- Стоматология – один из самых импортозависимых сегментов медицины. Если говорить о вашей клинике, то какой процент используемых вами инструментов и материалов производится в России, а какой — вы покупаете за рубежом?
-Так сложилось, что передовые стоматологические технологии в первую очередь разрабатывают на Западе, где получила развитие эстетическая коммерческая стоматология. Это относится не только к разработкам, но и к инструментам, материалам, оборудованию. Конечно, есть и российские производители.
Например, Вачский завод выпускает стоматологические инструменты. Но эта продукция в большой степени отвечают базовым задачам по возвращению в строй пациента, у которого болит зуб. Для выполнения более сложных манипуляций, в том числе, в области эстетической стоматологии, нужен другой инструментарий. И поскольку наша клиника является проводником передовых технологий, логично, что 99,9% наших материалов и оборудования – импортного производства. Российские у нас, пожалуй, только антисептические средства.
- Именно импортные технологии и обеспечивают качество вашей работы?
- Не совсем так. Ключевым фактором являются все-таки не оборудование и не материалы, а знания, опыт и мастерство специалистов. Да, качественный инструментарий облегчает жизнь и ускоряет процесс. Без каких-то материалов действительно нельзя добиться результата, к которому мы стремимся, но именно знания доктора создают условия, при которых возможно развитие.
Недавно, например, мы приобрели оборудование для внутриротовой сварки. Оно позволяет нам работать в соответствии с нашим главным принципом – максимум возможных манипуляций за одно вмешательство. Честно скажу, не так много команд в России практикует такой подход.
- Как сейчас ведут себя иностранные поставщики – уходят с рынка, повышают цены?
- Начнем с того, что сегодняшний кризисный момент – далеко не первый, который мы переживаем. И нормальная работа клиники изначально подразумевает наличие некоего складского запаса, который мы формируем, исходя из наших потребностей. Есть такой запас и у поставщиков. И если появляются предпосылки к возможным перебоям, разумеется, мы стремимся его пополнить.
Когда началось санкционное противостояние, наши коллеги выкупили у поставщиков сразу полугодовой запас материалов. Это информация от компаний, обслуживающих стоматологические клиники. Действительно, было непонятно, как поведут себя иностранные поставщики, как будет проходить оплата и выстраиваться логистика. Поэтому некоторая паника в отрасли была. На этом фоне, кстати, ряд продавцов чуть ли не в два раза повысил цены.
Но я сразу предполагал, что ситуация должна стабилизироваться: либо появятся новые каналы поставки, либо будет развиваться параллельный импорт. В крайнем случае, и в советские годы люди из-за границы в чемоданах привозили инструменты. К тому же, мы все-таки работаем в сфере медицины, и продукт у нас не самый массовый и уж точно не политизированный, в отличие от энергоресурсов. И действительно, буквально через несколько недель поставщики сообщили, что решили проблемы с оплатой и логистикой. Поставки нормализовались, но многие клиники все равно были вынуждены повысить прайс, чтобы компенсировать свои затраты на закупки по спекулятивным ценам.
ы же решили покрыть все понесенные издержки за счет собственных средств. Нам важно сейчас поддержать и отрасль, и наших клиентов – у людей и так много других проблем и расходов.
- То есть вы вообще без дефицита прошли этот период панических настроений?
- Да, мы ежедневно анализировали запасы и пополняли склад даже по повышенным ценам. Кризисных моментов у нас не было, задачу по организации бесперебойной работы клиники наша команда решила успешно.
- В современную стоматологию интегрировано много стран – производителей оборудования и материалов. Возможно ли, что в Россию придут компании, с которыми раньше не было контрактов? Например, из Ирана?
- В стоматологии, как и в любой другой сфере, многое решает привычка. Доктора проходят обучение у компаний, производящих оборудование, материалы и инструменты. И дело здесь не в узнаваемости или престижности бренда, а в том, что врач привыкает работать с именно этим инструментом, именно на этом оборудовании. И нужно очень серьезное потрясение, чтобы перестроиться. А сейчас предпосылок для этого нет – поверьте мне, западные компании тоже не интересованы в том, чтобы потерять огромный российский рынок. К тому же, рынок очень перспективный. В России современные стоматологические технологии распространены гораздо в большей степени, чем на Западе, и у нас пациент, обращающийся в государственную стоматологическую клинику по полису ОМС, получает более высокий уровень медицинской помощи. Западная страховая стоматология – это быстро, дешево и надежно поставленная пломба.
Там, кстати, до сих пор распространены амальгамные пломбы, от которых в России давно уже отказались.
К тому же, в некоторых странах число частных стоматологических практик ограничивается в зависимости от количества жителей. Условно говоря, если в квартале уже работает дантист, то другие врачи просто не получат лицензию на то, чтобы вести прием по соседству. У нас этот вопрос никак не регулируется – открывать можно любое количество клиник, и это тоже позволяет сделать современные технологии доступными большему количеству пациентов. Поэтому я уверен, что западные производители будут прилагать усилия, чтобы обходить ограничения и продолжать работать с Россией.
- Но, например, на апрельской конференции Стоматологической ассоциации были представлены новые российские производители. Возможно ли на фоне импортозамещения появление качественной российской продукции?
- К сожалению, нас долго приучали к тому, что не нужно изобретать велосипед, если это уже сделали до нас. К тому же, на протяжении многих лет в России было гораздо выгоднее продавать, чем производить. Производство – это «длинные деньги», это риски, да и в целом процесс организации бизнеса гораздо сложнее. Сертификация медицинского изделия – это тоже очень долгая, трудоемкая и дорогостоящая процедура. Не говоря уж о выводе на рынок нового продукта. Я, например, помню, как мы начали применять корейские импланты.
Мы были уверены в их качестве, но стоматологическое комьюнити с предубеждением отнеслось к азиатской продукции. Нам пришлось приложить колоссальные усилия к тому, чтобы люди хотя бы просто ее попробовали. Боюсь, также будет происходить и с отечественными изделиями. Скажу так: у нас в России очень талантливые ученые, которые многое что могут изобрести, но вопрос реализации этих идей пока страдает. Я надеюсь, что здесь будет поддержка со стороны государства. Тем более, российские системы тех же имплантов, например, существуют.
- Вы сказали, что одним из тормозящих факторов является сложный процесс сертификации. А есть ли сейчас предпосылки к тому, чтобы упростить эту процедуру?
- Это вопрос к государственному органу, который отвечает за сертификацию. Регламент процедуры направлен на то, чтобы изделие было безопасным и соответствовало заявленным требованиям. Можно ли эту систему как-то оптимизировать, упростить и удешевить – вопрос сложный, и решать его нужно на государственном уровне. Например, если государство возьмет на себя часть расходов на проведение испытаний. Но даже упрощение процесса сертификации не снимет проблему с выводом нового продукта на рынок, с которой неизбежно столкнется производитель. У нас пока массовый потребитель уверен, что качественное медицинское изделие обязательно импортное.
- Многие иностранные производители, поставляющие продукцию на российский рынок, проводили также обучающие семинары, лекции, курсы. Эти программы сейчас сворачиваются?
- Курсы, разработки и новые знания, действительно, раньше приходили с Запада. Сначала это происходило в виде стажировок, потом лекторы стали приезжать в Россию. Да, сейчас есть проблема с пересечением границ, но одновременно появилась возможность проведения онлайн-мероприятий, да и внутри страны сформировалось сообщество профессионалов, которое транслирует свои знания. Например, в нашу клинику приезжают учиться доктора со всей России. У нас есть уникальная программа подготовки имплантологов, после прохождения которой врач уже готов работать с пациентом. Такого я больше нигде не встречал. Так что здесь я особых проблем не вижу, только если в отношении каких-то узконаправленных курсов.
- Что же все-таки будет с ценами на стоматологические услуги?
- Наши коллеги уже подняли цены на 25-30%, мы повышения не планируем.
- Ну не все же клиники могут позволить себе такой патриотический жест? Возможно ли, что кто-то вынужден будет закрыться?
- Конечно, в любой кризис возможна ротация. Но сейчас я, наоборот, наблюдаю, что в Нижнем Новгороде открываются новые клиники. И у небольших практик, кстати, больше возможностей подстроиться под ситуацию. Доктор может сам вести онлайн-запись пациентов, открывать кабинет только тогда, когда есть посетители, работать с одним ассистентом. Существуют и другие способы минимизировать расходы и снизить издержки.
Да, может быть, кто-то откажется от частной практики в пользу сетевых клиник, но массовых банкротств однозначно не будет. Сейчас есть спрос на качественные стоматологические услуги, и есть профессиональные клиники с надежной репутацией, которые эти услуги предоставляют.