О том, как его достичь, представители рынка говорили в ходе деловой программы Первого межрегионального форума в области интралогистики FIRST FEST.
Организатор форума – компания FIRST – специализируется на разработке и реализации стеллажных конструкций, складской технике, автоматизации складских комплексов и логистическом консалтинге. Компания имеет представительства в семи регионах России и Беларуси. Штаб-квартира и головное производство компании находятся в Нижегородской области.
«Ошибки в логистике могут похоронить любой бизнес», – начинает свое выступление один из спикеров деловой программы, исполнительный директор Координационного совета по логистике Василий Демин.
Профессионалы, собравшиеся в зале, соглашаются с громким заявлением. Неправильно подобранная технология хранения и грузообработки – это, в лучшем случае, временные потери, а в худшем – просрочки и колоссальные убытки.
По словам Василия Демина, на сегодняшний день в России представлено 40 различных технологий хранения, и 39 из них может предложить своим клиентам «Фёст Логистик». Собственно, именно поэтому нижегородская компания и взяла на себя дополнительную функцию: не только предоставляет своим партнерам готовые логистические решения, но и способствует созданию экспертного сообщества, повышению уровня профессиональных компетенций участников рынка.
Кстати, FIRST FEST, посвященный 20-летию компании, прошел на стадионе «Нижний Новгород». Поэтому самой распространенной шуткой среди участников мероприятия стала фраза «FIRST собирает стадионы».
Логистика завтрашнего дня
«Основной функцией современного склада является уже не просто хранение, а грузообработка. Именно от этой задачи зависит и зонирование пространства, и уровень автоматизации, и выбор применяемой технологии. Бизнес ждет, что склад сможет оперативно адаптироваться под новые вызовы – под изменения, о которых мы пока еще даже не догадываемся», – говорит Василий Демин.
Что же может предложить клиентам современная логистика, исходя из реалий завтрашнего дня? Чтобы двигаться дальше, необходимо исключить непроизводительные операции. Это можно сделать за счет высокого уровня автоматизации и роботизации. Причем, и для первого, и для второго уже есть передовые отечественные решения.
Но готовы ли компании их внедрять?
Директор выставки TransRussia Наталья Ломунова рассказала о результатах исследования глубины автоматизации складов, которое было проведено в партнерстве с FIRST. Были опрошены представители 120 компаний, владеющих складскими помещениями разных типов. В ходе исследования выяснилось, что 40% компаний в принципе не используют WMS (систему управления складом), а 80% – не внедряют роботизацию. Вместе с тем, участники рынка проявляют интерес к автоматизации и роботизации, но на планы по внедрению современных инструментов влияет высокая стоимость технологических решений.
«50% компаний планируют заменить имеющееся оборудование или купить новое. В первую очередь люди хотят автоматизировать базовые процессы – разгрузку транспорта и подготовку склада к приемке, перемещение товаров внутри склада и т.д. При этом, стоимость решения не должна превышать 10 млн рублей. Бизнес ищет новые пути в условиях кризиса, но делает это осторожно и старается обойтись «малой кровью», – отметила Наталья Ломунова.
«Основная проблема складской логистики – дефицит кадров. Но недостаточно просто увеличить численность персонала, иногда это наоборот может привести к снижению производительности. Задача в том, чтобы каким-то образом, не привлекая еще большего количества людей, повышать качество сервиса и увеличивать объемы грузопереработки», – отмечает член Координационного совета по логистике Вадим Гаркуша.
Эксперты FIRST FEST делают вывод, что отечественные и китайские решения по автоматизации и роботизации в ближайшее время станут более доступными за счет расширения предложения.
«В ближайшие 10 лет российские разработчики предложат новые решения по роботам, конвейерам, кранам-штабелерам. Существенно сократится применение работы человека внутри склада и в логистике в целом. Изменятся и требования к зданиям. Например, к высоте потолков и этажности», – говорит в своем выступлении спикер деловой программы форума, автор телеграм-канала Sklad Expert Александр Перфильев.
В свою очередь, генеральный директор FIRST Максим Сергеев рассказал о том, какими должны стать стеллажи к 2050 году.
«Они станут выше и автоматизированней, будут сами собирать данные об инвентаре и свободном месте, а еще их оснастят искусственном интеллектом – например, функцией прогнозирования», – сказал Максим Сергеев.
Какие факторы являются драйверами этих изменений?
В России логистический рынок начал формироваться в 2005 году, и с тех пор он развивается скачками. Время от времени в бизнесе происходят события, которые становятся факторами, провоцирующими изменения в логистической сфере. Это могут быть как кризисы, так и появление новых направлений. Последним таким событием стало бурное развитие маркетплейсов. Именно глобальные операторы онлайн-торговли сегодня задают тренд в логистике.
«Маркетплейсы и дальше будут продолжать экспериментировать с логистикой, будут меняться требования к зданиям. Также логистический рынок в ближайшей перспективе продолжат формировать торговые сети и промышленные предприятия, локализующие производство в Росси», – сделал вывод Александр Перфильев.
Выводы экспертов
Василий Демин, исполнительный директор Координационного совета по логистике:
«Логистика – это область как для цифровизации процессов, так и для внедрения технологий искусственного интеллекта. Роботы заменяют рутинный труд человека на складе. Это не фантастика и не завтрашний день, в России эти технологии уже полноценно используются. Из-за катастрофической нехватки линейного персонала мы просто вынуждены сделать этот технологический рывок.
А вот искусственный интеллект необходим для работы с большими данными, с аналитикой, для планирования закупок из расчета потребностей потребителей. Думаю, в ближайшие годы задачи по прогнозированию полностью перейдут в зону ответственности искусственного интеллекта, первые шаги для этого уже сделаны. Что касается оснащения складов, то тут можно отметить высокую степень локализации российского сегмента. Большую часть складского оборудования, применяемого сегодня, разрабатывают и производят российские компании. Кстати, первые краны-штабелеры разработали в Советском Союзе еще в 60-е годы».
Наталья Ломунова, директор выставки TransRussia
«Судя по стендам участников профильных выставок, я могу подтвердить интерес к автоматизации логистических процессов. Мы видим все больше российского оборудования для автоматизации и роботизации, видим отечественные ИТ-решения для этой сферы. Появляются новые разработчики, которые заинтересованы в продвижении своих услуг. Сейчас есть все условия для развития и продвижения российских решений, которые потом могут быть востребованы в дружественных странах».
Максим Сергеев, генеральный директор FIRST
«20 лет непрерывного развития доказывают, что мы уверенно смотрим вперед. Мы видим и анализируем тенденции, обсуждаем их вместе с экспертами, с нашими клиентами. Мы оперативно решаем проблемы, которые ставит перед нами рынок, и готовы делиться результатами. Поэтому FIRST FEST мы планируем сделать традиционным мероприятием федерального уровня, на котором будет обсуждаться текущее положение дел в отрасли и формулироваться стратегические задачи».
Реклама ООО «Фест Логистик» 1logistik.ru