли адаптироваться на производстве, остаться в штате предприятия благодаря внедренным с нашей помощью программам наставничества», – подчеркнул и.о. директора Нижегородского индустриального колледжа Александр Аникиец.


ГБПОУ «Нижегородской индустриальный колледж»
Приёмная: +7 (831) 282-66-06

Реклама. ГБПОУ НИК niknn.ru