Благодаря этому в 2023–2025 годах 10 субъектов РФ получат субсидии на реализацию проектов по комплексному развитию городского электротранспорта, а также благоустройству прилегающих территорий. На эти цели распределят 86,5 млрд рублей. Распоряжение уже подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным.
Средства на условиях софинансирования получат регионы, где значительная часть транспортной инфраструктуры нуждается в обновлении. Это Краснодарский, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области. Работа идёт в рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги».
Среди 10 перечисленных выше регионов один из крупнейших проектов у Нижегородской области. Часть полученных средств планируется направить на реконструкцию всей трамвайной инфраструктуры и приобретение новых трамваев «МиНиН», часть – на закупку электробусов и зарядных станций.
Процент износа троллейбусов и инфраструктуры – больше 80%. Необходимо полностью обновлять контактную сеть, реконструировать тяговые подстанции, опоры. Всё это - миллиардные вложения! Затраты на монтаж зарядной инфраструктуры для электробусов кратно меньше, чем на модернизацию инфраструктуры для троллейбусов. Кроме того, надо учитывать, что на покупку электробусов и зарядных станций мы получаем федеральные средства по линии развития электротранспорта. Для региона это эффективный механизм. Приобретаем экологичный транспорт, современнее и маневреннее троллейбуса, что позволит повысить уровень транспортного обслуживания нижегородцев. Уверен, что будущее – за современным электротранспортом!
— заметил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Благодаря федеральной программе нижегородский регион получит субсидию в размере 5,1 млрд рублей на условиях софинансирования из областной казны в размере около 0,2 млрд рублей. Таким образом, доли федерального и регионального бюджетов будут составлять 96% и 4% соответственно.
62 электробуса поступят в депо №1, которое обслуживает нагорную часть города. Здесь будут работать 4 электробусных маршрута. В депо потребуется установить 31 зарядную станцию. Всё это позволит увеличить маршрутную сеть в нагорной части на 42% – до 63,5 км. Электробусы смогут «дотянуться» до «Новой Кузнечихи» и «Новинок Smart City» – крупнейших новых жилых массивов города.
51 электробус поступит в депо №3, которое обслуживает Автозаводский и Ленинский районы. На разворотных площадках будут установлены ультрабыстрые зарядки, а в самом депо – ночные зарядные станции. Протяжённость маршрутной сети вырастет на 39% за счёт продления до жилищного комплекса «Торпедо».
При этом нижегородские власти не намерены полностью отказываться от троллейбусов: те, что находятся в нормативном состоянии, будут направлены в депо Сормовского района и Дзержинск. Это позволит и увеличить подвижной состав, и возобновить, например, маршрут №8 – от Дубравной до Московского вокзала. Также будут высвобождены автобусы на дублирующих троллейбусы маршрутах, что позволит за счёт них усилить работу действующих автобусных маршрутов.
Важно учитывать, что при переходе с троллейбусов на электробусы не потребуется проведение мероприятий по модернизации устаревшей троллейбусной инфраструктуры, что позволит сэкономить около 4,66 млрд рублей.
Мы стоим перед совершенно очевидным выбором: развивать электротранспорт или нет. В большинстве городов мира сделали ставку на этот вид транспорта. Участие в госпрограмме даёт Нижнему Новгороду возможность приобрести большую партию электробусов и насытить маршруты современным и качественным подвижным составом, который сравним с самыми лучшими европейскими аналогами. Он будет многие годы служить нижегородцам,
— уверен директор центра транспортного планирования НИУ ВШЭ Павел Зюзин.
Проблемы нужно решать комплексно
С 2019 года в Нижегородской области проводится комплексная транспортная реформа, ключевым элементом которой является программа развития электротранспорта. Её реализация позволит сократить время в пути, значительно улучшить комфорт поездок и экологическую обстановку в регионе. Именно в рамках полномасштабной реформы электротранспорта столице Приволжья требуется обновление подвижного состава, в связи с чем планируется приобретение электробусов.
Нижегородский общественный электротранспорт уже сейчас включает в себя не только метро, троллейбусы и трамваи, но и такси. Дело в том, что столица Приволжья официально стала первым нестоличным городом России с целым таксопарком из электромобилей. В конце 2022 года было приобретено 180 седанов отечественной марки Evolute. В 2023 году число электротакси на улицах города достигнет уже 280 единиц. При этом на территории Нижегородской агломерации в рамках госпрограммы уже установлены 62 зарядных станций для электрокаров, а до конца 2023 года планируется установить ещё 58 единиц. Таким образом к 2024 году число общедоступных «зарядок» перевалит за сотню. Последнее способствует также росту спроса на личные «электрички» и среди населения.
Многие нижегородцы уже отметили для себя преимущества таких авто. К примеру, на одном заряде автомобиль Evolute может проехать до 430 км. Батарея этих машин имеет функцию быстрой зарядки, что позволяет всего за полчаса поднять уровень заряда с 20% до 80%. Серьёзная экономия гарантирована автолюбителям при «заправке» на общественной станции – полный заряд аккумулятор обойдётся несравнимо дешевле топлива, которое потребит классическая машина на тот же километраж.
Осенью 2022 года правительство Нижегородской области и ООО «Экологические проекты» подписали концессионное соглашение о модернизации инфраструктуры электротранспорта в Нижнем Новгороде. На модернизацию инфраструктуры и закупку новых трамваев планируется потратить 50,4 млрд рублей, из которых 35 млрд рублей – средства инвестора, 14,8 млрд – безвозмездная субсидия из федеральной казны, а 0,6 млрд будут выделены из бюджета региона.
До конца 2026 года в рамках соглашения планируется закупить 170 новых трамваев «МиНиН», что позволит закрыть потребность в обновлении подвижного состава в столице Приволжья. Важно, что все трамваи будут произведены на совместном нижегородско-белорусском предприятии в Ворсме. Кроме этого, будет модернизирована трамвайная инфраструктура – заменено почти 150 км путей, реконструированы 15 тяговых подстанций и три трамвайных депо.
Развитие метрополитена является ключевым направлением нижегородской транспортной реформы. По прогнозам экспертов, продление Автозаводской линии на две станции – до площади Сенной – увеличит общий пассажиропоток метро в 2,5 раза. А строительство станции «Сормовская» в 3-4 раза сократит время в пути между центром Сормова и Сенной в часы пик. Таким образом, Нижегородское метро может стать наиболее востребованным и удобным видом общественного транспорта в столице Приволжья.
На развитие метрополитена городу потребуется 56,57 млрд рублей. 100% этих средств Нижегородская область получит благодаря инфраструктурному бюджетному кредиту (ИБК). Реализация проекта позволит Нижегородскому метро оставаться третьим в России по числу станций.
Модернизация на руку нижегородцам
Электробусы уже стали лидерами в ряде развитых стран, обогнав классические автобусы. В городах России электротранспорт также приобретает все более широкую популярность благодаря ряду неоспоримых преимуществ. Пример, как обычно, показывает столица: по улицам Москвы курсирует более 1000 электробусов. В 2022 году они перевезли больше 117 млн пассажиров. Всего за четыре года с момента поставки первых машин московский электробусный парк стал одним из крупнейших в мире. Мэр Сергей Собянин рассказал, что в 2023–2024 годах столица планирует закупить ещё около 1000 электробусов.
Опыт Москвы весьма красноречив: сегодня на одного пассажира столичного электробуса приходится в 145 раз меньше выбросов вредных веществ, чем на одного пассажира автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. С 2018 года замена дизельных автобусов на электробусы позволила сократить объём вырабатываемого углекислого газа почти на 80 тысяч тонн, а загрязняющих веществ – более чем на 540 тонн. Улучшения особенно заметны вблизи крупных автомагистралей, где вопросы чистоты воздуха наиболее критичны.
Но экологичность – не единственный плюс электробусов. Их использование позволяет не производить монтаж контактно-кабельной сети и другой необходимой для троллейбусов инфраструктуры. Из этого, кстати, вытекает следующее преимущество – большая свобода передвижения. Кроме этого, они обладают более высокой, чем у троллейбуса, скоростью при совершении маневра – поворота, перестроения, объезда препятствий.
Несмотря на то, что электробус дороже обычного автобуса, в долгосрочной перспективе он позволяет сэкономить, а значит повысит доходность. Зарядка электричеством дешевле, чем заправка дизельным топливом – это главный плюс. Но чтобы ощутить прибыль, желательно приобретать сразу много единиц техники, так как для полноценной работы необходимо оборудовать зарядные станции и обучить водителей работать с гибридным транспортом.
Модернизация троллейбусного движения в Нижнем Новгороде требует увеличения протяжённости маршрутной сети. Последняя – это живой организм, который требует постоянного внимания и корректировки. Горожане регулярно обращаются в «Центр развития транспортных систем» с просьбами об изменении и продлении троллейбусных маршрутов. К сожалению, маневренность этого вида транспорта оставляет желать лучшего, ведь троллейбус привязан к контактной сети. Соответственно, мы не может быстро реагировать на запросы населения, в том числе при появлении новых жилых комплексов,
— заметил директор ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артём Бафанов.
Эксперты уверены, что участие в федеральной программе позволит избежать деградации системы электротранспорта приволжской столицы. Благодаря закупке электробусов прогнозируется рост пассажиропотока с 12 млн до 30,5 млн пассажиров в год за счет продления маршрутов в активно застраиваемые районы Нижнего Новгорода, включая «Новинки Smart City», «Новую Кузнечиху», «Цветы» и «Торпедо», где в совокупности планируется строительство свыше 5 млн кв.м жилья. Таким образом, более 170 тысяч жителей, которые поселятся здесь, будут обеспечены экологически чистым и комфортным общественным транспортом, что является одним из ключевых аспектов формирования качественной и безопасной городской среды.
Многие государства вкладывают огромные деньги в электробусы. Речь идёт о комплексном прогрессе: учёные работают над совершенствованием этого вида транспорта, увеличивается размер батарей, растёт энергоэффективность. Поэтому развитие этого направления – стратегически верное решение. Благодаря комплексному подходу Нижний Новгород сейчас вырывается в лидеры среди городов-миллионников России в вопросе развития электротранспорта. Под это привлекается финансирование, с помощью транспортного моделирования просчитываются возможные риски, делаются прогнозы по пассажиропотокам. Отмечу активное участие Нижнего Новгорода в федеральных программах. Мало кто из городов использует все возможности,
— заключил директор Центра исследований Умного города ФГРР НИУ ВШЭ, член экспертного совета Минтранса РФ Константин Трофименко.
Читайте по теме:
20 АПРЕЛЯ 2023
Со скоростью «Метеора»: раскрываем секреты «крылатой» навигации-2023
27 ФЕВРАЛЯ 2023
Дороги для путешествий и бизнеса: итоги ремонтной кампании в Нижегородской области в 2022 году
24 НОЯБРЯ 2022
Новая транспортная артерия: что получит Нижегородская область от строительства скоростной трассы М-12
Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.government-nnov.ru