Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника
Что делается в регионе для воспитания молодых айтишников, обсудили участники панельной дискуссии в рамках международного инженерно-творческого фестиваля «ТехноСтрелка» в Нижнем Новгороде.

Борьба за талантливых IT-специалистов обостряется во всем мире. Именно поэтому перед российскими вузами сейчас стоит важная задача - наращивать прием на IT-специальности. При этом Нижегородская область должна предлагать будущим айтишникам образование с высоким уровнем вовлеченности, считает министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова. Для этого необходимо предложить студентам новый формат образования, который позволит заинтересовать их в том, чтобы доучиться до конца.

С 21 по 24 апреля в мероприятиях международного инженерно-творческого фестиваля «ТехноСтрелка» участвовали 800 юных программистов, медийщиков, моделлеров, экологов из России, Узбекистана и Сербии. На протяжении четырех дней ребята разрабатывали проекты, участвовали в образовательной и интерактивной программах, обменивались опытом и идеями, представляли разработки экспертной комиссии и знакомились с достопримечательностями Нижнего Новгорода.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Как рассказала глава регионального министерства образования, сегодня кафедры и направления, формирующие IT-компетенции, открываются даже в вузах, которые не являются профильными. Так в строительном университете недавно заработал центр цифровой трансформации системы ЖКХ, а в лингвистическом вузе введена компьютерная лингвистика. Это говорит о том, что в каждом вузе сегодня открываются направления, связанные с цифровыми технологиями.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Как в вузах, так и в колледжах увеличивается количество мест на специальности, формирующие IT-компетенции. В этом году министерство также добилось увеличения контрольных цифр приема на IT-направления в федеральных университетах.

Что касается школ, то в них работа ведется по нескольким приоритетам. Большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей информатики, а также их подходу к учебному процессу.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Мы работаем с преподавателями в рамках профессионального конкурса «Учитель будущего», который проводится президентской платформой «Россия – страна возможностей» при поддержке Министерства просвещения России. Эта работа направлена на то, чтобы учителя не только грамотно выстраивали процесс обучения, но и помогали детям не бояться информатики как предмета ЕГЭ. Ведь ребенок может сомневаться в своих силах и только по этой причине отказаться от ЕГЭ по информатике. В результате вполне способный ученик не придет в качестве абитуриента в вуз. Соответствующие образовательные программы мы встраиваем и в систему дополнительного образования, например, в IT-кубах. Трек по информационным технологиям есть и в олимпиадном движении, мы будем его расширять. Наша задача – убедить учащихся 7-8 классов в том, чтобы они не боялись идти в сферу IT, сделать так, чтобы они полюбили информатику и выбрали ее на ЕГЭ”, — пояснила Ольга Петрова.

Ректор НИУ «Высшая школа экономики» Анна Бляхман поделилась опытом организации стажировок для школьников. Один из ее проектов предполагает встраивание учащихся школьного возраста и студентов в совместную работу, которая ведется по заказу компаний.
 

Когда они все вместе работают в цепочке, видят друг друга, понимают, какие задачи решают, общаются на равных, только тогда они осознают, какой информацией и навыками они владеют, а чего им не достает. Если на первом и на втором курсе они будут заняты делом, будучи уверенными, что они параллельно встроены в разные проекты, которые дают им плюсы в их портфолио и резюме, этот механизм будет эффективным. Кроме того, нужно уметь встраивать гаджеты в учебный процесс в старших классах”, — отметила Анна Бляхман.


ИТ-отрасль является одним из ключевых факторов развития экономики, социума и городской среды, отметил руководитель Центра искусственного интеллекта «Горький» Евгений Федосеев.

Поэтому крайне важно, чтобы ИТ-компании и образование работали в связке. При этом преподавателям не хватает опыта, который может обеспечить практика в компаниях или привлечение к преподаванию ИТ-специалистов.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника


Молодому ИТ-специалисту важен практический опыт, гибкая образовательная траектория, осведомленность об отечественном ИТ-рынке - проектах и компаниях, а также уверенность в том, что он выбрал правильное направление в жизни. В рамках проекта НЕЙМАРК мы уже работаем с ИТ-компаниями по интеграции их образовательных курсов как дополнительных модулей”, — пояснил Евгений Федосеев.


Чтобы ИТ-компании и разработчики хотели приезжать в Нижний Новгород учиться и работать, также необходимы региональные инструменты поддержки. К ним эксперт относит создание центра поддержки отечественного программного обеспечения, реестра недоступного ПО для поиска подрядчиков и загрузки ИТ-компаний, региональную программу поддержки ИТ-компаний и разработчиков, поддержку стартапов. Также важно работать над формированием устойчивого ИТ-бренда региона и инструментов коммуникации с группами стейкхолдеров.
 

Создание кванториумов, переподготовка учителей, обеспечение оборудованием школ и вузов – важная работа. «Однако она не гарантирует появления великих ученых или программистов», — считает проректор по научной работе НГТУ им. Р.Е. Алексеева Андрей Куркин.
 

По его мнению, студентам не идет на пользу выход на работу с первого курса, так как они не успевают овладеть специальностью как следует и начинают пользоваться готовыми решениями.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника


Когда студент начинает работать с первого курса, мне становится плохо. Я не успел его ничему научить, а его уже выдергивает бизнес. В результате у нас есть только те, кто ищут и применяют готовые решения. А если мы будем брать только готовые решения, мы проиграем и всегда будем идти в хвосте. Потому что сейчас нам нужно разработать наше отечественное программное обеспечение, которое будет востребовано промышленностью. Поэтому подождите немного, не выдергивайте школьников из 10 или 11 классов - они ЕГЭ не сдадут. То же касается студентов. Необходимы хотя бы два года, чтобы я научил и воспитал нормального специалиста. Иначе не будет у нас великих ученых и программистов в Нижегородской области”, — считает Андрей Куркин.


Задержать студента в вузе и в родном городе поможет создание экосистемы с максимальной вовлеченностью в студенческую жизнь, уверена глава регионального минобразования. Такое взаимодействие будет включать в себя вузы, кванториумы, стажировки, проекты, конференции и другие активности.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

В международном фестивале «ТехноСтрелка» участвовали 68 команд юных IT-специалистов в возрасте от 12 до 18 лет.
 

Я вам искренне завидую, потому что вы приехали в самый красивый, гостеприимный и добродушный город в мире. Нижний Новгород не просто вас встречает, он создает все условия для того, чтобы вы продвигали себя вперед, развивались и добивались всего самого высокого и лучшего в жизни”, — обратился на открытии к участникам фестиваля заместитель губернатора Нижегородской области Давид Мелик-Гусейнов.
 

В течение четырех дней юные айтишники пообщались с представителями власти и экспертным сообществом, попробовали себя в новых сферах деятельности, обменялись опытом и получили обратную связь о своих разработках от профессионалов.

Кроме того, ребята смогли создать свои проекты по запросу одной из компаний-партнеров. Участником одного из кейсов стал Егор Григорьев, который разрабатывает 3D-графику и модели для приложений. Это уже седьмой хакатон, в котором он принимает участие.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Я всегда хотел развиваться творчески, сделать что-то свое, покреативить. В хакатонах я начал участвовать с 13 лет, когда начался карантин, это первый офлайн-хакатон. А до этого были онлайн, но в других городах. Непризовых мест я пока что не занимал. Я умею создавать разные модели, начиная с людей и заканчивая фруктами. Я горжусь теми моделями, которые участвовали в разработке приложений и заняли призовые места. Например, я разрабатывал модель помощника для приложения «Экскурсии по Кировску», — рассказал Егор.
 

Екатерина Ковтун представила на нижегородской «ТехноСтрелке» команду Red Bred. Девочка признается, что заинтересовалась IT-сферой благодаря старшему брату, но потом уже самостоятельно погрузилась в тему программирования и дизайна.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Меня заинтересовала фронтальная разработка, дизайн, потому что я творческий человек. Сейчас мы создаем игру «Морской бой», но с небольшими нововведениями. Я помогаю ребятам с дизайном, делаю в основном Frontend – та часть, которую видит пользователь. Что касается логики действий пользователя — это уже работа мужской части нашей команды. Мы также готовим презентацию о проекте. Этим же составом мы недавно участвовали в хакатоне у нас в городе Южно-Сахалинске. Мы стали одними из победителей. Также я участвовала в небольших интенсивах, но это не конкурсы - просто ребята собираются вместе и делятся опытом без соревнования. Были призовые места и в школьных олимпиадах, но это связано не с веб-разработкой, а с фундаментальным программированием”, — рассказала Екатерина.
 

Игнат Рябов прибыл на фестиваль из Южно-Сахалинска, где учится в лицее с физико-математическим уклоном. Программированием мальчик увлекается с 15 лет и с удовольствием рассказывает о своих достижениях.

«ТехноСтрелка-2022», или как воспитать айтишника

Я создаю основную логику приложения - backend. Уже два года увлекаюсь этим. Участвовал вместе с нашей командой Red Bred в хакатоне «Острова 65». Мы стали основными победителями. У нас было несколько проектов: мониторинг экологической обстановки на о. Сахалин; карта общественных туалетов; мониторинг электроснабжения на о. Сахалин”, — рассказал Игнат.
 

В рамках четырехдневного IT-хакатона участники разработали множество сервисов, которые помогают решить актуальные проблемы в сферах промышленности, бизнеса, медицины или образования. Кроме того, юные разработчики представили приложения виртуальной и дополненной реальности для партнеров события.

Организатором фестиваля выступили министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», ГБУДО «ЦМИНК «КВАНТОРИУМ», АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области», Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области, более 30 компаний.

В рамках деловой программы «Высокие технологии в Нижнем Новгороде: каким будет инновационный IT-кампус в центре города на Волге», представители АНО «Центр искусственного интеллекта «Горький» и АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области» провели презентацию IT-бренда «НЕЙМАРК». Также они представили концепцию одноименного IT-кампуса, который объединит студентов крупнейших нижегородских вузов: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, Высшая школа экономики, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, ННГАСУ и Мининский университет. Победителями и призерами инженерно-творческого фестиваля «ТехноСтрелка» стали более 70 команд. Информацию о них внесут в государственный информационный ресурс об одаренных детях. Ребята получат право участвовать в научно-образовательных программах и проектах, а также определенные преимущества при поступлении в технические вузы.