Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Контроль на всех этапах – как выстраивать логистику в эпоху перемен

Контроль на всех этапах – как выстраивать логистику в эпоху перемен
Заместитель директора «Правый Берег – Логистика» Карина Никулина рассказала РБК, с какими новыми вызовами столкнулась сфера логистики, как изменились условия работы, и почему для логиста так важны конкретные формулировки

- Давайте начнем с теории. Можно ли сказать, что логистика – это перевозка грузов?

- Непосредственно перемещение груза из точки А в точку Б – это лишь малая часть нашей работы. Логисты выстраивают цепочки движения товаров, посылок, грузовых партий и т.д. И у этих цепочек очень много этапов, они включают в себя самые разные операции. Например, оформление документов, выполнение трансграничных формальностей, обеспечение сохранности груза, контроль соблюдения сроков, таможенное оформление – это тоже очень сложный и интеллектуально емкий блок. Я бы сказала так: логисты следят за тем, чтобы груз был корректно оформлен, вовремя оплачен, правильно упакован и промаркирован, без задержек перевезен, складирован, перегружен и передан в любой точке земного шара.

- Получается, для логиста вообще не существует географических границ?

- Не совсем так. Логисты, конечно, визионеры, и границ у нас в воображении может и не быть. А в реальности они, безусловно, существуют. И наша задача состоит в том, чтобы уважать правила таких границ и грамотно оформить их прохождение. Там более, в нынешних условиях.

- Текущая геополитическая обстановка существенно осложнила условия вашей работы?

- Да, ситуация сначала была похожа на полный хаос. Сейчас положение немного стабилизировалось, но сложностей с выстраиванием цепочек по-прежнему много. Только наработанные связи рушатся, прогнозировать сроки и риски невозможно. Но ничего не поделаешь: мы учимся работать в режиме новой реальности и чувствуем себя серфингистами, выплывающими на гребне волны.

- Наверное, в первую очередь изменились сроки доставки грузов?

- Если говорить о европейских направлениях, то сроки, безусловно, значительно увеличились, образовались очереди, участились проверки. Причин для задержек огромное количество, и все они сошлись в одном месте. Что касается азиатских направлений, то там тоже очень неровная ситуация. Например, в начале весны мы наблюдали довольно слаженную работу железнодорожных перевозок из Китая, а с середины мая начались заторы, сбои в расписании, отмены рейсов и поездов и, как следствие, увеличение сроков доставки и рост цен.

- Возможно, сработал еще и сезонный фактор?

- Это связано и с сезонностью, и с пандемией. Если говорить о Китае, то там фактор локдаунов тоже нельзя пока сбрасывать со счетов.

Контроль на всех этапах – как выстраивать логистику в эпоху перемен

- Действительно, внешних факторов, влияющих на вашу работу, очень много. Как же подстроиться под ситуацию, изменить которую невозможно?

- Наверное, помогает наш опыт. Мы занимаемся логистикой уже 20 лет и застали многие периоды. Фактически, таможенная отрасль развивалась на наших глазах и при нашем непосредственном участии. И если раньше, подавая таможенную декларацию, мы сталкивались с простоями, затягиванием сроков, а иногда и с придирками с российской стороны, то сейчас происходит то же самое, но уже со стороны Европы. Условия игры поменялись кардинально. Например, раньше экспортные поставки во всех странах контролировались минимально: гораздо больше внимания традиционно уделялось тому, что ввозят, а не тому, что вывозят. А сейчас, в связи с введенными ограничениями, экспорт тоже стал контролируемым режимом. И таможенные службы столкнулись с тем, что на это не хватает ни времени, ни людей, ни инфраструктуры, ни компетенций.

- Если говорить об отправке грузов из России, то какие направления сейчас самые популярные?

- Конечно, у нас сохраняется и активизируется азиатский рынок, но также увеличился грузопоток, например, в Турцию и Индию. А поскольку это не самые традиционные направления, на них еще явно не хватает ресурсов. Есть сложность и с тем, что большая часть крупных мировых операторов контейнерных перевозок, составлявших основу рынка, прекратила свою работу в России.

Контроль на всех этапах – как выстраивать логистику в эпоху перемен

- Можно ли каким-то образом минимизировать это негативное влияние? Например, более тщательно оформлять документы, чтобы избежать дополнительных задержек?

- Оформление документов – это наша ежедневная работа, хотя успех операции не зависит только от грамотно составленных деклараций и сопроводительных документов. Таможня – это институт, который работает удаленно. Инспектор проверяет то, что физически пересекает границу, в первую очередь, по документам. Но существуют и другие меры контроля. Досмотр даже при идеально составленных документах – это было, есть и будет. Причем, во всех странах. Частота досмотров может быть привязана к типу груза, к коду товара, к стране происхождения и т.д., а может быть просто случайная выборка.

- А есть ли хоть что-то, что облегчилось во взаимодействии с таможней?

- Первое, что приходит на ум, это упрощение порядка подтверждения соответствия импортного товара российским нормативам. Также в связи с введением параллельного импорта несколько упростилась задача по соблюдению прав интеллектуальной собственности. Но и новые ограничения появились. В частности, в связи с усилением контроля экспорта, приходится доказывать, что это именно российский товар покидает страну, а не пост-импортная продукция. Так борются с вывозом из страны иностранного капитала, продуктов зарубежных инвестиций, оборудования и т.д.

- Со страхованием нет проблем?

- Вот со страхованием грузов проблем, к счастью, нет. Этим занимаются российские компании, которые работают в обычном режиме и по тем же расценкам, что и раньше.

- Что бы вы посоветовали вашим потенциальным клиентам? С какими пунктами необходимо определиться до обращения в логистическую компанию?

- Грамотно поставленная задача – это уже половина успеха. Нельзя «привезти то, не знаю что, туда, не знаю куда». Нужно сформулировать четкую задачу, например, дать точное наименование товара или ссылку на него, весогабаритные характеристики груза, пункт отгрузки и точку доставки. Остальное уже наша работа. Логистика – вещь очень точная, и мы просчитываем конкретную экономику для конкретных грузов.


Компания «Правый берег –Логистика» 
603005, Нижний Новгород, ул. Ульянова, дом 7, офис 3
+7 (831) 202-09-15,202-09-12