Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

На совещании по вопросам развития судостроительной промышленности в августе 2022 года президент России Владимир Путин подчеркнул, что стабильная работа верфей чрезвычайно важна для увеличения объёмов рыбного промысла, экспорта отечественных товаров и укрепления всей системы грузоперевозок, для загрузки смежных отраслей и развития профессионального инженерного образования. Глава государства отметил, что у России, несмотря на недружественные действия некоторых зарубежных поставщиков, есть всё необходимое для уверенного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки, промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.

Нижний Новгород издавна играл видную роль в судостроении России. Нашему городу суждено было стать тем местом, где зарождался и развивался речной флот страны. Сегодня судостроительная отрасль Нижегородской области – это более 20 предприятий, на которых трудятся свыше 9 тысяч человек.

Ключевыми предприятиями отрасли являются завод «Красное Сормово», Окская судоверфь, ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, судостроительный завод «Волга», завод «Нижегородский теплоход», Сокольская судоверфь. С 2017 по 2021 годы объёмы производства на предприятиях судостроительной отрасли региона выросли более чем в 1,5 раза при сохранении прежней численности работников.

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции


Судостроительная отрасль региона обладает значительным научно-технологическим и производственным потенциалом, способным влиять на развитие технологий в смежных отраслях промышленности, а также на национальную безопасность.

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

Крепкие традиции, богатая история

Вклад нашего региона в развитие отечественного судостроения сложно переоценить. Ещё во времена Петра I нижегородские корабелы поучаствовали в создании первого в стране морского флота. По всей Волге были известны лодки-«великовражки», родина которых – село Великий Враг под Нижним Новгородом. Эти лёгкие грузовые лодки массово использовались волжанами с петровских времён до 70-х годов XX века.

Настоящий расцвет нижегородского кораблестроения приходится на вторую половину XIX столетия, когда на Сормовской судоверфи массово строятся пароходы. Важным проектом в истории завода стал спуск на воду первого в России двухпалубного парохода «Переворот». Ранее считалось, что на таких суднах невозможно возведение двухъярусных надстроек. В дальнейшем именно этот тип пароходов стал определяющим до середины ХХ века. За весь дореволюционный период Сормовский завод выпустил 489 судов.

Пароход «Переворот» – первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход, построенный на Сормовском заводе в 1871 году
Пароход «Переворот» – первый в России двухпалубный товаро-пассажирский пароход, построенный на Сормовском заводе в 1871 году


Слава нижегородского судостроения гремела и после Октябрьской революции 1917 года. В 1934 году в Горьком был построен уникальный «правительственный» теплоход «Максим Горький». В 1937 году «Красное Сормово» спускает на воду сразу четыре первоклассных пассажирских теплохода: «Иосиф Сталин», «Клим Ворошилов», «Михаил Калинин», «Вячеслав Молотов». В конце 1950-х годов Сормовская судоверфь производит флагманы речного пассажирского флота – первые в стране речные трёхпалубные дизель-электроходы «Ленин» (1958) и «Советский Союз» (1959).

Дизель-электроход «Ленин» (1958)
Дизель-электроход «Ленин» (1958)


Нижегородское судостроение не ограничивалось пассажирскими проектами: после Великой Отечественной войны в регионе строятся атомные подводные лодки для ВМФ, разрабатываются суда на подводных крыльях различного назначения, одни из лучших в мире сухогрузов. Десятки новаторских проектов обеспечили громкую славу горьковской школе судостроения.

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

«Начиная с середины XIX века, Нижегородская губерния была ведущим регионом страны по производству судов, в том числе и пароходов. И речь не только о Сормовском заводе – таких предприятий было не менее пяти. Например, завод Яковлева, завод Облаевых в Городце. В 1907 году заработал Навашинский судостроительный завод, который вскоре стал ведущим производителем сухогрузов в стране. Что касается «Красного Сормова», то там производились не только гражданские суда – ещё до Великой Отечественной войны начали выпускаться подводные лодки. Да, в 1990-е и 2000-е нижегородское судостроение переживало трудные времена, но удалось сохранить производственный потенциал и кадры. Последние годы идёт постепенное возрождение отрасли», — рассказал доктор исторических наук, профессор НИУ - РАНХиГС Алексей Халин.

Возрождение отрасли

В Нижегородской области продолжают успешно работать и развиваться «Красное Сормово» и Окская судоверфь, которые занимают лидирующие места в отрасли гражданского судостроения страны. В 2021 году в России было построено 16 сухогрузов проекта RSD59: 7 из них были сданы на «Красном Сормове», 8 – на Окской судоверфи и лишь одно – на Невском судостроительно-судоремонтном заводе, то есть вне нижегородского региона. Суда этого проекта составляют основу современного грузового флота страны, их можно без преувеличения назвать драйвером отечественного судостроения.

Фото: «Красное Сормово». Сухогруз «Пола Агата» проекта RSD59
Фото: «Красное Сормово». Сухогруз «Пола Агата» проекта RSD59

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

«Наши корабелы пользуются большим авторитетом: основные предприятия уже сейчас обеспечены заказами до конца 2024 года. Важно, что все предприятия стремятся развиваться: к примеру, «Красное Сормово» и Окская судоверфь освоили выпуск краболовов-процессоров, ЦКБ имени Алексеева построило «Валдай» и возродило легендарный «Метеор». Кроме того, многие наши судостроительные компании участвуют в нацпроекте «Производительность труда». «Красному Сормову» бережливые технологии помогли снизить срок строительства сухогрузов проекта RSD59 с девяти до шести месяцев», — отметил губернатор Нижегородской отрасли Глеб Никитин.

10 ноября 2022 года на заводе «Красное Сормово» был спущен на воду 140-метровый сухогруз проекта RSD59. Он стал девятым в серии из одиннадцати судов, которые предприятие строит по заказу Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Теперь сухогруз достраивают прямо на воде: вскоре пройдут ходовые испытания, после чего его передадут заказчику.

Всего в России построено уже более 60 сухогрузных теплоходов проекта RSD59, из них почти половина – на «Красном Сормове» и около трети – на Окской судоверфи. Эти суда весьма востребованы у российских транспортных компаний, а конкурентным преимуществом нижегородских судостроителей является снижение сроков их постройки.

Фото: Кирилл Мартынов, pravda-nn.ru. Первый краболов-процессор получил название «Вайгач»
Фото: Кирилл Мартынов, pravda-nn.ru. Первый краболов-процессор получил название «Вайгач»

С мая 2020 года в рамках федеральной инвестиционной программы, получившей неофициальное название «Квоты под киль», на «Красном Сормове» строится серия из пяти краболовов-процессоров проекта КСП01. Каждое такое судно предназначено для промысла краба на глубинах от 20 до 400 м и ежедневного производства до 60 тонн замороженной продукции прямо на борту.

Краболовы полного цикла ранее в России не строились. Первое такое судно отечественного производства спустили на воду 15 июля 2022 года. Старт производства в Нижегородской области краболовов-процессоров соответствует задачам по импортозамещению, поставленным перед промышленностью страны. Проект позволит отказаться от закупок таких судов у зарубежных поставщиков.

Краболовы-процессоры производят и на Окской судоверфи: 10 ноября второе в стране судно такого типа было спущено в Навашине.

На площадке АО «Окская судоверфь» строятся также сухогрузы проекта RSD71 для судоходной компании «Волжское пароходство». В октябре прошлого года был заложен первый теплоход серии - «Конструктор Егоров». RSD71 – новый проект сухогрузного судна типа «река-море» в истории отечественного судостроения. Основное преимущество теплохода – его универсальность, гарантирующая эффективную работу как в море, так и в реке. Судно соответствует самым современным международным экологическим требованиям.

Фото: «Красное Сормово». Лайнер «Мустай Карим»
Фото: «Красное Сормово». Лайнер «Мустай Карим»
Фото: «Красное Сормово». Лайнер «Мустай Карим»
Фото: «Красное Сормово». Лайнер «Мустай Карим»


У флагмана отечественного судостроения – легендарного «Красного Сормова» – накоплен также серьёзный опыт строительства круизных судов, спрос на которые по программе лизинга в ближайшие годы может достичь нескольких десятков. В 2019 году здесь был спущен на воду круизный лайнер «Мустай Карим». Он стал первым пассажирским теплоходом, построенным на отечественной верфи за 60 лет.

На борту нового лайнера могут с комфортом разместиться более 300 пассажиров. На судне имеются несколько ресторанов, библиотека, конференц-зал, спа-салон, бары, большая открытая прогулочная зона-солярий на верхней палубе. Теплоход предназначен для речной перевозки пассажиров на дальних круизных линиях Москва – Астрахань, Москва – Санкт-Петербург с переходами по Ладожскому и Онежскому озерам и Москва – Ростов-на-Дону. Дальность плавания – около 6000 км.

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

«Круизный лайнер «Мустай Карим» вошел в перечень лучших судов мира Significant Ships of 2020. Это международное признание заслуг нижегородских судостроителей, подтверждение конкурентоспособности по сравнению с ведущими зарубежными верфями. Суда такого класса в России раньше в России не строились. За время работы над лайнером завод получил огромный опыт, восстановив часть утраченных за предыдущие десятилетия компетенций в пассажирском судостроении», — сказал депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, генеральный директор ПАО «Завод «Красное Сормово» Михаил Першин.

В сентябре 2022 года стало известно, что на «Красном Сормове» будут построены три круизных судна проекта «Карелия» при поддержке правительства России и ГТЛК. Теплоходы имеют класс «река-море», они будут курсировать по Каспийскому, Черному и Белому морям, использоваться на внутренних водных путях. Планируется, что первое судно начнет навигацию в 2025 году, второе и третье – в 2026 году. «Карелия» рассчитана на 180 пассажиров и по уровню комфорта пассажиров будет соответствовать лучшим мировым круизным судам.

Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области. Обстановочное судно, спущенное на воду в Богородске летом 2022 года
Фото: пресс-служба правительства Нижегородской области. Обстановочное судно, спущенное на воду в Богородске летом 2022 года

В июне 2022 года на богородском предприятии ГК «Р-Флот» спустили на воду два обстановочных судна и заложили ещё два малых пассажирских судна. Многопрофильная группа компаний самостоятельно выполняет все работы по постройке – от разработки проектной документации до спуска на воду. Полный цикл производства делает компанию практически независимой от импортных комплектующих и санкционного давления. Обстановочные суда проекта призваны выполнять важные функции по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях.

«Крылатые» корабли

Отдельной гордостью нижегородской земли вот уже более полувека остаются суда на подводных крыльях (СПК). Быстроходные «Ракеты», «Метеоры», «Кометы» и многие другие модели кораблей этого типа, разработанные в Горьком, бороздили реки и моря не только в СССР и России, но в трёх десятках других странах. Разработки нашего выдающегося земляка – Ростислава Алексеева – вывели Советский Союз в лидеры по производству СПК. Большинство отечественных СПК были разработаны именно в горьковском Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях.

Новый «Валдай 45Р»
Новый «Валдай 45Р»

1990-е и 2000-е – период упадка «крылатого» направления в российском судостроении, выпуск СПК в это время носил единичный характер. Возрождение перспективной отрасли связано с Нижегородской областью: в 2013 году в Рыбинске была заложена «Комета 120М», разработанная именно в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева. В 2017 году в Чкаловске спущено на воду спроектированное в ЦКБ по СПК малое судно проекта «Валдай 45Р», а спустя два года там же было заложено первое судно «Метеор 120Р», призванное заменить старые «Метеоры».

«Метеор» — это гордость судостроения Нижегородской области. Теплоходы, носящее это гордое имя, можно было увидеть на реках в разных уголках всего Советского Союза, а в некоторых регионах они курсируют до сих пор. Новое судно «Метеор 120Р» – достойный наследник легендарной серии, который уже доказал свою востребованность», — считает губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Презентация нового «Метеора» состоялась в июне 2022 года на XXV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Два судна этой модели уже эксплуатируются в Ханты-Мансийском автономном округе. Ещё два – вскоре будут спущены на воду в ЦКБ по СПК. Одно из них останется в Нижнем Новгороде и пополнит флот компании «Водолёт», которая занимается развитием скоростного пассажирского судоходства в нашем регионе.

В этом году суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» соединили скоростными речными маршрутами четыре региона – Ивановскую и Нижегородскую области, республики Марий Эл и Чувашию. В будущем году благодаря «Метеору» этот список могут пополнить Костромская и Ярославская области, а также Татарстан.

Фото: ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева. Новый «Метеор 120Р»
Фото: ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева. Новый «Метеор 120Р»


Соглашение о приобретении «Метеора 120Р» нижегородский «Водолёт» заключил с Государственной транспортной лизинговой компанией в рамках форума «Транспортная неделя-2022» 16 ноября. Лизинг предоставлен на льготных условиях со ставкой 2,5% на 20 лет. Стоимость «Метеора» - около 450 млн рублей. В планах – приобретение для Нижнего Новгорода и второго такого судна, что позволит ещё больше расширить географию маршрутов.

Нижегородское судостроение: продолжая славные традиции

«Сегодня у «Метеора 120Р» нет аналогов в своем классе, и судно является достойным преемником «Метеоров» предыдущего поколения, популярных во всем мире. У судна улучшена крыльевая схема, что позволяет ему развивать скорость до 75 км/ч. Также повышен класс мореходности, что делает возможным перевозки пассажиров по полноводным рекам, озерам и водохранилищам нашей страны: от Центральной части России до Дальнего Востока. Для развития пассажирского скоростного флота сегодня существует существенная мера государственной поддержки - программа льготного лизинга Минпромторга РФ, призванная мотивировать судоходные компании заказывать новые суда. Программа разработана только для пассажирских судов, чтобы ускорить замену парка старых пассажирских судов, в том числе и скоростных», — генеральный директор АО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева» Сергей Итальянцев.

Программы импортозамещения и господдержки стимулируют развитие судостроительной отрасли и расширение видов производимой в России продукции. Нижегородская область в последние годы набрала неплохой темп: ежегодно на воду здесь спускаются десятки судов различных типов. Кадровый потенциал и ресурсная база позволяют региону оставаться лидером этой отрасли, обеспечивая потребности внутреннего рынка и работая на экспорт.



Читайте по теме:
Итоги навигации-2022 и планы на 2023 год: компанию «Валдаям» составят «Метеор» и «Соталия»

Нижегородскую науку высоко оценили на федеральном уровне: причины успеха

Безопасно и качественно: на дорогах Нижегородской области завершается ремонтная кампания
 

Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.government-nnov.ru