Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Онлайн или офлайн: самый переоцененный вопрос при выборе языкового курса

Онлайн или офлайн: самый переоцененный вопрос при выборе языкового курса

Период пандемии стал «золотым веком» онлайн-образования. Преподаватели и авторы курсов, в том числе языковых, оперативно перешли на дистант, а ученики увидели, что получать знания можно в домашних тапочках, не тратя время на дорогу до школы. Эйфории добавило отсутствие границ в виртуальном мире. Оказалось, что по одному клику может быть доступен преподаватель, находящийся в любой точке хоть старого, хоть нового света. Все это привело к тому, что сейчас вопрос о формате занятий стал едва ли не первым, который задают потенциальные клиенты при выборе языковой школы.

Директор языковой школы SPELL Мария Сергеева рассказала РБК, в чем опасность такого подхода, чем вредна «уберизация» рынка образовательных услуг и какое количество учеников является оптимальным для групповых онлайн-занятий.

- Произошел ли «передел рынка» в период пандемии, когда все курсы ушли в онлайн-формат?

- «Передел» произошел, скорее, не из-за перехода школ в онлайн, хотя он тоже, безусловно, был, а из-за того, что эта ниша уже была занята крупными игроками, получившими большой приток новых клиентов во время пандемии.

Но проблема здесь кроется в том, что многие платформы онлайн-обучения, хотя и выглядят весьма привлекательно, созданы далеко не лингвистами и преподавателями, а представителями ИТ-индустрии и маркетологами. По сути, онлайн-обучение сейчас охвачено модным трендом «уберизации», и такие школы представляют собой некий агрегатор, где происходит встреча клиента и исполнителя, по аналогии с сервисом Uber. Но, на мой взгляд, создать агрегатор в обучении значительно сложнее, чем в такси. Хотя бы потому, что у такси цикл оказания услуги гораздо короче, а требований к квалификации исполнителя – меньше.

- Но ведь у онлайн-занятий есть очевидное преимущество – возможность выбрать любого преподавателя, носителя языка из любой страны. Разве это не компенсирует недостатки дистанционного формата?

- Возможность выбора – это прекрасно. Но надо уметь выбирать и, прежде всего, понимать, что носитель или любой другой человек, знающий язык, не является хорошим преподавателем по умолчанию. При изучении языка должна быть поставлена понятная измеримая цель и расписана очередность действий для достижения этой цели: последовательность введения слов, базовых структур и сами практики, вводящие эти слова и структуры, а также домашние задания для закрепления пройденного материала и образования устойчивых нейронных связей. Все это способен сделать только преподаватель определенной квалификации, владеющий различными методиками обучения и умеющий применять ту или иную в зависимости от поставленной задачи.

Кроме того, вам может попасться «преподаватель» с уровнем английского В1-В2 – именно такой, средний, уровень языка требуется в некоторых школах для трудоустройства. Если повезет, у вашего педагога будет сертификат типа ТКТ. А вот про CELTA, который является базовым требованием к преподавателям любой приличной международной школы, вы редко где услышите. Поэтому, выбирая языковые курсы, не забывайте подробно расспрашивать о квалификации преподавателя. Даже если это иностранец, для которого изучаемый вами язык является родным.

- Какие есть особенности у индивидуальных и групповых онлайн-занятий?

- Сейчас есть тенденция уводить занятия в сторону саморазвития с минимальным участием преподавателя. Поэтому онлайн-занятия больших групп напоминают, скорее, вебинары, где спикер объясняет тему, а остальные слушают и затем самостоятельно выполняют задания.

Для отработки же разговорных навыков (а именно это является главной проблемой для подавляющего большинства изучающих английский!) ученикам необходимо самим говорить, чтобы преподаватель мог обратить внимание на ошибки и поправить. И кто бы вам что ни говорил, в онлайн-формате это эффективно лишь в небольшой группе – не более четырех человек.

- А насколько эффективны онлайн-занятия с детьми?

- По моему мнению, детям младшего школьного возраста лучше заниматься очно и в небольших группах, нежели онлайн. Даже если не брать в расчет вред, наносимый зрению экранами ноутбуков и смартфонов, дистанционно удерживать внимание малышей гораздо сложнее. В итоге, для привлечения клиентов многие преподаватели перебарщивают с игровой частью занятий и забывают, что их главная задача – не развлечь, а научить говорить на английском. Такая проблема часто бывает и при организации очных занятий, но на дистанте она усугубляется.

- Что вы можете посоветовать ученику, который выбирает онлайн-занятия? Как и на что себя настроить, чтобы такие занятия действительно были эффективны?

- Любопытно, что многие начинают поиск курсов именно с вопроса о формате занятий. Это показатель того, что человек рассматривает обучение как процесс, а не как продукт с конечным результатом, хотя это в корне неверная стратегия. Сначала нужно определить, какой именно курс вам подходит по уровню языка, программе, квалификации преподавателя, и лишь затем уточнять формат и расписание уроков. Нужно понимать, что онлайн или офлайн – это всего лишь формы одного и того же содержания, а не две разные программы.

Онлайн-обучение однозначно стоит выбирать только в том случае, если вы территориально удалены от нужного вам преподавателя. Или есть еще категория учеников, которые часто в поездках – для них идеален смешанный формат обучения, когда часть уроков они присутствуют в классе, а находясь в отъезде – подключаются к своей группе по конференц-связи. Во всех остальных случаях, конечно, лучше очное обучение, потому что от перебоев со связью и отвлекающих домочадцев или коллег никто не застрахован.

- Есть мнение, что онлайн-занятия должны быть дешевле, чем офлайн. Это правильно?

- Нет. Стоимость обучения, независимо от формата, должна складываться, во-первых, из оплаты преподавателя (чем выше его квалификация, тем дороже стоимость его часа), а во-вторых, из затрат на разработку курса и подготовку занятий. Цена онлайн-обучения может быть дешевле очных занятий только в случае, если аренда офиса – самая ценная составляющая курса.

- Подведем итог. Чем же стоит руководствоваться при выборе онлайн- или офлайн-курса?

- Выбирать курсы нужно в первую очередь по таким критериям, как квалификация преподавателя и качество программы обучения. И лишь после этого смотреть – есть ли возможность присутствовать на занятиях очно или всё же онлайн удобнее. У нас много студентов учатся дистанционно не потому, что им противопоказан офлайн, просто они находятся в других городах и странах. И в последнее время наша география значительно расширилась.

В качестве резюме могу провести такую параллель: принимать решение, изучать язык онлайн или офлайн это все равно, что выбирать между электронной книгой и печатной: само произведение остается тем же, вы просто читаете его в более удобном для вас виде. Так и с обучением – сначала подберите эффективный для вас курс, а потом уже формат.

Реклама, ИП Сергеева М.В.: spell-nn.ru