Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Ребенок боится школы. Что делать

Ребенок боится школы. Что делать
Психолог Ирина Зимина рассказала, как избавиться от страха перед школой, какие ошибки родителей приводят к проблемам с учебой, и для чего детям и подросткам нужны сказки.

Ирина Зимина – руководитель «Студии развития Ирины Зиминой» и Центра развития мозга, практикующий детский и семейный психолог, педагог-дефектолог, АВА-терапевт, кинезиолог, игропрактик, сказкотерапевт.

- В чем специфика вашей студии, и на кого рассчитаны ваши программы?

- Наша студия в первую очередь направлена на психологическое развитие детей, но параллельно мы проводим консультации для родителей. Бывают случаи, когда работа с мамой и папой настолько сильно меняет ситуацию, что отпадает необходимость в занятиях с ребенком.

Мы готовим детей к каким-то нестандартным ситуациям, с которыми они могут столкнуться в процессе своей жизнедеятельности. Наша основная аудитория – нормотипичные дети, но мы также обладаем компетенциями для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок боится школы. Что делать

- Одна из ваших специализаций – сказкотерапевт. В каких случаях применяется такая необычная практика?

- Сказка – это всегда хорошо, потому что там добро побеждает зло. И очень жаль, что сейчас сказка перестала быть важной частью воспитательного процесса, родители уделяют ей все меньше времени и внимания.

Между тем, сказка может помочь во многих сложных ситуациях. Например, ребенок боится идти в первый класс, и родители не знают, как с этим справиться. Убрать страх школы можно с помощью… сказки. Например, родители могут рассказать какую-то историю про себя – как им было тяжело идти в первый класс, как это было волнительно, что они при этом испытывали. Часто родители говорят, что у них ничего подобного не было. Но ведь это может быть просто ваша сказка, а про сказку никто доподлинно не знает, было это на самом деле или нет!

Погружаясь в сказку, ребенок верит, что, если вы справились с проблемой, то и он тоже сможет. С помощью сказки мы мягко прописываем путь, как поступить в том или ином случае. И ребенок понимает, что не нужно бояться школы, и даже если произойдет что-то страшное и непонятное, он сможет подойти к маме, и мама продолжит сказку.

Кстати, сказкотерапия эффективна и в подростковом возрасте. Если родителю сложно спроецировать какую-то историю на себя, можно рассказать, например, про своего друга, который, оказавшись в похожей ситуации, смог найти выход и получить помощь. Дело в том, что в картине мира ребенка просто в силу возраста еще нет готовых решений, но мы можем дать их с помощью сказки.

Ребенок боится школы. Что делать

- Когда нужно начинать задумываться об адаптации к школе?

- Увы, с этим есть проблема. Часто родители приводит ко мне детей, когда уже нужно срочно решать, пойдет ребенок в этом году в школу или нет. И порой я вижу, что взрослые стремятся реализовать свои амбиции и обязательно отправить ребенка в школу в шесть лет, или когда ему только-только исполнилось семь. А дети далеко не всегда к этому готовы. И дело даже не в уровне знаний. Например, ребенок умеет читать и писать, но не в состоянии 40 минут концентрироваться на учителе.

- И к каким последствиям это может привести?

- Сейчас расскажу, что происходит с таким ребенком на уроке. Сначала он отвлекается и упускает что-то важное, потом пытается быстро вернуться в процесс и вспомнить, о чем же говорил учитель. Головной мозг пытается работать эффективно, но быстро перегружается и устает. Следовательно, работоспособность снижается, и в этот момент ускользает следующая порция информации. В итоге это приводит к тому, что ребенок вообще перестает понимать, что происходит на уроке.

Потом такой ребенок приходит домой, родители спрашивают, что сегодня было в школе. А ребенок абсолютно искренне отвечает, что он… не помнит. Родители не понимают, как можно не помнить то, что было пару часов назад, начинают ругаться, и после нескольких таких случаев первоклассник перестает верить в свои силы и даже не пытается что-то исправить. Ребенок уже не стремится к учебе – он, напротив, пытается ее избежать, включает нежелательное поведение, и все это нарастает, как снежный ком.

- Может, дело в том, что завышены требования, которые государственная школа предъявляет к уровню подготовки будущего первоклассника?

- Действительно, сейчас очень высокие требования к тому, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в первый класс. Среди родителей даже бытует шутка, что к первому классу нужно готовиться, как к полету в космос. Но проблема не в требованиях как таковых, а в том, что очень много усилий направляется именно на освоение учебных навыков, а вот психологической готовности, к сожалению, внимания уделяется меньше. Ребенок осваивает чтение и счет, но при этом не знает, как защитить себя от буллинга. Родители в это время сконцентрированы исключительно на учебе, ребенок не чувствует поддержки, теряет с ними контакт, и так психологическая неготовность к школе и нарушает учебный процесс, и дестабилизирует отношения в семье.

Нельзя забывать еще и о том, что, если ребенок в силу своего психологического развития не готов принимать на себя груз требований и знаний, это приводит к развитию у него комплекса неполноценности. Он чувствует, что не справляется с учебой и думает, что он хуже других, что он неудачник, и у него ничего не получится. Поэтому не стоит и пытаться.

Безусловно, я согласна, что мы должны идти в ногу со временем, что все знания, которые требует от нас школа, необходимы. Но, если честно, лично я являюсь сторонником семейного образования. Именно из-за того, что оно предполагает индивидуальный подход.

- Какие программы подготовки к школе есть в вашей студии?

- В этом году мы запускаем очень насыщенный курс, который мы долго готовили, ориентируясь на запросы родителей. На нем с помощью технологии «НейроБосс» мы развиваем память, внимание, мышление. Ребенок, у которого когнитивные функции развиты хорошо, чувствует себя успешным и стремится к получению новых знаний.

Ребенок боится школы. Что делать

Также в этом курсе будут психологические тренинги, направленные на то, чтобы ребенок умел точно и четко определить опасную для него ситуацию. Как подойти к взрослому, как рассказать о проблеме – всему этому мы будем учиться на курсе.

Современный ребенок должен понимать ценность денег и уметь ими распоряжаться, поэтому у нас будут уроки финансовой грамотности, где мы научим контролировать расходы. Дети эти занятия обожают, потому что они проходят в игровой форме: каждый ребенок создает свой банк, накапливает и тратит деньги. Кстати, в этом курсе у нас будет свой мини-магазин, и в конце четверти или года дети смогут в нем что-то купить на заработанные в ходе обучения нейро-деньги.

Безусловно, программа курса предполагает и консультации для родителей, на которых мы будем советовать, на что в данный момент нужно направить усилия, как общаться с ребенком. Иногда бывает, что взрослые ориентируются на требования, которые когда-то предъявлялись к ним. Например, один из родителей действует излишне строго, и это приводит к отторжению учебной деятельности ребенком. Если второй родитель не может повлиять на ситуацию и создать комфортную среду для домашних занятий, то мы корректируем программу и делаем так, чтобы все обучение происходило только у нас.

Мы готовим ребенка к тому, что школа – это не стресс, это не страшно. В ходе курса мы постепенно меняем формат занятий. Сначала они игровые, а потом становятся все больше похожи на настоящие школьные уроки. Так происходит адаптация к учебной мотивации. И, конечно, мы применяем различные приемы и программы, способствующие психологической разгрузке.

- Можете ли вы поделиться «историями успеха» ваших учеников?

- Таких историй у нас много. Например, у нас есть ребенок, который пришел в студию со средним баллом 2,5. Он ходит к нам уже четыре года. Мы смягчаем кризисы, активируем учебную мотивацию, помогаем разгрузиться, когда ему становится тяжело во второй половине учебного года, и на протяжении всего этого времени мы стабильно держим средний балл на уровне 4,3. Это отличный результат.

Сейчас, в конце лета, мы помогаем детям плавно перейти с отдыха на учебную деятельность. Буквально вчера мы начали такой повторный курс с одним мальчиком, и он меня спросил: «Ирина, почему же мне в первом классе было так тяжело учиться, а сейчас у меня такие хорошие результаты?» Это был как раз тот случай, когда ребенок был не готов к школе в силу своего психологического возраста, но ему хватило буквально полгода занятий, чтобы исправить ситуацию. И он сам это чувствует.

Ребенок боится школы. Что делать

- Какие советы вы можете дать родителям перед началом нового учебного года?

- В первую очередь, нужно уметь прислушиваться к ребенку. Родители часто признаются, что не понимают своих детей. Значит, нужно разрешить себе подумать по-другому, выйти за рамки того, что вы считаете приемлемым, расширить горизонты. Например, осознать, что ребенок не обязательно должен быть похож на родителей, и принять его с его собственными задатками, целями и стремлениями.

Кстати, с осени у нас будет открыто несколько очень интересных дополнительных услуг, связанных с регрессологией. Это поиск ответов на сегодняшние вопросы в глубинах нашей памяти, и, возможно, этот метод будет полезен в таких ситуациях.

Также я советую с пользой провести время, оставшееся до начала учебного года. Нужно уже сейчас перестраивать распорядок дня, чтобы 31 августа не стало для ребенка стрессом. Наладить режим сна, доделать задания, которые давали на лето. Помните, что время быстротечно и за ним надо успевать. И, конечно, любите своего ребенка – это самое важное.


«Студии развития Ирины Зиминой»
ziminairina.ru
8 910 007 34 35
8 (831) 26 26 333


Реклама. ИП Зимина ОГРНИП 321527500115739 vk.com/irinazimina_psy