Заместитель директора компании «Правый берег Логистика» Карина Никулина рассказала РБК, каким образом удалось стабилизировать работу на фоне внешних потрясений, как изменилась география поставок и почему сейчас важно развивать новые логистические инструменты.
- Сегодня все отрасли российской экономики ставят перед собой задачу минимизировать внешнее давление и влияние санкций. Скажите честно, санкции работают?
- Санкции, безусловно, работают. И дело не только в ограничении финансовых возможностей или необходимости делать закупки через третьи страны. Санкции оказывают влияние практически на все направления нашей деятельности. Скажем, введение санкций на транзит грузов означает, что российские и белорусские машины не могут заезжать на территорию европейских стран и наоборот. Иногда самые простые грузы мы вынуждены возить в обход Европы. Например, через Турцию.
Санкции в отношении банков тоже влияют на нашу деятельность: попадает под санкции банк, и заказчик не может получить частично предоплаченный товар, потому что не может его полностью оплатить. Это очень серьезная проблема, которая существенно осложняет и нашу работу, и жизнь наших клиентов. Не буду лукавить, сейчас мы связаны огромным количеством ограничений. Но также и не буду малевать все черной краской: на каждое новое ограничение находится новое решение. И теперь мы не только логистикой занимаемся, но и вынуждены предлагать клиентам финансовые инструменты по осуществлению международных платежей поставщикам.
- Помимо санкций, какие еще тренды 2022 года стали определяющими?
- 2022 год для нашей сферы был непростым. Нашей компании недавно исполнился 21 год, мы прошли вместе со страной уже не один кризис, их повторяемость даже стала цикличной, но прошлый год не был похож ни на один из предыдущих. Нам, как и всей российской экономике, пришлось работать в условиях хаоса и аврала. Но если прошлым летом мы буквально в ручном режиме затыкали все новые и новые бреши, то сейчас неопределенности уже точно нет. По крайней мере, в области международной логистики, на которой мы специализируемся. И прошлый год мы закончили с плюсом, показав значительный рост оборота.
Что касается трендов, они постоянно меняются. Если несколько месяцев назад ключевым процессом, определяющим нашу деятельность, был разрыв логистических цепочек, то сейчас я бы поставила на первое место появление и развитие новых сервисов. Можно констатировать, что цепочки снова определенным образом выстроились, все, у кого была потребность в срочном порядке закрыть нехватку комплектующих, расходных материалов или сырья, это сделали. Снова появляется конкуренция, клиенты ждут от нас новых удобных логистических инструментов. Тем не менее, сейчас все же нельзя просто оформить перевозку, нужно думать, размышлять, учитывать огромное количество факторов.
- Разве работа, как вы говорите, в ручном режиме не стала способом найти такие инструменты?
- Вообще я сторонник индивидуального подхода к клиентам, но мы должны понимать, что ручной режим – это все-таки прерогатива малого и среднего бизнеса. Сложно представить себе большую корпорацию, постоянно работающую в таких условиях. Это экономический абсурд. Вероятно, в будущем мы получим какие-то дивиденды, благодаря нашему опыту преодоления кризисов, а сейчас мы действительно заняты тем, чтобы отладить бесперебойность процессов.
- Появились ли у вашей компании новые партнеры в связи с развитием параллельного импорта?
- Не ошибусь, если скажу, что на параллельном импорте сейчас завязана буквально вся российская международная логистика. И буквально по пальцам можно пересчитать те товарные позиции, при доставке которых этот инструмент не используется. Сейчас, когда нас просят привезти груз, например, из Турции, первое, о чем мы спрашиваем – транзитный он или нет. Именно параллельному импорту мы обязаны кратным увеличением товарооборота с Китаем, Казахстаном, Арменией и другими транзитными странами, находящимися по периметру России. Значительно вырос поток грузов из Индии.
- А эти страны справляются с возросшей на них нагрузкой?
- В целом, справляются, но, конечно, сроки доставки увеличились, есть и задержки грузов. Просто в силу того, что прямых маршрутов сейчас крайне мало.
- С точки зрения законодательства вопросы параллельного импорта отрегулированы?
- Суть параллельного импорта в более лояльном отношении к вопросам интеллектуальной собственности. Безусловно, все эти процессы находятся в российском правовом поле, и все участники рынка работают в рамках законодательства. Параллельный импорт – это ни в коем случае не контрабанда.
- Давайте поговорим об экспортных поставках. Как выстраиваются сейчас грузопотоки из России?
- С экспортом вообще все сложно, здесь очень сильно выросли цены. Дело в том, что изначально российский экспорт не был дорогим продуктом, а сейчас, за счет усложнения логистики, стоимость процессов выросла в разы. Конечно, это не могло не отразиться на компаниях, которые экспортируют свою продукцию.
Усилился и контроль экспортных поставок. Но эта мера, в первую очередь, касалось иностранных производителей, работавших в России. Важно было не допустить массового вывоза из страны иностранного оборудования – станков, производственных линий и т.д. И эта мера, действительно, позволила сохранить производственные площадки. Что касается вывоза из страны продукции российского происхождения, то здесь никаких ограничений не было и нет.
- Хотелось бы поговорить о кризисе, как о времени возможностей. Смогла ли российская логистическая отрасль воспользоваться возможностями, которые появились из-за ухода с рынка западных компаний? Или, наоборот, есть случаи, когда компании не смогли адаптироваться к меняющимся условиям?
- На основании своих наблюдений могу сказать, что российские компании, у которых была определенная концепция, были опыт и клиентская база, никуда не делись и продолжают работать. Да, из страны ушли иностранные операторы, занимавшие значительную долю логистического рынка.
Например, с уходом DHL определенные ниши освободились для наших компаний, и российский бизнес не преминул этим воспользоваться. Другое дело, что они ушли, забрав с собой эффективные и удобные инструменты. Сейчас мы отстраиваем их заново, но, конечно, пока еще, с точки зрения сервиса, нам далеко до лидеров мирового логистического рынка.
- Как в нынешних непростых условиях действует российский бизнес, ваши клиенты?
- Поначалу, конечно, все были в шоке, но очень быстро адаптировались, и сейчас какого-то непонимания со стороны клиентов мы не видим.
Как и во все времена, как и в любой кризис, бизнес ищет и находит решения. Мы уже более двадцати лет занимаемся логистикой, и убедились, что все равно все будет работать. Да, дорого. Да, долго. Но будет. И это, я считаю, просто колоссальное достижение нашего бизнес-сообщества – умение жить и работать в условиях постоянно действующего вулкана.
Реклама. ООО «Правый берег – Логистика» www.pb-logistics.ru