Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Психология и закон: в чем важность закона о психологической помощи

Психология и закон: в чем важность закона о психологической помощи
О том, почему российские психологи ждут новый закон о психологической помощи, одновременно опасаясь его принятия, РБК рассказала психолог, гештальт-терапевт Александра Алексеева.

- Какой путь вы прошли, прежде чем стать практикующим психологом?

- Желание стать психологом у меня появилось довольно рано. Но в те времена, в начале девяностых, я абсолютно не понимала, как можно зарабатывать в этой профессии, поэтому свое первое образование я получила по другой специальности. Но шли годы, и в какой-то момент ко мне вернулось стремление изучать психологию. Первое высшее у меня к тому моменту уже имелось, и я решила пройти переподготовку в серьезном вузе. Выбрала Санкт-Петербургский государственный университет. Но для работы этого образования оказалось недостаточно.

- Почему?

- Теоретических знаний было много, а вот практических – не очень. Какое-то время я находилась в поиске, а потом выбрала специализированный курс по гештальт-терапии. Тогда мне казалось, что уж его-то мне точно будет достаточно, но спустя год я поняла, что это только минимальная база. Пришлось идти на многочисленные дополнительные специализации: по работе с семьями, травмами, зависимостями, по психосоматике… Мое обучение с трех с половиной лет растянулось на десять! Недавно посчитала, что в общей сложности я отдала учебе двенадцать лет. Зато к тому времени, когда у меня появились первые клиенты, эта сфера начала набирать популярность в России.

Скажу, что все мои коллеги, серьезно относящиеся к работе, проходят тот же путь: высшее психологическое или переподготовка по специальности «психология» на базе уже имеющегося высшего образования, затем обучение определенному направлению, а после – многочисленные дополнительные курсы, где они уже оттачивают свои навыки в профессии. Для тех, кто сегодня в России имеет стабильную психологическую практику вкупе с репутацией и признанием среди коллег, это стандартная история.

- А что в тот период, когда вы только начали свой путь, представляла собой отечественная и мировая психотерапия?

- Нужно понимать, что до перестройки в России не существовало психотерапии как таковой. Если возникшие в начале двадцатого века первые психологические общества смогли продолжить свое поступательное развитие и в советский период, то практика психологического консультирования уже в тридцатые годы была полностью прекращена.

Процесс возобновился только в девяностые. Когда открылись границы, появилась возможность учиться у ведущих мировых специалистов, осваивать различные направления. Этим стали заниматься психологи-энтузиасты, которые осознавали, что академическое образование, делавшее упор на теоретическую подготовку, не дает достаточных практических навыков для работы с психологическими проблемами человека. Подготовка психологов-практиков требует особого подхода, нуждается в программах, ориентированных на реальную практическую деятельность.

Но до сих пор существует огромная разница в понимании того, что такое психотерапия с точки зрения российского и существующего в других странах законодательства. В нашей стране психотерапевтом имеет право называться только тот человек, который получил медицинское образование и прошел дополнительную подготовку по специальности «психотерапия». Но если изучить программу обучения, можно увидеть, что она в гораздо большей степени построена вокруг вопросов постановки диагноза и подбора фармакологических препаратов, нежели на ведении самого процесса психотерапии.

В девяностых годах, когда у нас после долгого перерыва только начал зарождаться процесс институционализации частной практики, в западных странах он уже завершился. Сформировались профессиональные сообщества с определенными стандартами обучения, кодексом этики, правилами сертификации. Многие из них получили признание на государственном уровне, прохождение терапии было включено в стоимость медицинской страховки.

Несмотря на то, что в мире, да и в России сегодня существует огромное количество разнообразных психологических направлений, в большинстве своем они основаны на модели, созданной Зигмундом Фрейдом и его коллегами.
Согласно этой модели, подготовка психолога, использующего в своей работе определенный подход, должна включать не только теоретическое и практическое обучение методу, но и обязательное количество часов личной психотерапии, а также супервизию – анализ клиентских случаев при участии более опытного коллеги.

Так сложилось, что система профессиональных сообществ, норм обучения студентов в России стала активно создаваться при участии западных коллег и их стандартов. Так в нашей стране возникли сообщества, представлявшие различные подходы: психоанализ, гештальт-терапию, экзистенциальную терапию, юнгианский анализ, когнитивно-поведенческую терапию и так далее. Именно они стали главными популяризаторами и одновременно регуляторами процесса оказания психологической помощи.

- Разве государство не участвовало в этом процессе?

- Государство долгое время не замечало психологов, а психотерапевтами до сих пор признает исключительно людей, получивших медицинское образование и специальную подготовку к нему. В России не существует понятия психотерапевт, в нашем законодательстве упоминаются только врачи-психотерапевты.

С одной стороны, такая ситуация позволила психологической помощи расцвести как явлению, а с другой, пробелы в законах привели к появлению большого количества некачественных услуг. Дело в том, что по российскому законодательству для получения диплома психолога достаточно пройти курс переподготовки. Я и сама пошла по этому пути, но, как я уже сказала, эта была лишь верхушка айсберга. Сейчас же любой желающий может пройти четырехмесячные курсы у раскрученных блогеров и начать практиковать. Все это стало возможным из-за отсутствия закона о психологической помощи. Обратите внимание на этот парадокс: с одной стороны, чтобы стать врачом-психотерапевтом, вам нужно отучиться в медицинском и затем еще пройти интернатуру, о направленности обучения в которой я уже говорила выше.

А с другой, давайте посмотрим, что нужно для того, чтобы стать психологом?

Переподготовка проводится на базе любого высшего образования. Возьмем, к примеру, переподготовку по специальности «психологическое консультирование» в Московском институте психоанализа. Она занимает 1 200 часов, из которых 1 142 часа – теория. Курс по такой же специальности можно пройти и в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Там он займет 648 часов, и большая часть времени также отводится теории. Наконец, переподготовка по специальности «психология» в Институте современной психологии занимает всего 250 часов: 120 часов теории и 130 – практики, включая четыре часа супервизии. Личная психотерапия обучающегося ни в один из этих курсов не входит.

Как мы видим, согласно существующим на сегодняшний день законам, психологом, имеющим право консультировать людей и работать с ними, можно стать, пройдя переподготовку длительностью всего лишь 250 часов.

- Но разве рынок сам себя не отрегулирует? Сможет ли такой психолог набрать достаточную клиентскую базу?

- Люди у нас очень доверчивые. Могу сказать, что за всю мою практику моими дипломами поинтересовалась всего лишь пара клиентов. А сколько опубликованных дипломов вы видели на публичных страницах популярных в социальных сетях психологов? К сожалению, очень часто клиенты, доверяющие психологу свою боль, личные проблемы, интимную информацию о себе, не знают, со специалистом какого уровня они имеют дело.

Кроме того, далеко не все понимают важность прохождения личной терапии и супервизии.

- А зачем это нужно психологу?

- Прохождение личной терапии повышает уровень осознания собственных психических процессов, формирует устойчивость по отношению к сильным эмоциям, стрессу, позволяет избавиться от личностных проблем, травм, комплексов, нефункциональных внутренних установок.

Человек с непроработанной психологической травмой при столкновении с кем-либо, кто актуализирует воспоминания об этой травме, может выдать острую эмоциональную реакцию. А теперь представьте, что такой человек – ваш психолог.

К примеру, вы молодая мама, которая на приеме у специалиста рассказывает о том, что вчера не выдержала и шлепнула своего ребенка, а сегодня об этом очень сожалеет и ищет пути, как справиться со своей эмоциональной нестабильностью и больше так не делать. А напротив сидит так называемый специалист, который личную терапию не проходил и которого, к примеру, родители часто били в детстве. Вместо того чтобы помочь вам разобраться в ситуации и изменить ее, он может напасть на вас с оскорблениями или, наоборот, начать убеждать, что вы поступаете правильно. Мол, меня родители били, и ничего, человеком стал. Такое поведение, которое, кстати, не редкость среди горе-специалистов, является следствием как недостаточного образования, так и непрохождения личной терапии.

Супервизия же помогает увидеть то, что специалист может пропустить, не заметить в работе с клиентом. Это важная часть процесса, позволяющая вовремя корректировать его направление и качество.

Но отсутствие личной терапии и постоянной супервизии – далеко не самая страшная проблема. Психологи, не получившие образования, достаточного для работы с психикой другого человека, часто нарушают профессиональную этику.

- Каким образом?

- Например, дают назидательные советы вместо того, чтобы помочь клиенту повысить уровень собственной осознанности. Или даже соблазняют своих клиентов, вступают с ними в близкие дружеские отношения, используют в своих интересах. Пока единственной преградой для таких явлений становятся профессиональные сообщества. Они не только «доращивают» специалистов до необходимого уровня, но и регулируют этические нормы. Для этого практически в каждом сообществе существует комитет по этике.

Правда, такие комитеты обладают крайне ограниченными полномочиями, так как законодательного признания в нашей стране ни одно сообщество просто не имеет.

- Так есть ли способ кардинально изменить ситуацию?

- Здесь мы подходим к самому интересному – отсутствию закона, регулирующего деятельность психологов. В августе 2022 года все наше профессиональное сообщество было взбудоражено новостью о создании законопроекта о психологической помощи, который был подготовлен при участии специалистов МЧС и факультета психологии МГУ.

Законопроект предлагал системное правовое регулирование этой сферы, определение понятия психологической помощи, профессиональный статус тех, кто в ней участвует, единые требования к качеству и доступности оказания психологической помощи. Речь шла о том, чтобы государство контролировало уровень оказания психологической помощи.

- Вроде бы отличная новость, но почему этот законопроект вызвал столько нареканий в профессиональном сообществе?

- Дело в том, что удивительным образом он исключил эти самые сообщества, которые создали и вырастили такое явление, как оказание психологической помощи в России, из правового поля. Например, согласно этому законопроекту психологом является лицо, обладающее высшим психологическим образованием, полученным в аккредитованном вузе. Что здесь не так? Проблема в том, что только лишь высшее образование по специальности «психология» не дает основных навыков для ведения процесса работы с психикой человека. По большому счету, новый закон стал продолжением стандартов советского периода, когда, как мы помним, это направление в России практически не развивалось.

- Какие поправки внесли в предложенный законопроект профессиональные сообщества?

- Я полностью согласна с предложениями рабочей группы психологов различных модальностей, опубликованных на портале psy.su (16+).

Согласно им, уровень специалитета, бакалавриата и магистратуры должен быть утвержден как достаточный для ведения практической деятельности при условии членства в профессиональном сообществе, подразумевающего наличие опыта личной терапии и регулярную супервизионную поддержку.

При этом назрела острая необходимость в пересмотре и приведении к единому стандарту содержания и объема программ профессиональной переподготовки психологов.

Давно уже нужно законодательно обозначить роль профессиональных сообществ. Членство в профессиональной организации должно быть одним из обязательных условий деятельности психолога. На профессиональные сообщества также можно возложить права и обязанности по созданию аттестационных комиссий, которые выдают квалификационный аттестат.

Я перечислила не все идеи, лишь основные. Но хочу подчеркнуть, что пока для меня это самые адекватные и соответствующие сегодняшней реальности предложения, которые могли бы очень помочь созданию эффективного и соответствующего текущей ситуации закона.

- Речь, действительно, идет о принципиальных для профессиональных сообществ моментах. Какова же судьба предложенных поправок?

- 27 октября 2022 года, спустя три дня после поданных возражений, произошел совершенно неожиданный поворот в истории законопроекта: он исчез! Итоговая версия законопроекта «О психологической помощи» должна быть внесена в Госдуму до конца весенней сессии, но, к сожалению, текст законопроекта до сих пор не опубликован.

А ведь от качества этого законопроекта зависит будущее психологической помощи в России. Очень хочется надеяться, что наши парламентарии не повторят ошибку своих предшественников, остановивших становление института психотерапии почти на семьдесят лет.

- Пока эта сфера еще окончательно не урегулирована, какие советы вы можете дать тем, кто обращается за психологической помощью?

- Не стесняйтесь интересоваться образованием психолога и просить показать его дипломы и сертификаты. Старайтесь выбирать того специалиста, который не только получил качественное академическое образование, но и имеет сертификаты о прохождении дополнительного обучения.

Помните, что психолог, сертифицировавшийся в определенном направлении, связан профессиональной этикой, и в случае ее нарушения вы можете обратиться в комитет по этике соответствующего сообщества.

Если общение с психологом вызывает у вас сильный дискомфорт, неприязнь, вам трудно довериться и открыться, не терпите эту ситуацию, не создавайте себе новых поводов для травм.

И, наконец, самое главное – помните, что благодаря деятельности различных профессиональных сообществ в России все же появилось много ответственных, профессиональных, хорошо подготовленных специалистов. Люди на собственном опыте поняли, что качественная психологическая помощь может менять внутреннее состояние, поведение, влиять на личные успехи, дарить ощущение счастья. Будем надеяться, что этот процесс в нашей стране не остановится.


Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт Александра Алексеева.
vk.com/psyaalekseeva
t.me/psyaal

Реклама. Лариса Гущина vk.com/psyaalekseeva