Вторая отраслевая стратегическая сессия «Культура и туризм как фактор развития территорий», организованная для разработки предложений и актуализации существующей Стратегии, состоялась в Нижегородском Арсенале.
Авторами предложений в Стратегию развития Нижегородской области до 2035 года, как и 5 лет назад, стали сами нижегородцы — почти 70 экспертов с рабочим стажем в отрасли преимущественно свыше 15 лет. В ходе встречи были озвучены значимые результаты реализации положений Стратегии.
Среди них развитие инфраструктуры, городской среды Нижнего Новгорода, преображенной к 800-летию города, открытие новых выставочных пространств и музеев, которые вышли на федеральный уровень. Так, престижная премия The Art Newspaper Russia впервые признала «Музеем года» Нижегородский государственный художественный музей, завершивший в прошлом году масштабное обновление.
Были озвучены совершенно, реальные, конкретные идеи от абсолютных профессионалов в отрасли, которые глубоко её понимают, знают все проблемы. В первую очередь я бы выделил создание краеведческого музея. Он очень нужен. Еще отмечу направление по расширению программы филармония — школьникам, привлечение к этой программе других культурных учреждений, чтобы культура приходила в каждую школу. Это важно для ребят.
Достижения региона
Крупные события — выставки и фестивали — позволили Нижнему занять достойное место на культурной карте страны. Многие мероприятия стали визитными карточками Нижнего, обеспечив особый интерес к городу, насытив пространства региона активной жизнью. Это доказывают и цифры. За последние пять лет культурно-массовые мероприятия посетили более 23,4 милн. человек. А за три года АНО «Центр 800» поддержано 23 проекта в сфере культуры, а еще 40 проектов было направлено на реализацию в органы исполнительной власти.
За последние пять лет я не раз убеждался как много в Нижегородской области талантливых, творческих, неравнодушных людей, болеющих за свое дело. В 2018 году мы вместе работали над планами развития региона. Много было предложений в сферах культуры и туризма. Нам удалось главное — сделать регион важным туристическим центром страны, показать людям, что здесь интересная и яркая жизнь. Сейчас важно не потерять этот импульс, выработать новые идеи и предложения.
Важные события воплощения Стратегии — ряд проектов, которые удалось реализовать за последние пять лет. За это время около 330 учреждений культуры отремонтировано, 11 построено, а в 69 учреждениях приобретено новое оборудование. В Нижегородской области открыто 24 модельные библиотеки, к концу года их станет уже 36. Среди реализованных проектов — Пакгаузы на Стрелке (признаны лучшим креативным пространством России в 2022 году), возрождение сцены-ракушки в Александровском саду, создание центра культуры «Рекорд».
Кроме того, Нижегородская область в пятерке лучших туристических регионов страны. Во многом благодаря представленному разнообразию от промышленного и детского туризма до локальных туристических центров (Городец, Выкса, Большое Болдино) с огромным потенциалом для развития экотуризма, включая глэмпинги. Благодаря совокупности достижений поставленных целей Нижегородская область обрела собственную идентичность, образ, узнаваемый за пределами страны.
В Стратегии важно учитывать саму Нижегородскую область, так как в последние годы, в том числе и благодаря 800-летию Нижнего Новгорода, акцент был очень сильно смещен на столицу региона, а районы были немного в тени. Сейчас внимание смещается в районы. Действительно, каждый район уникален. Там есть и музеи, и традиции, которые сохраняет местное население. Перенаправлять туристические потоки туда очень важно.
Новые вызовы
Участники стратегической сессии «Культура и туризм как фактор развития территорий» изучили не только проделанную работу, но и вызовы, которые еще не удалось учесть и отработать ранее. Среди них есть и необходимость обновления материально-технической базы учреждений культуры, недостаток современных площадок для реализации новых идей.
Эксперты обсудили состояние культурного менеджмента, уровень цифровизации сферы культуры и механизмы привлечения частных инвестиций. Все озвученные предложения станут драйвером роста для инвестиционной привлекательности отраслей, а также обновления событийного каркаса.
Основными темами стратсессии стали:
- событийный туризм как способ развития районов области,
- вовлечение жителей в культурно-событийную жизнь региона,
- раскрытие туристического потенциала муниципалитетов,
- сохранение наследия в развитие НХП, современное видение отрасли,
- кадры в культуре, туризме, НХП.
Если у нас нет стратегии, то мы не понимаем, например, как расходовать средства, мы не можем сравнить наши представления и наши ожидания от проектов с результатом этих проектов.
Банк идей и точки роста
В рабочих группах эксперты разработали 12 конкретных проектов, которые предложили для включения в обновленную стратегию развития. Инициативы касаются решения проблемы дефицита профессиональных кадров, особенно в области народных художественных промыслов. Была предложена идея по созданию профильных классов в школах, новых площадок для переподготовки сотрудников музеев и предприятий НХП, а также специализированной кафедры в высших образовательных учреждениях.
Для нас большая проблема именно недостаточное развитие маркетинга НХП. Вторая — это кадры. Их очень не хватает. В регионе довольно мало молодых людей, интересующихся работой в отрасли. А ведь потенциал народных художественных промыслов огромный — это и бренд, и точка притяжения, и искусство, и наша история.
Культурно-просветительский туризм, который в настоящее время состоит преимущественно из исторических экскурсий, предложено обновлять при помощи новых туристических маршрутов «Люди едут к людям». Основа концепции — знакомство с людьми, проживающими на данной территории. В центре внимания подобных прогулок будут мастера народных промыслов, пчеловоды, владельцы сыроварен. Такой подход призван может стать демонстрацией возможностей регионального бизнеса, привлечь внимание туристов к посещению малых городов области.
Здесь собраны представители разных сфер деятельности, которые работают на своих территориях. Такие мероприятия дают свои плоды в будущем. Это обязательное развитие туристической инфраструктуры, обязательное повышение квалификации кадров именно в сфере гостеприимства. Вот с такими предложениями мы работаем.
Для развития музейной деятельности было предложено организовать специализированный музейный совет, который бы занимался комплексным развитием музеев региона. Важным направлением была обозначена организация музея истории нижегородского Поволжья.
У нас очень много уникальных музейных фондов и экспонатов. Мы должны очень бережно относиться к нашей культуре, чтобы ничего не потерять и правильно всё сохранить. На это направлено предложение экспертов по созданию фондохранилища. Есть идеи, которые можно реализовывать прямо сейчас, не дожидаясь изменений в Стратегию. Например, мне понравился проект по созданию туристических маршрутов «Люди едут к людям». Это не только про туризм, это про развитие нашей глубинки. Мастера народных промыслов и ремесел вместе с инициативными группами в больших и малых населенных пунктах могут создавать уникальные туристические маршруты, а мы им поможем.
Для меня первостатейная задача — это постройка специализированного фондохранилища. Этот проект идет уже несколько лет. Проект очень дорогостоящий, но по нему уже много сделано. Благодаря тому, что регион выделил средства на проектирование, у нас уже есть и проект фондохранилища, и земля под ним уже в собственности музея-заповедника. Теперь дело за федерацией. Мне важно, чтобы проект вошел в новую Стратегию развития региона.
Презентовали этнокультурные центры «Этнос» — пространство, куда могли бы приезжать представители районов Нижегородской области, рассказывать про свою историю, культуру, знакомить со своими традициями, проводить различные мастер-классы. Такие центры позволят показать всем многообразие тех удивительных мест, и которые у нас есть.
Участники стратсессии выступили с предложениями, направленными на воспитание любви к родному языку «Говорить по-русски правильно», создания кадрового резерва специалистов в области культуры и искусства, реализации культурной деятельности для всех, в том числе школьников.
В рамках сессии обсуждалась и возможность проведения школьных уроков музыки в консерватории или филармонии. Интерактивный формат с погружением в профессию может стать частью профориентационной работы и позволит транслировать знание посредством живого общения и диалога. Также обсуждались такие проекты как разработка театрального маршрута на Большой Покровской, организация центра для обмена опытом в сфере культуры районов региона.
Выступили с двумя инициативами. Во-первых, предложили развивать «Нижегородский Бродвей». На улице Большая Покровская вместе с нашим расположены еще семь театров. Было бы удобно приехать и посетить сразу все театры, расположенные в одном километре друг от друга. Во-вторых, есть предложение создать театральную резиденцию для выпускников нижегородского театрального училища.
Напомним, что с 20 июля по 1 сентября запланировано 700 встреч с жителями для актуализации стратегии развития Нижегородской области. В результате должны быть выработаны предложения, которые войдут в план конкретных действий по развитию Нижегородской области и повышению уровня качества жизни в регионе. 31 августа 2023 года пройдет большой форум «Вместе мы можем больше», где итоги работы будут представлены губернатору Глебу Никитину и нижегородцам.
Мы видим, что культура развивается семимильными шагами в нашем регионе, но ещё, конечно, очень много интересных и хороших планов. Нам нужно выстраивать свои планы на десятилетия вперед, для этого и необходима стратегия.
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.nobl.ru