Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Грозит ли России дефицит зимних шин

Грозит ли России дефицит зимних шин
Деятельность компании KOLOBOX напрямую связана с безопасностью на дорогах, и ее миссией всегда была реализация продукции, которая может это обеспечить.

KOLOBOX и сегодня не изменяют своим принципам – подбирает для своих центров только надежных производителей шин и разрабатывает актуальные программы лояльности.

Владелец компании Андрей Скорина рассказал, как меняется шинный рынок, в каких сегментах может возникнуть дефицит, и почему сейчас – лучшее время для покупки зимних шин.

- В сегодняшней геополитической обстановке многие западные компании либо уходят из России, либо сокращают объемы производства. В СМИ на эту тему очень много тревожных сообщений: Nokian продает бизнес, Goodyear ушла, Continental сократила объем выпуска… Можете ли вы провести краткую ревизию рынка и объяснить, что в действительности происходит?

- Действительно, мы являемся экспертами в своем сегменте. Поскольку компания KOLOBOX ориентируется на все группы покупателей, у нас в наличии есть и традиционные отечественные бренды («Кама», Cordiant), и иностранные бренды, производимые в России, и продукция, которая ввозится из-за рубежа. Мы работаем на шинном рынке с 2001 года и наладили прямые связи с производителями и поставщиками.

Безусловно, введенные санкции осложнили поставки западной продукции в Россию. Что же сейчас происходит? Начнем с Nokian Tyres – самого крупного производителя легковых шин на территории России. Завод Nokian в городе Всеволжск под Санкт-Петербургом способен производить 17 млн легковых колес в год. Такого производства в России больше ни у кого нет, и в активе компании это тоже самый крупный завод. Тем не менее, финская сторона приняла решение о «мягком выходе» с российского рынка. Речь идет о том, что, во-первых, иностранный менеджмент никак не будет участвовать в формировании стратегии продаж российского предприятия. А во-вторых, вполне вероятно, что завод будет продан. Покупатель пока не известен, но уже в ближайшее воемя должны быть оглашены решения, которые очень существенно отразятся на ассортименте российского шинного рынка. Поэтому с брендом Nokian мы не прощаемся.

Есть и другие производители, занимающие существенную долю на российском рынке. Американская компания Goodyear не имела производства в России, а сейчас прекратила поставки. Коммерческое представительства компании не свернуто, но и не работает, поэтому шин под этой маркой в России пока не будет.
Формально из России ушла компания Michelin. Крупнейший мировой производитель доверил управление российским производством и продажами отечественному менеджменту без права использования бренда Michelin. Поэтому в этом сезоне зимних шин Michelin будет мало, на уровне реализации остатков, а в лето начнутся поставки уже под новой торговой маркой.

Японская компания Bridgestone приняла решение остаться на российском рынке. Завод в Ульяновске пока не работает, но скоро должно быть приято решение о запуске предприятия. Проблематика заключается в том, чтобы были в наличии все компоненты, обеспечивающие безусловное качество товара. Думаю, решив эту задачу, они запустят производство, и Bridgestone будет представлен в России под своей торговой маркой.

Итальянская Pirelli не останавливала производство в России, и на санкции практически не реагирует, имея лишь небольшие проблемы с поставками шин больших диаметров и эксклюзивных размеров. Немецкий бренд Continental также остается в России. Их завод работает, но из-за санкций имеет проблемы с сырьем и сильно ограничен в производстве полного модельного ряда. Особенно большие проблемы с зимним ассортиментом. Хочу отметить, что это касается не только бренда Continental. Так уж сложилось, что мы зимняя страна, а ассортимент шипов российского производства крайне мал. Есть одно относительно небольшое предприятие, которое выпускает шипы, но основные производители работают в Финляндии, и поставки этой продукцию в Россию пока остановлены.

- Получается, несмотря на определенные сложности, ситуация далека от критической?

- Я не стал бы драматизировать. Российские дистрибьюторы имеют достаточно большие остатки с прошлой зимы, и это закрывает около 30-35% от потребностей нормального рынка.

- А в этом году рынок ненормальный?

- Именно так. Мы знаем, что снижение продаж автомобилей носит катастрофический характер и составляет около 60%. И это, безусловно, приведет сокращению рынка зимних шин. По нашим подсчетам, оно составит от 30 до 34%. Поэтому существующих запасов хватит, чтобы покрыть, как минимум, половину потребности зимы 2022-23 годов, а оставшуюся половину обеспечат продолжающие работать производители.

Так что сейчас особых проблем нет, но, если посмотреть на перспективу, то ассортиментное предложение от основных брендов будет постепенно сокращаться, и локальный ассортиментный дефицит все-таки будет формироваться.

- В каких именно сегментах ждать дефицита?

- Проблемы могут возникнуть у владельцев машин, произведенных вне России. Не секрет, что отечественные производители шин, прежде всего, решают задачу по обеспечению локализованных автобрендов, а это 85% российского парка. У оставшихся 15% могут возникнуть сложности. В первую очередь, это шины больших диаметров, комплекты разношироких шин и шины, изготовленные по технологии Run Flat.

- А параллельный импорт не решит эту проблему?

- Я думаю, что такие возможности будут появляться, но пока это направление особого развития не получило. Все-таки правообладатели, как правило, накладывают ограничения на вывоз своей продукции, и дистрибьютеры пока боятся отправлять ее на «запрещенные территории».

- Что вы можете сказать о зимних шинах китайского производства? В среде российских автолюбителей бытует невысокое мнение об их качестве. Говорят, что они хрупкие, дубеют на морозе… Оправданы ли эти опасения?

- С китайскими производителями мы работаем с 2008 года и хорошо знаем этот рынок. Мы много раз посещали Китай и, в частности, три территориальных центра, где сосредоточено производство шин. Например, профессиональные велосипедисты и мотоциклисты хорошо знают китайский бренд Maxxis, а мы уже 15 лет привозим в Россию легковые и внедорожные шины этой марки. Могу сказать, что качество шин Maxxis сопоставимо со многими европейскими и азиатскими брендами, а цена существенно ниже.

Если говорить о недостатках китайской продукции, то тут нужно понимать, что китайский производитель – любой, не обязательно производитель шин – сосредоточен, в первую очередь, на производстве массовой продукции в огромных объемах. А рынок шипованных шин и нордических нешипуемых шин – это все-таки очень маленький сегмент в масштабах нашей планеты. Шипованные шины потребляют только Россия (это половина мирового рынка), Канада и Скандинавия. И китайцы на этот рынок не очень-то и смотрели. Можно просто зайти в интернет и убедиться, что китайских брендов летних шин – море, а зимних – можно пересчитать по пальцам. И одной из наших задач при изучении китайской индустрии было найти производителей, которые одинаково достойно делают и летние, и зимние шины.

- Что значит, «достойно делают»?

- Во-первых, качество шин, продаваемых в России, обеспечивают наши органы сертификации. Во-вторых, мы также обращаем внимание на наличие европейского сертификата (буква Е на боковине) и американского сертификата (DOT), проверяем, доступны ли эти шины для продажи в Америке и Европе. Это очень важные показатели качества продукта. Еще есть дополнительные маркировки, которые могут свидетельствовать о том, что шины экономичные, бесшумные и обеспечивают хорошее сцепление в условиях мокрой дороги.

По этим критериям нас полностью удовлетворил бренд Maxxis, о котором я уже рассказывал. Это китайский преимум-класс, он входит в десятку ведущих мировых производителей шин и качественно конкурирует уже не с китайскими брендами, а с ведущими азиатскими и европейскими производителями. Компания тестирует свои зимние шины на полигоне на сервере Китая, в условиях, сравнимых с российскими, и регулярно проводит длительные трофи-рейды, чтобы подтвердить прочность и долговечность своей продукции. Кстати, половина сотрудников компании KOLOBOX пользуется шинами этой марки.

- Это единственный достойный китайский производитель?

- Конечно, нет. Мы, например, с 2011 года привозим много шин производства компании Sailun. Это сравнительно молодой производитель, который сейчас очень динамично развивается и уже занимает 14 место в мировом рейтинге. Это полностью автоматизированное предприятие полного цикла, и за счет высокого уровня автоматизации они смогли существенно снизить энергопотребление (в цехах, например, нет освещения и кондиционирования) и свести к минимуму брак. Также компания активно привлекает инженеров из-за рубежа и создает для них очень комфортные условия. В итоге получился качественный продукт с низкой ценой, с которым очень сложно конкурировать.

- Если китайское шинное производство такое передовое, как же в Россию все-таки попадают некачественные китайские шины?

- В Китае, действительно, есть возможность производить и такие товары. Дело в том, что в отличие от европейских марок, у китайских производителей можно купить не только конечный продукт – шину, но и резиновую смесь, кордовую ленту, ободные кольца и так далее. То есть, все компоненты по отдельности – это тоже товар, который можно приобрести и где-то собирать колеса кустарным способом. Таких предприятий, конечно, становится, меньше, поскольку они уже не выдерживают конкуренцию с высокоавтоматизированными производствами, но они до сих пор есть. И в итоге якобы зимние шины китайского производства, сделанные, на самом деле, из летней смеси, попадают в Россию. Что мотивирует тех, кто их привозит? Думаю, высокая маржа и отсутствие совести.

- Выбор качественных шин – не единственный вопрос автомобилиста. Еще нужно решить, где их хранить. Предоставляете ли вы услугу сезонного хранения?

- Мы очень давно продвигаем такую услугу и много сделали для развития этого направления. Есть несколько ключевых моментов. Во-первых, у нас не «шинный отель», и сезонное хранение не является для компании KOLOBOX бизнесом. Поэтому у нас очень низкая цена хранения – около 1,5 тысяч рублей за полгода, и она не зависит от диаметра колеса. Во-вторых, мы предоставляем возможность бесплатного сезонного хранения при покупке шин заранее. В-третьих, мы не увозим шины на какой-то непонятный склад, а храним их в наших центрах – в теплом проветриваемом помещении в вертикальном положении без контакта с агрессивной средой. И покупатель вправе в любой момент убедиться в правильности хранения своих шин. Все шины мы пломбируем, чтобы клиенты были уверены, что на их колесах никто не ездит. Кроме того, для некоторых категорий покупателей сезонное хранение является и вовсе бесплатной услугой.

И конечно, мы следим за тем, чтобы у наших клиентов не было необходимости трогать шины руками – ни при покупке, ни при хранении, ни при монтаже.

- Многие компании сейчас вынуждены оптимизировать бизнес, и в первую очередь сворачивают программы лояльности. У вас есть в этом необходимость?

- Мы ни одной программы не сократили. И хочу сказать, что сейчас самое выгодное время, чтобы купить зимние шины по максимально выгодной цене, оставить их на бесплатное хранение до «переобувки» и потом приехать на бесплатный шиномонтаж уже в сезон. А если вы сдадите нам свои старые шины на условиях trade-in, то мы зачтем их стоимость при покупке новых. Может получиться очень хорошая скидка. Также, многих наших клиентов волнует, что с уходом западных компаний из России уходят и расширенные программы гарантий, когда можно было в период гарантийного срока ремонтировать колеса бесплатно неограниченное количество раз. Поэтому в ответ мы планируем ввести гарантию KOLOBOX продолжительностью пять лет. Так что мы не только не сворачиваем программы лояльности, но и разрабатываем новые.
 

Реклама, рекламодатель: kolobox.ru/company, ООО «АС-Шина»