Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Выбираем детскую языковую школу – о чем спросить, чтобы не ошибиться

Выбираем детскую языковую школу – о чем спросить, чтобы не ошибиться
Автор собственной методики изучения английского языка, директор языковой школы SPELL Мария Сергеева рассказала РБК, почему билингвальные детские сады и усердные занятия с репетиторами не гарантируют пятерку на ЕГЭ.

- Методики раннего развития сейчас стали очень модными. В том числе, и в отношении иностранных языков. Открываются билингвальные детские сады, звучат мнения о том, что учить язык можно едва ли не с пеленок. Действительно ли существуют такие чудо-методики, и правило «после трех уже поздно» здесь тоже работает?

- Я много раз принимала участие в конференциях на тему раннего развития, где речь шла и об изучении английского языка совсем маленькими детьми. И каждый раз я задавала спикеру вопрос, можно ли увидеть результаты исследований, доказывающие, что дети, изучавшие язык с трех лет, имеют явные преимущества по сравнению со своими сверстниками, которые начали заниматься в более позднем возрасте. Мне смогли подтвердить только то, что они чувствуют себя увереннее. Я лично много раз тестировала таких детей и могу сказать, что они действительно уверенно отвечают на вопрос, но, к сожалению, в большинстве случаев невпопад. Например, на вопрос «Как зовут твою маму?» отвечают «Да!»

Мы с коллегами уже не первый год замечаем, что детей, которые с трех до семи лет занимались английским на различных курсах и с индивидуальными репетиторами, буквально за две-три недели наших занятий догоняют те, кто начал изучать язык в шесть-семь лет.

- У вас есть объяснение, почему так происходит?

- Давайте представим, как могут изучать язык дети в возрасте трех, четырех, пяти лет. Ни о каких абстрактных понятиях, о структуре и логике языка речи, конечно же, не идет. Они могут выучить цифры, цвета, названия животных и транспорта. И в итоге, четыре года тратятся на то, что семилетний ребенок без проблем выучит за первый месяц занятий. Поэтому раннее изучение иностранного языка – это просто хорошо раскрученный бизнес-проект.

Конечно, не нужно путать изучение языка с его приобретением, как второго родного, например, в англоязычной среде. Именно в среде, а не в билингвальном садике, где один из воспитателей время от времени говорит с детьми по-английски. Ведь между собой-то дети все равно общаются на русском! Это очень далеко от того, что можно назвать погружением в среду, где ребенок использовал бы иностранный язык для реализации своих задач. Поэтому, я считаю, не нужно заниматься тем, что ребенку не по возрасту.

Гораздо полезнее, в том числе, и для последующего освоения иностранного языка, будут какие-то творческие занятия, спорт, развитие мелкой моторики. Разностороннее развитие ребенка и, как следствие, увеличение нейронных связей важнее скудного словарного запаса детсадовского уровня.

- А когда уже пора учить английский?

- Все зависит от того, какие цели вы ставите. Учить английский с младенчества есть смысл только, если вы хотите, чтобы у ребенка не было следов русского акцента. Но для этого нужен носитель языка, иначе ребенок просто скопирует акцент русскоязычного учителя.

Если же цели мимикрировать под настоящего британца нет, то обучение можно начинать в шесть-семь лет, когда ребенок готов к школе.

- Школьную программу изучения языка часто критикуют. Какие минусы видите вы?

- Конечно, в разных школах учат по-разному, но у меня сформировалось свое личное мнение относительно школьной программы. На мой взгляд, самый главный ее минус в том, что она не проработана с точки зрения методологии изучения языка. В начальной школе программа чересчур примитивная, а потом резко усложняется. В итоге дети расслабляются, начинают относиться к предмету по остаточному принципу, а в среднем звене на них разом сваливается вся английская грамматика, причем, абсолютно бессистемно.

Добавьте к этому еще и недостаточное количество практики – еще один минус школьного обучения. В итоге проблемы накапливаются, как снежный ком, дети просто перестают учить язык и, в лучшем случае, наверстывают что-то перед экзаменами, пытаясь разгребать завалы с помощью репетиторов.

- Репетитор – это выход?

- Зависит от того, какие задачи вы ставите перед ребенком. Проблема большинства репетиторов в том, что они не имеют собственной программы. И, скорее всего, репетитор будет ориентироваться на ваш запрос – идти по школьной программе, о минусах которой мы уже говорили. В итоге педагог открывает все тот же школьный учебник и делает все те же задания. Текущие оценки, действительно, могут повыситься, но потом оказывается, что ребенок языка не знает и сдать экзамен не может. У него нет словарного запаса, нет понимания языковых структур. Мы с такими случаями сталкиваемся постоянно, поэтому всегда говорим своим ученикам, что нас интересуют не школьные оценки, а практическое владение языком и сдача международных экзаменов. Если же вам необходимо подтянуть именно школьную программу, то хороший репетитор – это, действительно, выход.

- Говорят, что при правильном подходе дети очень быстро учат иностранный язык. Это так?

- Нет, не так. Дети действительно приобретают язык, если у них есть возможность находиться в среде, но учат они его часто медленнее, чем взрослые. Детям, в отличие от взрослых, тяжело дается понимание грамматики. И чтобы ребенок что-то выучил, нужно много раз повторять одно и то же грамматическое правило. И кстати, я считаю, что именно понимание необходимости большого количества повторений материала является показателем профессионализма преподавателя.

- Учитывая, что изучение языка – это тяжелый труд, как мотивировать ребенка на занятия?

- Это еще одна проблема в обучении детей. Взрослый человек понимает, для чего ему нужен язык, поэтому он готов вкладывать в этот процесс силы и время. У детей чаще всего такой мотивации нет. Зато дети больше вовлечены в учебный процесс, когда есть жесткие правила, когда с ними не заигрывают.

Поэтому, как это ни парадоксально, детям нравятся строгие преподаватели. Я бы советовала на это тоже обращать внимание при выборе языковой школы.

- А как же такое популярное сейчас «обучение через игру»?

- Здесь я бы вспомнила поговорку о том, что «делу время, потехе – час». Именно так и должен строиться урок. У любой активности, в том числе, и игровой, должны быть четкие цели и задачи. Если они достигаются, если время используется эффективно, то можно и поиграть, но проблема в том, что часто преподаватели начинают играть, чтобы дети их больше любили и не жаловались на то, что им сложно учиться.

- Как же родителям понять, что смысл в обучении есть? Ведь дети не всегда могут адекватно оценить эффект от занятий, а школьные оценки, как вы говорите, вообще не показатель знаний.

- Способ отслеживания прогресса – это один из ключевых вопросов при выборе языковой школы. И контроль результата – прямая обязанность преподавателя, который ведет ребенка. Лучше всего использовать для этого систему периодических независимых тестов. Например, из линейки официальных Кембриджских экзаменов: KET, PET, FCE, IELTS и т.д.

- Наверное, ситуация осложняется, если родители не знают английского языка?

- Рассуждать так – это все равно, что думать, что нельзя стать олимпийским чемпионом, если мама и папа не связаны со спортом. Да, когда родители хорошо владеют языком, им, скорее всего, будет проще подобрать преподавателя. Пожалуй, на этом преимущества заканчиваются. Учиться ребенку в любом случае придется самому.

О чем нужно спросить, когда вы выбираете школу. ТОП вопросов от Марии Сергеевой

1. Какой подход вы используете в обучении?

Казалось бы, простой вопрос, но он сразу позволяет вычислить непрофессионала. Например, сейчас преподаватели часто говорят, что придерживаются коммуникативного подхода. В этом случае имеет смысл поинтересоваться, как именно метод реализуется в школе. Если обучение построено серьезно, то на этот вопрос обычно отвечают без заминок.

2. Какой словарный объем и какое количество грамматических структур мой ребенок выучит за курс?

Это тоже вопрос-индикатор. Если у преподавателя есть программа обучения, то он просто просмотрит план занятий и приведет вам довольно конкретную цифру. Для ориентира: если вам называют числа от 1,5 до 3 тысяч слов (в зависимости от уровня и продолжительности курса) – это похоже на правду. Если число переваливает за 5 тысяч, или вопрос ставит в тупик, то это верный признак того, что у педагога отсутствуют опыт и четкая программа обучения.

3. Обязательно ли делать домашнее задание?

А это уже вопрос-провокация. Расскажите, что ребенок, например, сильно занят и поинтересуйтесь, можно ли обойтись без «домашки». Если преподаватель легко соглашается пожертвовать важной частью учебного процесса, то это означает, что он просто не нацелен на результат. Обычно полноценная программа строится по принципу: дома – пишем, в школе – говорим.

4. А что вы будете делать, если мой ребенок не будет вас слушать?

Несмотря на категоричность формулировки, профессионала такой вопрос нисколько не смутит. Потому что у опытного преподавателя всегда есть в арсенале огромное количество приемов, которые он использует в той или иной ситуации. Поэтому лучший ответ на этот вопрос – несколько примеров из своей практики.

5. Чем ваша школа отличается от других?

Здесь я предлагаю вспомнить золотое правило инвестора – не вкладываться в проект, который вам не могут нарисовать на листе бумаги. Если вам не готовы рассказать о преимуществах, то, скорее всего, их просто нет.

«Конечно, на все эти вопросы нет правильных и неправильных ответов. Тем не менее, они дают возможность очень четко оценить уровень школы и преподавателя. Поэтому лучше всего задавать их не по телефону, а лично. Очень многое будет понятно только по тому, насколько уверенно вам отвечают. И не бойтесь, что поиски затянутся. Лучше выбирать школу до ноября, чем с 1 сентября начинать обучение, от которого не будет эффекта. Тем более, хороший педагог все равно найдет способ, в случае необходимости, нагнать программу».


Подробнее spell-nn.ru