Транспортная система Нижегородской области становиться обширнее год от года, открывая новые горизонты для процветания региона. Удобная логистика, долговечность и безопасность – важнейшие критерии, которые стоят в основе дорожного строительства в области. По итогам 2021 года регион занял 1 место в России по объёму дорожного ремонта в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД). Было отремонтировано более 5,8 млн кв.м – это площадь 812-ти футбольных полей стадиона «Нижний Новгород». По этому показателю Нижегородская область обошла даже Подмосковье, где отремонтировано 5,3 млн кв.м дорог и волгоградцев с 5,1 млн кв.м.
С 2017 по 2021 год в регионе отремонтировано больше 4000 км дорог. При этом ежегодный объём работы увеличился вдвое: с 544 км в 2017 году до 1180 км в 2022 году. В разы увеличились и объемы финансирования – с 5,8 млрд рублей до 16 млрд. Перед Нижегородской области стоят ещё более амбициозные задачи: с 2022 по 2027 год предполагается отремонтировать более 4700 км автодорог.
«Региональная программа по ремонту дорожного покрытия в рамках нацпроекта уже третий год является одной из самых масштабных в стране — около 6 млн квадратных метров ежегодно. При этом грамотное планирование и организация производства работ позволяет дорожникам выполнять ремонт в срок и с надлежащим качеством»,
— подчеркнул заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов.
По состоянию на середину октября в Нижегородской области комиссия приняла уже около 75% дорог, отремонтированных в 2022 году по нацпроекту БКД. По информации Главного управления автодорог региона, непосредственно асфальтовые работы практически завершены. Продолжается ремонт небольших участков, отсыпка и укрепление обочин, установка знаков и остановочных павильонов.
Согласно целям нацпроекта БКД, в 2024 году доля дорожной сети, находящейся в нормативном состоянии в крупнейших городских агломерациях, должна составлять не менее 85%. И Нижегородская область успешно справляется с поставленной задачей. В 2022 году в регионе уже 81% таких дорог находится в нормативном состоянии.
«Нацпроект «Безопасные качественные дороги» продлён до 2030 года. Это значит, что перед регионом встают новые задачи, с которыми, я уверен, мы достойно справимся. Благодаря всем работникам дорожного хозяйства ремонт и строительство новых дорог идёт качественно и в срок. Год от года темпы приведения магистралей в нормативное состояние растут, и мы не намерены останавливаться на достигнутом», — заверил министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Павел Саватеев.
Новый уровень дорожной инфраструктуры
В Нижегородской области дороги, конечно, не только ремонтируют, но и активно строят новые. Так, импульсом к развитию дорожной сети приволжской столицы стал Чемпионат мира по футболу 2018 года. В преддверии этого грандиозного спортивного события в Нижнем Новгороде было построено более 35 км магистралей: проспект Молодежный, кольцевая развязка в районе площади Киселева, Волжская набережная, улица Бетанкура, дорога у метро «Пролетарская» и новый Борский мост.
В 2019 году начала развиваться транспортная инфраструктура паломническо-туристического кластера «Арзамас-Дивеево-Саров». Открытие движения по Юго-восточному обходу Дивеева позволило вывести из села транзитный транспорт. Сегодня активно строится Южный обход Арзамаса, уже сдан Северо-восточный обход Дивеева протяжённостью почти 5 км.
В 2020 году ввели в эксплуатацию развязку Неклюдово-Золотово, причём этот грандиозный объект длинной 8,31 км был построен на год раньше запланированных сроков. Это позволило надёжно связать Нижний Новгород с севером нашей области и существенно увеличить скорость движения на данном участке. До строительства второго Борского моста и данного путепровода это место было тем самым «бутылочным горлышком», где водителям приходилось простаивать в пробках многие часы. Особенно остро эта проблема вставала летом, когда Волгу не могли пересечь многочисленные дачники.
В 2021 году была запущена развязка в Ольгине, которая в свою очередь улучшила связь южных районов с областным центром, а также повысила транспортную доступность новых перспективных городских территорий. Ранее существовавшее на этом месте кольцо давно исчерпало свой резерв пропускной способности и не справлялось с интенсивностью движения. Жителям Борогодского района и недавно присоединённых к Нижнему Новгороду Новинок приходилось подолгу стоять в пробках, добираясь до работы и возвращаясь домой.
В 2022 году была решена проблема гигантских пробок на железнодорожном переезде в Сормовском районе – разноуровневый путепровод на улице Циолковского обошёлся в 4,8 млрд рублей. В июне, когда на новой развязке открылось движение, была наконец обеспечена устойчивая транспортная связь жителей трёх густонаселенных микрорайонов Сормова с остальными территориями Нижнего Новгорода.
В регионе продолжаются работы над ключевыми объектами транспортной инфраструктуры. Так, завершается IV очередь Южного обхода Нижнего Новгорода, а в ближайшие годы в столице Приволжья планируется построить дублёр проспекта Гагарина и пятый мост через Оку, что обеспечит транспортную доступность нового микрорайона в Новинках и Ольгине. Проектирование дублёра Гагарина вместе с переправой будет завершено до конца 2022 года. Стоимость строительства объекта оценивается в 61 млрд рублей. Федеральное правительство уже одобрило заявку региона на предоставление инфраструктурных бюджетных кредитов на финансирование новой городской магистрали в размере 17,8 млрд рублей.
Гарантия качества – норма дорожного строительства
В регионе задумываются не только о ремонте и строительстве автомагистралей, но и об их долговечности. В 2022 году гарантийный срок на ремонт дорог в Нижегородской области увеличен до 6 лет. Ранее он составлял 4−5 лет. Такое решение было принято для того, чтобы нижегородские дороги как можно дольше сохраняли нормативное состояние.
Изменения предложены не просто так: увеличить срок гарантии стало возможно в связи с переходом на новые, более долговечные материалы при производстве асфальтобетонных смесей для верхних слоев дорожной одежды — высокопрочный щебень и полимерно-битумное вяжущее.
«Использование современных материалов положительно скажется на доведении автодорог до нормативного состояния и позволит, как минимум, дополнительно еще год обслуживать их по гарантийным обязательствам. В результате мы сможем сэкономить бюджетные средства. Как правило, к концу гарантийного срока из-за увеличивающейся с каждым годом интенсивности движения, использования шипованной резины приблизительно на 30% дорог образуются колея износа, трещины, выкрашивание и ямочность. Поскольку в среднем в год мы ремонтируем около 800 км дорог, экономия за счет дополнительного срока гарантии составит порядка 1,5 млрд рублей», — рассказал директор ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» Владимир Тужилин.
Интеллект транспортных систем
Нацпроект «Безопасные качественные дороги» не ограничивается ремонтом магистралей. Одним из направлений является внедрение интеллектуальной транспортной системы. В Нижнем Новгороде уже началась прокладка коммуникаций для установки «умных» светофоров. Далее будут установлены опоры и сами светофоры. Всего до конца года в столице Приволжья планируется установить 28 «умных» устройств по улице Родионова (от остановки «Семашко» до площади Сенная), по улице Белинского (от Сенной до Средного рынка), а также на Похвалинском съезде и улице Советская.
Уже создан единый центр обработки данных интеллектуальной транспортной системы, продолжаются работы по проектированию инфраструктурных элементов: это светофорные объекты, рубежи детектирования транспортных потоков и фотовидеофиксации нарушений ПДД, дорожные метеостанции. Разрабатывается также платформа управления транспортной системой.
В 2023 году «умные» светофоры должны появиться и на других основных магистральных улицах города: на проспектах Гагарина, Ленина, Молодежный, оставшемся участке Родионова. В интеллектуальную транспортную систему будут интегрированы уже внедренные механизмы управления общественным транспортом и «умными» остановками, а также процессы видеонаблюдения на дорогах. Это позволит давать приоритет общественному транспорту на нужных участках дороги и своевременно реагировать на возникающие инциденты. Развитие интеллектуальных транспортных систем обеспечит снижение аварийности, повысит пропускную способность городских дорог и увеличит среднюю скорость движения.
Читайте по теме:
Безопасный, современный и экологичный: Нижний Новгород ждёт обновление электротранспорта
Автотуризм в Нижегородской области: чем может удивить регион за одни выходные
Драйвер роста: что получит Нижегородская область, используя инфраструктурные бюджетные кредиты
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области" strategy.government-nnov.ru