Многие старейшие и крупнейшие отечественные предприятия проводят экскурсии по своим производствам и музеям. Круг тех, кому интересны индустриальные объекты весьма широк: это не только туристы, но и делегации по обмену опытом, журналисты, школьники, студенты профильных вузов, потенциальные инвесторы.
Что получают сами предприятия, приглашающие к себе гостей такого рода? Какие преимущества даёт промышленный туризм? Ответ можно описать всего двумя словам: новые возможности. Если быть конкретнее, то это ещё один инструмент для продвижения бренда, создания положительного имиджа компании и торговой марки, привлечения инвесторов и формирования кадрового потенциала.
Нижегородская область стала одним из пяти пилотных регионов страны для развития этого вида туризма. Соответствующее соглашение подписали осенью прошлого года Федеральное агентство по туризму и госкорпорация «Росатом» в рамках Восточного экономического форума–2021. По мнению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, сотрудничество в этом направлении – это очередной шаг в деле продвижения туристического потенциала региона.
«У нас есть большой потенциал в развитии промышленного туризма. Нижегородская область – это регион с богатым промышленным и культурным наследием. Гостям и жителям известны музеи Горьковского автозавода и Выксунского металлургического завода, музейный квартал «Русские крылья», объединяющий достижения Валерия Чкалова и Ростислава Алексеева. Кроме того, в 2019 году в Выксе на промышленной территории открылся первый в России индустриальный стрит-арт-парк, который ежегодно посещают известные художники со всей России», — рассказал Глеб Никитин.
Соглашение направлено на объединение представителей крупных промышленных предприятий и туристической индустрии для разработки новых туров. Кроме Нижегородской области, в пилотном проекте по развитию промтуризма участвуют Белгородская, Сахалинская, Челябинская области и Красноярский край.
На финале Всероссийского акселератора по промышленному туризму в Калуге три предприятия региона по решению экспертов были признаны лучшими в этой сфере. Дипломы победителей получили «ГАЗ», Выксунский металлургический завод (ОМК) и фабрика стеклянных новогодних украшений «Ариель». Эти компании развивают промышленный туризм не первый год. Завод в Выксе разработал сразу несколько туристических маршрутов, а фабрика ёлочных игрушек давно встроилась в нижегородские экскурсионные туры. Что касается ГАЗа, то он должен стать основой для создания промышленного туристического кластера в Автозаводском районе. Этот маршрут имеет все шансы, чтобы стать одним из самых интересных мест на туристической карте индустриальной России.
«Нижегородская область — промышленный регион. Треть налоговых поступлений обеспечивают промышленные предприятия. Каждый четвертый житель региона работает на производстве. В регионе около 750 крупных и средних промышленных предприятий, примерно 50 компаний так или иначе занимаются промышленным туризмом. Цель, которую мы хотим достичь, — не только в увеличении туристического потока, но и в профориентации. Именно такие экскурсии помогают заинтересовать детей производством и способствуют воспитанию новых кадров», — отметил заместитель губернатора Андрей Саносян.
Совсем недавно, в июле 2022 года, Агентство стратегических инициатив вновь обратилось свои взоры на нижегородский промтуризм. Сразу три предприятия региона – Выксунский металлургический завод, фабрика мороженного «Колибри» и АО «Хохломская роспись» – вошли в путеводитель по промышленному туризму России, составленный АСИ.
«Региональная команда создала прототип возможного маршрута по промпредприятиям Нижегородской области. Он объединил 15 муниципалитетов. Такой туристический продукт, конечно же, будет интересен. Тем более что среди предприятий, которые уже сейчас готовы к проведению экскурсий, не только промышленные производства, но и фабрики народных художественных промыслов. Ведь именно такие предприятия, как «Хохломская роспись», были первыми, кто открыл секреты своего производства для экскурсантов», — отметил министр туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев.
Как отмечает Минпромторг России, российские заводы и фабрики открыли двери для путешественников: они демонстрируют производственные процессы, знакомят с современными технологиями, рассказывают об условиях работы молодым специалистам, студентам и школьникам, которым это может помочь при выборе специальности.
Примеры нижегородских промышленных туров
Как считает председатель правления Нижегородской гильдии экскурсоводов, директор экскурсионного бюро «Нескучный Нижний» Александра Шарова, нижегородский край наполнен самыми разнообразными территориями, сюжетами и привязанными к ним объектами культурного наследия, поэтому новые темы для экскурсионных маршрутов для нас – не проблема. То же самое можно сказать и о промышленном туризме.
Уже более полусотни предприятий Нижегородской области изъявили готовность развивать на своём производстве промышленный туризм. Правительство региона со своей стороны готово оказывать бизнесу экспертную поддержку в этом направлении. Сейчас промышленные туры предлагает целый ряд нижегородских компаний. Многие предприятия региона имеют свои музеи.
Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для Выксунского металлургического завода сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток», «Сила Сибири» и другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как из металла отливают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.
На Выксунском заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на языке жестов.
Еще одна достопримечательность ВМЗ — мурал «Выкса 10 000» на фасаде промышленного комплекса. Изображение площадью 10 800 м² стало самым большим в мире муралом, созданным одним художником. Работа Миши Моста попала в книги рекордов Европы и России. Затратив более 5 тонн грунта и краски, автор изобразил 6 сюжетов из жизни завода.
Примеру Горьковского автозавода и ВМЗ следуют и другие промышленные объекты региона. К примеру, на авиазаводе «Сокол» гости узнают, как становится реальностью мечта о полётах под стальными крыльями, на заводе «Красное Сормово» - как рождаются корабли, бороздящие просторы рек и морей. Об одном из старейших водопроводов России и о том, как чистая вода попадает в нижегородские дома, расскажут на Нижегородском водоканале. О процессе превращения нефти в качественный бензин поведают на предприятии «Лукойл» в Кстове.
При составлении рейтинга учитываются следующие показатели:
(Шуховская башня на Оке, музей метро, канатная дорога, пакгаузы на Стрелке, Куйбышевская водокачка на Черниговской, музей аэропорта, музей ГЖД и пр.).
(ГАЗ, Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», завод «Красное Сормово» и др.).
(Борский стекольный завод, нефтехимические предприятия в Кстове и Дзержинске, металлургический завод в Выксе).
(Парк Победы, мемориал «Горьковчане - фронту» в Нижегородском кремле, музеи предприятий оборонно-промышленного комплекса).
Итак, зачем же региону нужно развивать новое и далеко не самое простое направление туризма. Ведь посещение промышленных предприятий требует строгого соблюдения техники безопасности и специального оборудования, экипировки. Тем не менее, выгода тут очевидна. Регион получает увеличение туристического потока, что приносит нижегородскому малому и среднему бизнесу дополнительные доходы. А индустриальные предприятия получают рост собственной узнаваемости, повышение престижности, конкурентного имиджа. При этом формируется широкое сообщество людей, интересующихся промышленной жизнью России, а за нижегородским регионом закрепляется статус лидера индустриального туризма.