Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу
Нижний Новгород является одним из крупнейших городов страны с довольно развитой системой общественного транспорта.

В современном мегаполисе жители передвигаются на автобусах, троллейбусах и электробусах, трамваях и метро. Однако столица Приволжья может похвастаться ещё одним уникальным видом общественного транспорта – канатной дорогой. Ещё в 2012 году она забронировала за собой статус первой в России междугородной канатки, соединив Нижний Новгород и город Бор через Волгу.

Спустя 11 лет этот вид транспорта доказал свою надёжность и эффективность, а также стал одной из визитных карточек Нижегородской области. Инженерное сооружение было признано уникальным на международном уровне: пролёт канатной дороги над водной поверхностью – 861,21 м – крупнейший не только в России, но и в Европе.

Региональное правительство неоднократно рассматривало возможности создания новой канатной дороги в столице ПФО. Замысел стал на шаг ближе к реальности в ноябре 2022 года – тогда местные власти согласовали условия концессии. Спустя несколько месяцев, 15 февраля 2023-го, правительство Нижегородской области и группа компаний «Урбантех» заключили соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию новой канатной дороги через Оку в Нижнем Новгороде.

Сооружение станет новой «связкой» между нагорной и заречной частями города. Объект реализуется в рамках комплексной реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации, начатой в 2019 году. После планируемого введения в эксплуатацию в 2025 году канатная дорога станет частью транспортного каркаса столицы Приволжья.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

«Новая канатная дорога соединит две крупные городские магистрали – проспекты Ленина и Гагарина. Это будет новый альтернативный вид транспорта, который позволит сэкономить пассажирам время на перемещение через реку. Время в пути составит 15 минут. Канатная дорога заберёт себе часть пассажиропотока и снизит нагрузку с общественного транспорта»,
— сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

«Прародитель» нижегородской канатки

Для Нижнего Новгорода действующая канатная дорога, открытая в 2012 году, является не первым сооружением, работающим на подобном принципе. В городе такой способ перевозки пассажиров и грузов практиковали ещё в конце 19 – начале 20 вв.

В 1896 году в Нижнем Новгороде был запущен первый в стране фуникулёр или элеватор, как тогда его называли. Строительство приурочили к знаменитой Всероссийской промышленной и художественной выставке. Работы проводились по проекту инженера из Санкт-Петербурга Р.К. фон Гартмана. Именно он предложил интересное решение: построить две отдельные трамвайные линии по верхним и нижним улицам города и соединить их двумя фуникулёрами, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский.

Движение по Кремлёвскому (Ивановскому) фуникулёру открылось в июне 1896 года. Длина рельсового пути составляла 133,12 метров. Элеватор имел два вагончика, соединённых стальным проволочным канатом.

Движение вагончика по Кремлевскому фуникулеру (элеватору). Фото М.П. Дмитриева. Начало ХХ в.
Движение вагончика по Кремлевскому фуникулеру (элеватору). Фото М.П. Дмитриева. Начало ХХ в.
Общий вид на Похвалинский фуникулер (элеватор) с горы. Фотооткрытка М.П. Дмитриева. Начало ХХ в.
Общий вид на Похвалинский фуникулер (элеватор) с горы. Фотооткрытка М.П. Дмитриева. Начало ХХ в.


СПРАВКА

Фуникулёр был устроен по типу зубчатых канатно-проволочных железных дорог, хорошо известных к этому времени в Европе, но впервые осуществленных на практике в России. Наиболее трудным участком строительства стало сооружение тоннеля под пряслом кремлёвской стены, которая, по условиям договора, должна была сохраняться неприкосновенной.


Работал фуникулёр по принципу перегрузки водяным балластом: перед спуском вагона с волжского откоса в его бак с помощью специально построенной водонапорной башни наливалась вода, под тяжестью которой вагон перемещался вниз, на нижнюю станцию, где водяной балласт сбрасывался в колодец.

Малоизвестный факт – для поднятия на крутой склон тяжестей с барж, нижегородцы использовали канатную дорогу, которая соединяла Верхне-Волжскую (в районе Дома Сироткина) и Нижне-Волжскую набережные. Не обходилось и без того, что жители ездили на ней и в качестве городского транспорта.

Фото: М.П. Дмитриев
Фото: М.П. Дмитриев

В 1920-х годах в городе полным ходом шло развитие трамвайного сообщения, в связи с чем эксплуатация фуникулёра стала нерентабельной. Спустя несколько лет элеваторы окончательно закрыли. От Похвалинского фуникулёра сохранились фрагменты кирпичной кладки подпорной стенки, читается и линия его рельсового пути. От комплекса Кремлевского фуникулёра до наших дней дошли обрамление портала тоннеля с наружной стороны цитадели, выполненное из красного кирпича, а также мостик над входом в бывший тоннель, вошедший в систему прогулочной пешеходной зоны кремля.

Проектирование и строительство Кремлёвского фуникулёра в современном виде началось в 2019 году. По данным регионального правительства, его запуск планируется на текущий год.

Уникальная канатная дорога

Нижегородские власти возобновили разговоры о строительстве полноценной канатной дороги уже в наш век – в начале 2000-х годов. Было решено, что она соединит областной центр с Бором. Это было необходимо для разгрузки транспортного потока на Борском мосту – единственном на тот момент, который соединял города (вторую переправу открыли в 2017 году). Весомым преимуществом являлся тот факт, что использование канатки значительно сократит путь между населёнными пунктами: расстояние между городами по трассе составляет 27 км, а через Волгу – около 4 км. Таким образом она стала ещё одним альтернативным маршрутом в дополнение к паромной переправе, пригородной электричке и автобусам.

Документацию разрабатывала французская компания Poma. В 2008 году инвестиционный совет Нижегородской области одобрил предоставление участков под строительство в Нижнем Новгороде и на Бору. Общая стоимость проекта превысила 900 млн рублей.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Всего для доставки металлоконструкций для опор потребовалось 78 фур, для доставки оборудования – 47 грузовых автомобилей. Канат доставляли с помощью морского парома и железнодорожного транспорта, а монтировали с участием вертолёта.

В декабре 2011 года состоялся тестовый пуск канатной дороги. Нижегородцам и борчанам этот вид транспорта стал доступен на регулярной основе через два месяца – первые пассажиры воспользовались канаткой 9 февраля 2012 года.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу


СПРАВКА
Нижегородская канатная дорога работает круглогодично. Зимой по будням с 6:45 до 21:00, летом – с 6:45 до 22:00. В воскресные и праздничные дни перевозка начинается в 9:00. Однако есть погодные ограничения: максимальная скорость ветра, при которой возможна работа дороги, – 15 м/с, температура – минус 30℃. Время в пути из Нижнего Новгорода до Бора или в обратную сторону составляет 12,5 мин. в одну сторону.


Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Пассажиропоток вышел на пик в 2014-м, после чего стал немного проседать. Самым плохим годом выдался 2020-й, когда жители были вынуждены соблюдать длительную самоизоляцию из-за пандемии коронавируса. По словам генерального директора АО «Нижегородские канатные дороги» Андрея Крылова, канатка, прежде всего – это вид общественного транспорта, который связывает два города. Однако она быстро стала популярной у гостей региона и вошла в рейтинг интереснейших местных достопримечательностей. По данным АО «Нижегородские канатные дороги», только на организованные группы туристов ежегодно приходится около 2% общего пассажиропотока.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

«У нас есть некоторые перспективные позиции – это больше касается технической части. Например, рассматриваются вопросы технической перевооруженности для оптимизации энергопотребления, что для нас довольно существенно. На пропускную же способность может повлиять увеличение количества пассажирских кабин: сейчас их 28, но дорога рассчитана на 56. Даже частичное увеличение числа гондол позволит повысить пропускную способность, что особенно заметно может сказаться в туристический сезон, сократив время ожидания в очереди», — отметил Андрей Крылов.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Интерес к нижегородскому опыту использования канатной дороги проявляли представители ряда крупных мегаполисов России, таких как Казань, Самара, Уфа, Пермь. В этих миллионниках вопросы развития транспортной сети так же требуют постоянного внимания и решения.

Строительство новых станций метро на площадях Сенная и Свободы, ведущееся в рамках реформы общественного транспорта Нижегородской агломерации, позволит связать метрополитен и канатную дорогу, что обеспечит существенный рост пассажиропотока на канатке. По прогнозам транспортных аналитиков, показатели могут варьироваться на уровне 15-20%. Пассажиры смогут добираться от центра Бора до Московского вокзала Нижнего Новгорода приблизительно за 35-40 минут.

От междугородной к внутригородской

Одним из ключевых преимуществ канатной дороги является экологичность, так как у данного вида транспорта отсутствуют вредные выбросы в атмосферу, а еще они практически бесшумны. Благодаря этому «зелёная жемчужина» Нижнего – парк «Швейцария» и его жители не заметят глобальных городских изменений.

Кроме того, такие системы практически независимы от сложности ландшафта. Благодаря возможности соединять конечные пункты по кратчайшему расстоянию, канатные дороги легко проходят через водные и другие преграды, позволяя разгрузить транспортные артерии и обеспечить достаточный комфорт и ритмичность перевозок.

В рамках трансформации транспортной системы Нижегородской агломерации региональное правительство заключило концессионное соглашение на проектирование, строительство и эксплуатацию новой канатной дороги через Оку. Она снизит нагрузку на улично-дорожную сеть и сократит количество пробок, перераспределив транспортные потоки – нижегородцам будет доступен альтернативный маршрут общественного транспорта. Размер тарифа за проезд будет утвержден правительством области после завершения проектирования канатной дороги.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

«Являясь партнером Нижегородской области по развитию транспортной инфраструктуры, Группа «Урбантех» инвестирует в проект новой канатной дороги более 4,3 миллиарда рублей. Опыт Группы в сфере транспортного планирования, обеспечения качества и безопасности дорожного движения, наряду с успешными кейсами реализации крупных инфраструктурных проектов на транспорте, позволит эффективно интегрировать новую канатную дорогу в существующую транспортную сеть города, чтобы повысить комфорт передвижения для пассажиров», — отметил основатель и акционер группы компаний «Урбантех» Андрей Денисенков.


СПРАВКА
Предусмотрены три станции канатной дороги для посадки и высадки пассажиров: около станции метро «Заречная», в конце Заречного бульвара (ближе к реке) и вблизи ТЦ «Океанис». Нижегородцы смогут сэкономить в дороге около 30 минут по сравнению с объездными путями на автомобиле или наземном общественном транспорте. В черте города линия канатной дороги пройдет вдоль Заречного бульвара, где предусмотрена установка опор высотой 30 метров. Таким образом будут снижены риски для жителей близлежащих домов и исключена вырубка деревьев.


Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

Затраты на строительство переправы составят 4,93 млрд рублей. Проект будет реализован с участием технологического партнера группы «Урбантех» – компании «Национальные канатные дороги». Финансовым партнёром выступает государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Возведение канатной дороги через Оку будет финансироваться за счёт внебюджетных средств по принципу государственно-частного партнерства.

На строительство канатной дороги потребуется 2 года и 8 месяцев. По предварительной оценке, сооружение будет введено в эксплуатацию уже в третьем квартале 2025 года.

Вторую – через Оку: в Нижнем Новгороде построят новую канатную дорогу

«В ходе предпроектной проработки с администрациями города и области была проработана оптимальная трасса канатной дороги через Оку. Станция метро «Заречная» и оживлённый проспект Гагарина будут в «связке». Новое сооружение будет представлять из себя две секции канатной дороги. Первая начинается у станции метро, идёт по Заречному бульвару до промежуточной станции «Тихая Гавань». Кабины, проходя через промежуточную станцию, попадают уже на вторую секцию – меняя траекторию под определенным углом, перемещаются уже к верхней части города к конечной станции на проспекте Гагарина, после чего возвращаются в обратном направлении. Преодолеть расстояние свыше 3,3 км получится за 15 минут, что станет в разы быстрее по сравнению с альтернативными видами транспорта», — рассказал руководитель проекта из ООО «Национальные канатные дороги» Алексей Чудаев.

Реализация столь крупного и масштабного инфраструктурного проекта повысит связанность ряда районов города – Ленинского, Советского и Приокского. Совокупно на этих территориях проживает 382 тысячи человек, что составляет 31% всего населения Нижнего Новгорода.

Региональное правительство уже пятый год ведёт планомерную и системную работу по трансформации транспортной системы Нижегородской агломерации. В частности, только за последний год в столице ПФО приступили к строительству двух новых станций метро в нагорной части, началась реализация масштабной модернизации городского электротранспорта, была запущена новая маршрутная сеть. Возведение новой канатной дороги внутри Нижнего Новгорода – крупный шаг, который позволит облегчить жизнь десяткам тысяч жителей, а также привлечет инвесторов для комплексного развития территорий. Более того, канатка над Окой станет новой визитной карточкой столицы Приволжья для туристов.

Больше региональной аналитики читайте в телеграмм-канале ProСтратегию - https://t.me/prostrategy_52

Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.government-nnov.ru