Каждый город, тем более город-миллионник, это огромный и сложнейший организм, который ни на секунду не может замереть в своём развитии. Естественно, это касается и Нижнего Новгорода: растут новые микрорайоны, строятся школы и детские сады, возводятся мосты, прокладываются дороги, расширяются линии метро… Список этот можно и продолжать, но суть в том, что все изменения вместе (и каждое в отдельности) преследуют одну общую цель – создание комфортной среды для жизни нижегородцев.
Горожанин хочет жить в уютной и современной квартире, но при этом быстро и с комфортом добираться до работы, магазина, кинотеатра, спортзала… И желательно, чтобы у человека был выбор: сесть ли, к примеру, на электробус, спуститься в подземку или же поехать на личном автомобиле. И для того, чтобы обеспечить это разнообразие, требуется развитие транспортного каркаса города, хотя в нашем случае правильнее говорить о дорожной инфраструктуре Нижегородской агломерации. В последнюю, кроме областного центра, входят Борский, Дзержинский, Богородский, Кстовский, Балахнинский и Городецкий округа. Нижегородская агломерация является крупнейшей в Поволжье. Она – драйвер экономического роста всего региона: здесь сконцентрировано более 60% населения области и 75% валового регионального продукта (ВРП).
За обсуждением экономического эффекта, который получит регион от развития Нижегородской агломерации, не стоит забывать о том, что речь идёт прежде всего о людях. Каждый шаг мы должны делать, исходя из предполагаемой пользы для нижегородцев и наших гостей. Задача перед нами стоит крайне интересная и весьма непростая — необходимо постараться предусмотреть сразу всё: рост доступности образования, строительство качественного жилья, повышение мобильности населения, создание высокооплачиваемых рабочих мест, формирование комфортной городской среды и многое другое.
Базовая программа развития агломерации включается в себя три основных направления: развитие жилищного строительства, в том числе южных территорий Нижнего Новгорода; реформа общественного транспорта; редевелопмент исторического центра. Юг столицы Приволжья — это посёлок Новинки и деревня Ольгино, которые совсем недавно вошли в состав областного центра. Эти площади предлагается развивать с помощью инновационного механизма комплексного развития территории (КРТ). Недавно, для обеспечения связности территорий, здесь было завершено возведение крупной развязки: масштабное жилищное строительство будет полностью синхронизировано с дорожным каркасом. Транспортная доступность нового микрорайона будет обеспечена путём строительства дублёра проспекта Гагарина, в состав которого войдёт пятый мост через Оку.
Внутригородские магистрали такого масштаба в постсоветской истории Нижнего Новгорода ещё не строились. Да, появляются новые локальные проезды, расширяются существующие дороги. Ярким примером служит Комсомольское шоссе, где минувшим летом развернулась солидная ремонтная кампания: расширена проезжая часть, появились новые поворотные полосы, обновлён тротуар, приведён в порядок виадук.
Выгода для города и горожан
Проспект Гагарина является единственной транспортной артерией, соединяющей жилые массивы и промышленные районы, расположенные вдоль Оки, с деловым и историческим центром Нижнего Новгорода. Кроме того, эта городская магистраль примыкает к федеральной трассе Р-158 «Нижний Новгород — Саратов», по которой можно быстро добраться до новой скоростной дороги М-12 и центров паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров».
Дорожная ситуация на проспекте Гагарина на сегодняшний день далека от идеальной: среднегодовая суточная интенсивность движения транспорта здесь превышает 73 тыс. авто/сутки, а к 2030 году увеличится до 110 тыс. авто/сутки. Уровень загрузки магистрали в пиковые часы превышает 100%, поэтому необходимо разгрузить одну из главных дорог Нижнего Новгорода.
Строительство дублёра проспекта Гагарина позволит обеспечить транспортную доступность более 7 млн кв.м жилья. Речь идёт о 240 тыс. человек – потенциальных жителях новых жилых комплексов, построенных в том числе на площадках КРТ в деревне Ольгино и посёлке Новинки – только здесь планируется ввести около 3 млн «квадратов». Благодаря созданию социальной и иной необходимой для комфортного проживания инфраструктуры на южных территориях столицы Приволжья сформируется новый район с населением около 130 тыс. человек. В целом же, с учётом перспективной застройки, зона действия дублёра охватит 613 тыс. нижегородцев.
Мост через Оку, строительство которого предусмотрено в рамках 4 очереди дублёра проспекта Гагарина, станет пятой переправой через эту реку в Нижнем Новгороде. Он значительно повысит транспортную связанность заречной и нагорной частей города, разгрузит существующую улично-дорожную сеть и крайне перегруженный Мызинский мост: прогнозируется, что к 2040 году по нему в среднем будут проезжать 68 тысяч автомобилей в сутки.
Сергей Морозов
И.О. ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГУБЕРНАТОРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дублёр проспекта Гагарина – это долгожданный проект, который решит накопившиеся десятилетиями проблемы в логистике между сразу несколькими крупными районами города, и обеспечит подключение строящегося жилья к улично-дорожной сети. Правительством области была проведена большая подготовительная работа для формирования проекта концессионного соглашения. Уже через четыре с половиной года нижегородцы получат новую, современную магистраль. Реализация такого масштабного проекта стала возможным благодаря поддержке правительства РФ и Минтранса России – с появлением механизма инфраструктурных бюджетных кредитов.
Дублер проспекта Гагарина – уже реальность
Правительство Нижегородской области уже опубликовало проект концессионного соглашения по строительству дублёра проспекта Гагарина. Началась процедура отбора концессионера для реализации масштабного регионального инфраструктурного проекта, включающего 2, 3 и 4 очереди новой городской магистрали протяженностью 12,8 км: от пересечения с улицей Ларина до улицы Фучика в Автозаводском районе, включая строительство нового моста. Стоимость указанных очередей составит 64,44 млрд рублей, однако она может быть уточнена по результатам заключения госэкспертизы.
В рамках проекта предполагается привлечение финансирования из различных источников, включая инфраструктурные бюджетные кредиты, банковское проектное финансирование и прямые федеральные субсидии. Последние планируется направить на самую капиталоемкую и технологически сложную часть проекта — строительство новой переправы через Оку. В сентябре 2023 года регион подал соответствующие заявки в Федеральное дорожное агентство для привлечения средств в размере 19,8 млрд рублей.
Важно отметить, что в настоящее время федеральное финансирование по крупным дорожным проектам предоставляется исключительно в форме частичного софинансирования капитальных расходов в рамках концессионных соглашений, что повлияло на юридическую схему реализации проекта.
Концессионное соглашение предусматривает два варианта реализации проекта: с привлечением федерального финансирования — строительство 2, 3 и 4 очередей или без федеральной помощи — 2 и 3 очередей протяженностью 9 км. Строительство 2 и 3 очередей является критически важным, учитывая, что они являются частью будущей улично-дорожной сети крупнейших проектов развития территорий в Ольгине и Новинках.
Так или иначе, планируется, что проезд по дублёру проспекта будет платным. Организация сбора платы запланирована с использованием безбарьерной системы free-flow, что даст возможность безостановочного проезда транспорта без снижения скорости по всем очередям магистрали. Базовый тариф для легковых автомобилей запланирован в размере 4,48 рублей за километр, для грузовых — 7,46 рублей за километр. Плата за проезд будет поступать в региональную казну, что позволит содержать дорогу в нормативном состоянии и частично возвращать заёмные средства.
Важно, что горожане, проживающие непосредственно в орбите строительства дублёра, получат право бесплатного проезда по автодороге к своим домам.
Как уже было сказано, новая автодорога станет частью транспортного каркаса Нижегородской агломерации. В совокупности с другими проектами в рамках комплексной транспортной реформы — строительство второй канатной дороги, закупка электробусов, модернизация существующей трамвайной инфраструктуры — уже в ближайшем будущем больше половины жителей Нижнего Новгорода получат качественно новую транспортно-логистическую среду для жизни и работы.
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru