Трамвай – крайне востребованный вид транспорта среди жителей, однако в настоящее время в его эксплуатации наблюдается ряд серьёзных проблем – износ инфраструктуры и подвижного состава составляет более 80%. На существующих маршрутах курсируют вагоны с многократно выработанным сроком службы, в том числе 1980-х годов выпуска – на некоторых участках трамваи буквально движутся со скоростью пешехода. Из-за их неисправности и схода с линии на наземном электротранспорте возникают затяжные интервалы, люди теряют время на остановках.
Региональное правительство четвёртый год реализует масштабную реформу общественного транспорта на территории Нижегородской агломерации, и важнейшей её составляющей является модернизация городского электрического транспорта (ГЭТ) в столице Приволжья. Нижегородская область одной из первых в стране выступила с проектом транспортной реформы и подала заявку на комплексное обновление трамвайной сети – и в этом году правительство РФ одобрило участие Нижнего Новгорода в первом этапе программы по модернизации ГЭТ. Это стало возможным в первую очередь благодаря приоритизации электротранспорта в рамках реформы общественного транспорта, а также детальной предпроектной проработке в рамках подготовки технико-экономического обоснования, проведенной при непосредственной поддержке «ВЭБ.РФ». Обновление инфраструктуры и подвижного состава в Нижнем Новгороде будет финансироваться за счёт средств инвесторов, льготного кредитования «ВЭБ.РФ» и федерального бюджета.
Проект предусматривает закупку нового подвижного состава, реконструкцию трамвайных линий и контактной сети, тяговых подстанций и депо. Благодаря этому будут сняты инфраструктурные ограничения, увеличена средняя скорость трамваев, их удастся сделать более удобными и комфортными, повысить привлекательность перед личным транспортом.
Ключевой точкой многолетней работы над проектом стало 28 сентября 2022-го года. Правительство Нижегородской области подписало концессионное соглашение о модернизации трамвайной сети в Нижнем Новгороде – инвестор приступит к работам до конца текущего года.
Почему Нижнему нужен трамвай
Одним из первых городов страны, где появился электрический трамвай, стал Нижний Новгород. Запуск датируется 1896-м годом, и с тех пор трамвай является неотъемлемой частью транспортной основы города, а также популярным средством передвижения среди пассажиров. Совместно с метро и троллейбусами трамвай образует единую систему, что положительно сказывается на показателях:
Это почти в два раза больше цифр частных перевозчиков.
Нижний Новгород в лидерах среди регионов России по общей протяженности трамвайных линий – их эксплуатационная длина превышает 75 км. Согласно данным за прошлый год, трамваи ежедневно перевозят 77,3 тысячи пассажиров. В некоторых местах, например, в микрорайоне Молитовка Ленинского района, этот вид общественного транспорта является единственным и не дублируется другими.
В связи с этим особенно важным становится преимущество трамвая перед другими видами транспорта – практически 75% трамвайных путей обособлены от оживленных городских дорог столицы Приволжья, благодаря чему жители быстрее добираются до нужных мест. Также это способствует тому, что трамваи в разы реже участвуют в дорожно-транспортных происшествиях.
Второе преимущество – экологичность. По своей вместимости один трамвай может заменить до ста машин – это позволит разгрузить плотный трафик на трассах, соответственно, уменьшив их загазованность. Причём эта аналогия работает и в сравнении с общественным транспортом. Трамвай вмещает в 2-3 раза больше пассажиров, чем электробус или автобус. В Нижнем Новгороде пассажиропоток наземного общественного транспорта за один час составляет порядка 3-4 тысяч жителей, в то время как трамвай может перевозить до 7 тысяч.
К плюсам использования трамваев также следует отнести экономичность их обслуживания. Срок службы автобуса в среднем составляет 10 лет, электробуса – 15 лет. Трамвай может безопасно эксплуатироваться в течение 30 лет. Кроме того, прокладывание автобусных и троллейбусных линий требует серьезного капитального ремонта дороги, который впоследствии придется повторять через каждые 3-5 лет. Трамвайное полотно и контактная сеть по затратам сопоставимы, но менять рельсы достаточно раз в 15-25 лет.
Власти поддерживают и вариант закупки электробусов в Нижнем Новгороде как современного и экологичного вида транспорта. Он на 30% тише автобуса, а суммарные эксплуатационные затраты на 10% ниже, чем у троллейбуса. Однако пальму первенства глобальной модернизации в столице Приволжья получил именно трамвай, поскольку он обладает высоким процентом обособленных участков. Действующая трамвайная сеть пролегает через места с наиболее развитой инфраструктурой и охватывает почти весь город, поэтому, обновив её в первую очередь, удастся решить вопрос качественного сообщения между различными районами. Нижний Новгород спроектирован таким образом, что в историческом центре находится преимущественно плотная застройка невысоких зданий – существующая сеть линий позволяет трамваю быть мобильнее и безопаснее на узких улицах в сравнении с прочим общественным транспортом. Электробусы благодаря своей возможности ездить без контактной сети, смогут использоваться на труднодоступных маршрутах, а также для перевозки жителей отдаленных и новых районов города.
«Трамвай всегда был безопасным, экологичным и удобным видом транспорта. Приобретение нового подвижного состава, реконструкция имеющейся инфраструктуры и высокое качество обслуживания пассажиров сделают городской электротранспорт более привлекательным и комфортным для нижегородцев и гостей города. Современные вагоны станут удобнее для маломобильных категорий граждан и пассажиров с детьми», — заявил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Благодаря реконструкции трамвайных путей на территории Нижнего Новгорода эксперты ожидают увеличение средней эксплуатационной скорости подвижного состава на 45%. Сейчас она составляет 12,7 км/ч, однако после модернизации инфраструктуры трамваи начнут ездить гораздо быстрее – до 18,4 км/ч.
«Рельсы позволяют трамваю ехать всегда в одном и том же габарите, ему не нужны буферные зоны. Поэтому для узких улиц трамвай – лучший вариант. На обычных улицах трамваю требуется меньше площади, чем автобусу – это позволяет делать больше озеленения, шире тротуары, велодорожки и даже парковки. Рельсы позволяют цеплять вагоны друг к другу: эффективность каждого трамвая растёт в 2-3 раза без дополнительных трат на водителей. Трамвай даже экологичнее троллейбуса, ведь здесь нет резиновых колёс и пыли от них – металлическая стружка гораздо безопаснее. Во время движения у трамвая меньше сопротивление и меньше затрат на движение – экономия электроресурсов», — считает транспортный аналитик, урбанист и известный столичный блогер Аркадий Гершман.
Стоить отметить, что на 800-летие Нижнего Новгорода власти приобрели 11 новых трамваев – при их эксплуатации специалисты отмечали экономию электроэнергии в 25-30% в сравнении со старыми. Эта закупка отразилась и на бюджете – экономия свыше 20 млн рублей в год. По мере обновления остального подвижного состава эти показатели будут увеличены в несколько раз. Несмотря на локальные улучшения, качественно изменить ситуацию можно лишь при серьёзном обновлении трамвайного парка города и инфраструктуры в комплексе.
Для этого Нижегородская область приняла участие в федеральной программе, куда также вошли Краснодарский край, Курская, Липецкая, Саратовская области и т.д. Нижегородский проект получил одну из наибольших финансовых поддержек со стороны правительства России и «ВЭБ.РФ». Регион на первом месте по масштабам среди участников проекта.
Кроме того, на заседании экспертного совета Минтранса РФ по мониторингу и оценке качества разработки документов транспортного планирования субъектов РФ Нижегородская область получила хорошую оценку от ряда экспертов. Регион согласовал проект модернизации трамвайной сети, который был поддержан большинством голосов.
«Хотелось бы отметить серьёзный и неформальный подход властей к замечаниям экспертного совета Минтранса РФ, полученным ранее. Это важно и полезно для проработки проекта в будущем. Правительство региона подготовило довольно детальное описание с учетом представленных рекомендаций.
Второй положительный момент – крайне важно, что в рамках структурирования проекта отдельное внимание было уделено переходу с нерегулируемых на регулируемые тарифы на всех маршрутах. Это позволяет повысить контролируемость всей транспортной системы», — отметила заведующая научно-исследовательским отделом «Комплексное развитие транспорта» ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева.
Концессия – как надёжный путь к модернизации электротранспорта
Правительство Нижегородской области реализует реновацию трамваев в столице Приволжья путём концессионного соглашения с ООО «Экологические проекты» – компания подавала частную инициативу минувшим летом. Объём капитальных затрат за 5 лет составит 50,4 млрд рублей.
Власти избрали такой подход к решению задачи осознанно – через данный механизм удастся воплотить дорогостоящий инвестиционный проект, растянув его оплату на длительный срок. По соглашению выплата региона с учетом планируемой выручки от перевозки пассажиров составит в среднем порядка 2,1 млрд рублей в год на протяжении 25 лет, в то время как нижегородцы и гости города уже через 5 лет смогут пользоваться новыми трамваями.
В рамках концессии исполнитель контракта имеет право получить долгосрочный банковский кредит – и за счёт этих средств оплатить большую часть обновления трамвайной инфраструктуры и приобретения нового подвижного состава. Также на государственном уровне действует программа финансовой поддержки концессионных соглашений в сфере электротранспорта – до 30% затрат могут напрямую оплатить из федерального бюджета в виде невозвратной субсидии.
«У меня работа по проекту оставляет исключительно положительные впечатления. То, что она не решает все транспортные проблемы в Нижнем Новгороде, которые накапливались десятилетиями – она и не должна. То, что она действительно способствует развитию трамваев – бесспорно»,
— заявил ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Константин Трофименко.
Преимущества концессионного соглашения по модернизации трамвайной инфраструктуры перед госконтрактом
«Проект реализуется в рамках программы поддержки проектов по развитию городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта, утвержденной Наблюдательным советом ВЭБ.РФ. Уникальный набор источников финансирования, включая средства Фонда национального благосостояния, кредит ВЭБ.РФ по субсидируемой ставке, федеральную субсидию на финансирование капитальных затрат позволит реализовать проект с покрытием затрат концессионера. При этом структура финансирования позволит существенно снизить нагрузку на бюджет Нижегородской области. Реализация проекта приведет к увеличению налоговых и неналоговых доходов в федеральный и региональный бюджеты, также будут созданы 1400 новых рабочих мест», — рассказал заместитель председателя ВЭБ.РФ Олег Говорун.
Как улучшится трамвайная сеть
Проект модернизации инфраструктуры и обновления трамвайного парка является одним из самых масштабных в транспортной истории Нижнего Новгорода. В рамках концессионного соглашения должно быть реконструировано 149,3 км однополосных путей трамвайных линий (из которых 110 км – на обособленном полотне), приведены в порядок 15 тяговых подстанций с питающими линиями, отремонтированы все 3 депо и закуплены 144 трамвая большого класса и 26 – особо большого. Инвестор обязан выполнить все перечисленные пункты за пять лет – с 2022-го по 2026-й год.
Член экспертного совета областного Министерства транспорта Андрей Нестеренко отмечает, что инвестор останется максимально заинтересованным в качественном исполнении работ, поскольку от этого напрямую зависит дальнейшее использование подвижного состава и, соответственно, получение выгоды.
Уже сейчас преимуществом является то, что с учётом проведения масштабной транспортной реформы и благодаря вводу новой маршрутной сети у нижегородцев появилась возможность бесплатных пересадок между разными видами транспорта, будь то автобус, маршрутка, трамвай, троллейбус или метро. С августа текущего года на всех городских маршрутах действует единое тарифное меню.
На момент заключения концессии в трамвайном парке Нижнего Новгорода числится 291 единица подвижного состава. По завершении инвестиционной стадии соглашения в распоряжении трёх депо окажется 240 вагонов – большая часть прямиком с заводов и 70 вагонов большого класса, ещё не выработавших свой ресурс. Отдельно предусмотрены работы по модернизации самих трамвайных депо с сохранением имеющихся мощностей для ремонтно-эксплуатационных функций.
«Преимущества очевидны. Поскольку нижегородский трамвай долгие годы не получал соответствующие инвестиции и терял свою роль в городе, то, конечно, мы приветствуем в целом, что такие работы будут вестись. Многие города находятся на распутье и не имеют возможности и понимания будущего своего электротранспорта. В этом плане Нижний Новгород достаточно последовательный — есть амбиции расширения метрополитена, особенно в нагорной части, есть позиция по троллейбусной концессии», — отметил начальник центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимир Пащенко.
Проект не лишён деликатности подхода. Порядка 39 км совмещённых путей будут на современной антивибрационной подушке, что обеспечит минимальное влияние проезжающих трамваев на объекты культурного наследия и ценные объекты городской среды в историческом центре. Более того, повышение средней скорости движения позволит улучшить качество обслуживания пассажиров без привлечения дополнительных транспортных средств.
«Это самый настоящий ESG проект, социальную значимость которого трудно переоценить. Современный, удобный, быстрый электротранспорт позволит миллионам пассажиров чувствовать себя комфортнее и экономить своё время. Могу предположить, что они даже предпочтут чаще ездить на трамваях, чем на личных автомобилях. А за счёт практически двукратной экономии энергоресурсов и увеличения пассажиропотока городскому электротранспорту удастся выйти на стабильную и безубыточную работу. Ну и, конечно, трамвай был и остаётся самым экологичным видом транспорта, что важно для любого мегаполиса», — отметил заместитель губернатора Нижегородской области Сергей Морозов.
Сила тока
Вслед за первым этапом качественного изменения трамвайной сети Нижнего Новгорода региональное правительство также прорабатывает второй шаг модернизации – при федеральной поддержке осуществить строительство новых веток в Сормовском и Приокском районах. В перспективе это позволит обеспечить новые территории застройки комфортным и экологически чистым общественным транспортом, с помощью которого жители смогут беспрепятственно добираться до метро, а затем комфортно двигаться до места назначения.
Согласно планам правительства Нижегородской области по дальнейшему улучшению транспортной сферы, параллельно прорабатывается проект концессионного соглашения по обновлению троллейбусной сети, включая реконструкцию инфраструктуры и закупку новых троллейбусов, в том числе с автономным ходом, и электробусов.
Троллейбус как вид наземного электротранспорта также обладает преимуществами по сравнению с автобусами: более длительный срок службы, меньшие затраты на обслуживание парка, отсутствие загрязнения воздуха выхлопными газами, надежный электродвигатель. Неслучайно на городской линии до сих пор работают троллейбусы 1990-х годов выпуска, а автобусы, которые были произведены в начале 2000-х, уже давно исчерпали свой срок службы. Более того, трио из трамвая, троллейбуса и метро создает в Нижнем Новгороде каркас безопасного и скоростного общественного транспорта, что ведёт к увеличению пассажиропотока и операционной безубыточности.
Реклама. АНО "Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области"
Читайте по теме:
Развитие метро и укрепление Черниговской: на что власти потратят дополнительные федеральные средства
Как изменится транспортная система Нижнего Новгорода в ближайшие семь лет
Итоги 2021 года: как изменилась транспортная система в Нижегородской области