Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Почему вы так и не выучили английский, хотя много раз начинали

Почему вы так и не выучили английский, хотя много раз начинали
Вокруг изучения английского языка в нашей стране складывается парадоксальная ситуация.

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни начинал его учить – в школе или в институте, на курсах или по самоучителю, индивидуально или в группе. Значит ли это, что все мы хоть как-то знаем английский? Вовсе нет.

Почему же мы так и не смогли выучить язык, хотя много раз пытались? Мы обобщили самые распространенные отговорки и попросили прокомментировать их директора языковой школы SPELL Марию Сергееву.

«Я понял, что у меня нет способности к языкам. Думаю, это врожденное…»

Это очень распространенная позиция. Об отсутствии способностей к языку и якобы плохой памяти говорят практически все. Но в процессе диалога выясняется, что люди просто никогда не учили язык по-настоящему: не было мотивации, регулярных занятий, квалифицированного педагога и, как следствие – четкой программы и достаточного количества практики.

Есть и еще один принципиальный момент. Каждый человек, действительно, учит язык в своем темпе. И время, которое тратится на усвоение материала, никак не связано с интеллектуальными способностями. У меня было много примеров очень умных людей, крупных руководителей и больших специалистов в своей области, которым английский давался с трудом, только путем многократных повторений. Они, что называется, не ловили язык на лету. Но здесь, как в спорте, нужно сравнивать себя только с собой. Владение иностранным языком – это не мерило интеллекта, а всего лишь приобретенный благодаря регулярным тренировкам навык.

«Выучить язык можно только в детстве, так что мое время уже ушло…»

Это тоже очень популярное мнение, в котором есть лишь доля правды. С возрастом пластичность мозга действительно снижается, что негативно сказывается на способности воспринимать информацию. Но это совершенно не мешает изучению языка, если учесть возрастные особенности при выборе курса.

Да, взрослые медленнее запоминают, но у них гораздо лучше развиты аналитические способности, позволяющие быстро понять структуру языка и его грамматические правила, что у детей как раз вызывает огромные сложности. А проблема запоминания решается просто большим количеством повторений и упражнений, которые при должной систематичности неизбежно приведут к образованию новых нейронных сетей и улучшению синаптических связей между нейронами.

К тому же, изучение иностранного языка является отличной профилактикой болезни Альцгеймера. Это еще один довод в пользу изучения языка в зрелом возрасте.

У меня очень много примеров успешного изучения языка пожилыми людьми. Например, хорошо запомнился ученик – руководитель крупного предприятия, который начал учить английский с нуля в 67 лет. Он пришел на курс, потому что ему надоело зависеть от переводчика на переговорах с иностранными партнерами. Мы с ним поставили очень четкую задачу – достичь хорошего базового уровня и закрепить его. В итоге к нам в школу записалась вся его семья – настолько дети и внуки были впечатлены достигнутым результатом.

«Разве есть смысл в том, чтобы заниматься два раза в неделю? Если учить язык, то только погружаясь в языковую среду, а у меня на это нет ни времени, ни денег…»

Да, полное погружение в языковую среду – это отличные условия для обучения. Но это погружение не происходит автоматически, сразу при пересечении границы. Оказавшись последний раз на Брайтон-бич, я поняла, что там все говорят по-русски! Люди живут в США много лет, но общаются между собой и в язык так и не погрузились. Поэтому вполне можно поехать в зарубежную языковую школу, найти там себе русского друга и не выучить язык. Многие языковые курсы для иностранцев в том же Лондоне больше похожи на турагентства, чья услуга – не столько изучение языка, сколько возможность потусоваться в Британии со студентами из разных стран. Справедливости ради, хорошие школы там, безусловно, есть, и мы с ними сотрудничаем, но чтобы их найти, я обошла ни один десяток. Поэтому изучение языка это не про «где», а про «как».

Можно создать себе искусственное погружение, не выезжая из родного города, выполняя объемное домашнее задание. Причем, это задание должно быть неотъемлемой частью курса и обеспечивать многократное повторение пройденного материала. То, о чем вы говорите на уроке устно, должно отразиться в письменном формате в домашней работе. Тогда столкновение с языком будет происходить гораздо чаще, чем дважды в неделю.

«Что значит – не нашел своего преподавателя? Язык же один и тот же, значит, и учителя все примерно одинаковые…»

Действительно, недостаточный профессионализм преподавателя – это одна из причин, которая может помешать выучить язык. Врачи, например, тоже оканчивали один и тот же медицинский вуз, но мы же почему-то не думаем, что все они лечат одинаково. Здесь то же самое. С полной уверенностью могу сказать, что далеко не всегда человек, который прекрасно говорит на иностранном языке, является отличным преподавателем. Так же, как успешный спортсмен совсем не обязательно становится хорошим тренером.

В последнее время появляется все больше языковых курсов, устроенных по принципу маркетплейсов, где есть пул преподавателей, которых распределяют по базе клиентов, ориентируясь на совпадение графиков, а школа просто получает свою маржу посредника. Понятно, что в этом случае, чем дешевле преподаватель, тем выгоднее школе. А будет ли это выгодно клиенту – большой вопрос.

Правильный выбор педагога – это 90% вашего успеха в изучении языка. Методик изучения очень много, какой-то одной, утвержденной и согласованной – нет, а неопытные преподаватели даже о наличии разных подходов не всегда знают. Я, кстати, всегда спрашиваю у потенциальных сотрудников нашей языковой школы о том, какую последнюю книгу по методологии английского языка они прочитали. Если вопрос ставит в тупик, с таким человеком мы сразу прощаемся. Такой же совет даю и тем, кто хочет выучить английский: ищите преподавателя не менее серьезно, чем ищете доктора.

«Базовые знания у меня есть, а выше Pre-Intermediate дело не идет. Думаю, я просто достиг своего потолка…»

Феномен языкового плато – это очень распространенное и неприятное явление. Мозг, действительно, фиксируется на базовом уровне, а все, что выше, воспринимает как сверхзадачу, которая не нужна для удовлетворения основных потребностей. Подняться с плато так же тяжело, как выйти с нуля на первое говорение.

Поэтому, когда вы находитесь на уровне плато, ни в коем случае не соглашайтесь на псевдо «коммуникативный подход», когда его интерпретируют как просто свободное общение на заданную тему. В этом случае вы вообще больше никуда не продвинетесь. Вам нужен хорошо проработанный курс, в котором будет конкретное количество новых для вас грамматических структур и новых слов с понятными схемами проработки и введения в активное употребление.

«Было некомфортно заниматься в группе. Я уже в солидном возрасте, а на курсы приходит, в основном, молодежь…»

Я заметила, что подавляющее большинство учеников, которые приходят к нам на курсы, хотят заниматься индивидуально. Но такой подход таит в себе большую опасность: вы привыкаете к педагогу, у вас выстраиваются какие-то отношения, но вам некомфортно с любым сторонним человеком. Вы продолжаете стесняться абсолютно всех людей, кроме своего преподавателя.

Поэтому я считаю, что индивидуальные занятия противопоказаны значительному количеству студентов. Исключение может быть разве что для людей с особо сложным графиком или каким-то уж очень узкоспециализированным запросом. А всем остальным нужна группа.

Ещё одна причина, по которой люди не любят групповые занятия – это неудачный опыт обучения у преподавателя, воспринимающего группу как множество индивидуальных студентов. Умелый же преподаватель организует работу группы как единого коллектива, где каждую минуту каждый студент получает равную порцию знаний и практики, и никто не простаивает, ожидая своей очереди.

«Но в группе все занимаются лучше меня, я чувствую себя неудачником, падает самооценка – это очень неприятно…»

Поверьте мне, я еще ни разу не видела такого, чтобы группа «давила» слабого. Обычно таким людям, наоборот, помогают и подбадривают в случае наметившегося прогресса. И часто тот, кто в начале отставал, потом обгоняет остальных. Бывает даже, что сложную тему понять проще, если ее объяснит не преподаватель, а сосед по парте своими словами.

А вообще, это как раз «индивидуальщикам» обычно кажется, что у них ничего не получается, в группе прогресс всегда заметнее, потому что его видит не только преподаватель, но и другие студенты. К сожалению, группы не всегда формируются правильно – часто школы ориентируются не на уровень учеников, а на удобное для них время занятий, что я считаю абсолютно неприемлемым.

Что же касается ощущения, что все вокруг умнее, то это не имеет никакого отношения к способностям и реальному уровню знаний. Это просто такой психотип людей, им кажется, что «все плохо», даже если тест написан на отлично. Опытный преподаватель обязательно вычислит такого ученика и найдет к нему индивидуальный подход.

«Мне сложно заниматься делом, в котором я не вижу финального результата. Разве сможет наступить день, когда я скажу – «все, я выучил язык»? Это какая-то бесконечная история, за которою, к тому же, постоянно приходится платить…»

Это очень серьезный вопрос. Если мы воспринимаем язык как процесс, это на корню убивает любую мотивацию. К тому же, ни в коем случае нельзя растягивать обучение –всегда нужно строго соблюдать темп. Потому что иначе не будет «аккумулятивного эффекта» – накопления такого объема знаний, при котором они перестают быстро улетучиваться из памяти. Я всегда подчеркиваю, что обучение языку – это не процесс, а продукт, у которого должны быть четкие измеримые характеристики.

Такой подход, кстати, поможет и подобрать подходящий языковой курс. Узнайте все «технические» характеристики продукта, который вам предлагают, и тогда станет проще сделать выбор.

«Английский язык просто очень сложный!»

Тогда начните учить китайский! Уверяю вас, через пару месяцев вы перестанете так думать.

«Наверное, мне это не очень нужно, кофе за границей я и так смогу заказать…»

А вот это, действительно, отговорка, на которую мне нечего возразить. Да, язык нужен не всем. Кому-то достаточно заказать кофе, но кто-то хочет с иностранцами еще и порассуждать о том, есть ли жизнь на вновь открытых планетах, или мы одни во вселенной. Поэтому, если вам кажется, что английский вам не нужен, то вам не кажется.

Другое дело, что иногда мотивация приходит внезапно. У нас есть много студентов, которые бегом учат язык, чтобы поехать на стажировку, получить повышение, переехать за границу или выйти замуж за иностранца. Так что решайте сами – довольствоваться чашкой кофе или быть готовым к чему-то большему.