Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

«Бизнес-английский с нуля»: как избежать обмана?

«Бизнес-английский с нуля»: как избежать обмана?
Директор языковой школы SPELL Мария Сергеева рассказала РБК, что такое бизнес-английский, и как правильно выбрать курсы для корпоративного обучения

- Сегодня «бизнес-английский» - очень модная формулировка. А что за ней стоит? Чем именно бизнес-английский отличается от просто английского?

- Прежде чем говорить о бизнес-английском, необходимо определить, какой смысл мы вкладываем в этот термин. Если взять в руки любой учебник по Business English и бегло пробежаться по его разделам, то станет понятно, что они не имеют ничего общего с реальным бизнесом. Скажем прямо, справиться с темами вроде «переписка с клиентами», «телефонная беседа» или «проведение презентации» – вполне можно, владея общеразговорным английским. А в большинстве случаев на курсе по бизнес-английскому вас будут учить именно таким вводным фразам, относящимся больше к деловому этикету. И хорошо еще, если это будут современные формулировки, а не выдержки из учебников 20-летней давности. Такие курсы бизнес-этикета на английском языке я бы рассматривала, скорее, как отдельные семинары, на которые стоит идти, уже достигнув уровня B1 и выше.

Совсем другое дело, например, английский для инвесторов или финансовый английский, который нужен для отслеживания в первоисточнике информации, необходимой для своевременного принятия бизнес-решений. Здесь мы уже имеем дело с особым словарем, как с некой надстройкой над общеразговорным английским языком.

- Получается, бизнес-английский с нуля невозможен?

- Учить бизнес-английский с нуля все равно, что учиться синхронному плаванию, не умея плавать. Но, к сожалению, это довольно популярный запрос, и некоторые языковые центры обещают невозможное в угоду клиенту, чтобы заработать на нём, ведь бизнес-английский априори должен стоить дороже общеразговорного английского.

В итоге, такое обучение контрпродуктивно, и после этих курсов люди выходят с полной кашей в голове. Сначала нужно научиться выражать свою мысль в целом, используя базовые языковые структуры и базовый словарь. А уже потом углубляться в специальную лексику. При этом соотношение общего английского и узкоспециализированных терминов в любом случае будет 80% к 20%.

Если вы не можете выразить свою мысль общими фразами, значит, вам нужен хороший разговорный курс; если мысль сформулировать можете, но вам не хватает специальной лексики, то вы учите эту лексику. Всё просто.

- А как создаются программы обучения со специальной лексикой? Получается, автор курса должен быть специалистом в IT, в медицине, в инвестировании?

- В идеальном мире - да. Но каковы шансы найти профессионального педагога и медика в одном лице? Здесь нужно исходить из целесообразности. По своему опыту могу сказать, что, например, айтишнику не нужно объяснять IT-лексику, и вряд ли преподавателю имеет смысл в нее углубляться. IT-специалисту нужен уверенный уровень общего английского языка. То же самое относится и к врачам.

У меня была идея сделать специальную программу для медиков, но при ближайшем рассмотрении стало понятно, что на уровне словаря им помощь не требуется (все термины, в основном, на латыни), а нужно уверенное владение общим английским языком. К тому же есть достаточно учебников по английскому для медиков, например, от издательства Кембриджского университета. А вот готовых программ английского для инвесторов нет. Поэтому с 2007 года мы для наших клиентов - компаний, в том числе выходящих на IPO на Лондонскую фондовую биржу – разрабатывали языковые программы обучения топ-менеджмента, включающие в себя как специфический финансовый «сленг», так и словарь относящийся непосредственно к отрасли клиента.

При желании можно разработать языковой курс для любой компании. Более того, способность языковой школы создать такой продукт может свидетельствовать об ее уровне и квалификации. Школа SPELL такое умеет и делает. Для наших специализированных программ мы используем корпусную лингвистику. Суть в том, что разные общественные группы используют разные наборы слов и выражений – разные корпусы языка. И метод заключается в том, что нужно правильно отобрать корпус. Вычленив ключевой словарь, мы встраиваем его в нашу авторскую структуру курса, которая позволяет многократно проработать материал в различных форматах и ввести в активный словарный запас. Понятно, что на выходе это будет серьезный дорогостоящий продукт, перед разработкой которого стоит оценить его целесообразность для вашей компании. Возможен также промежуточный вариант: базовый курс плюс мобильное приложение, в которое мы дополнительно загружаем специальную лексику для заучивания.

- Сейчас распространено корпоративное обучение на языковых курсах. Что вы можете посоветовать работодателю, который выбирает школу для своих сотрудников?

- В первую очередь, руководитель должен понимать, что языковое обучение – это продукт. Соответственно, нужно оценить качество и все параметры этого продукта. Часто корпоративный курс английского языка, к сожалению, выбирают по цене. Но на самом деле, высокая цена не всегда является признаком хорошего курса, а вот низкая цена почти всегда является признаком плохого.

Итак, я рекомендую задать представителю школы ряд вопросов (в том числе провокационных):

1. Почему этот курс подходит для сотрудников нашей компании?

Нужно поинтересоваться, какие конкретные навыки приобретут сотрудники после прохождения курса, как эти навыки можно будет проверить, и почему этот курс является оптимальным под запросы вашей компании.

2. Какая квалификация у преподавателя

Кандидатуру преподавателя также стоит внимательно изучить, ведь он, по сути, будет являться внешним сотрудником вашей организации.

3. Можете ли вы предложить для нашей группы с нулевым знанием языка курс бизнес-английского?

Как вы уже поняли, это вопрос-ловушка. Если школа соглашается на такой вариант, значит, она либо недостаточно компетентна, либо просто хочет взять за свои услуги больше денег.

4. Можем ли мы сформировать группы сотрудников по отделам, а не по уровням?

На это предложение вам абсолютно точно должны отказать, потому что невозможно учить людей разного уровня в одной группе. Одним будет скучно, другим – тяжело, и результата не будет точно.

5. Можно ли нам курс без «домашки»?

В теории такой курс возможен, но тогда уроки должны быть минимум пять раз в неделю. Если же занятия проводятся дважды в неделю, как это обычно бывает, то без домашнего задания результат такого обучения тоже будет нулевым.

6. А можно ли нам преподавателя подешевле, например, студента?

Ну вы же не берете в компанию юриста-студента или бухгалтера, который еще учится на курсах?! То же самое и с преподавателями языка. Все зависит от того, чего вы хотите. Если просто побаловаться английским в формате языкового клуба, то можно сделать это и со студентом. Но если у вас есть четкие цели, то нужно работать с профессионалами.

- Вы сказали, что очень важно отслеживать результативность обучения. Получается, руководитель должен организовать какой-то экзамен?

- Нет, это школа должна проводить такие экзамены и таким образом демонстрировать клиенту эффективность курсов и прогресс работников.

А руководителям я бы посоветовала интересоваться мнением сотрудников об обучении, собирать по этому поводу обратную связь. Как не парадоксально, но мы очень часто сталкиваемся с тем, что работодатель предоставляет корпоративное обучение, а сотрудники тем временем ищут, где бы им еще поучить язык, чтобы был результат.

Кроме того, имеет смысл обсудить с преподавателем возможность поощрений и наказаний. Если за невыполненные домашние задания будет назначаться символический штраф, то у сотрудника будет понимание, что изучение английского языка – это тоже часть рабочего процесса.

- Способствует ли совместное изучение языка сплочению коллектива?

- Зависит от качества услуги и замотивированности всех участников. Если сотрудники не знают, зачем им этот курс нужен, ходят на занятия нехотя и не видят результатов, то, ни о каком сплочении речи не идет. Если же эффективностью интересуется руководитель и поощряет прогресс работников, если уроки приносят видимый результат, то, безусловно, это влияет на настроение в группе и в коллективе в целом, повышается лояльность сотрудников. Тем более, если команды формируются по уровню, а не по отделам, то еще и налаживаются внутрикорпоративные коммуникации. И это тоже может способствовать развитию компании.


Подробнее spell-nn.ru

Реклама, ИП Сергеева М.В.: spell-nn.ru