Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде
Как и последние три года, планы на 2022 в Нижегородской области полны инфраструктурных перемен.

Планы: строительство дублера одного из самых протяженных проспектов - Гагарина; возведение еще одного масштабного моста из нагорной в заречную часть через Оку, совершенствование транспортной сети. И самое заметное изменение ожидаемое в столице региона - развитие метро в верхней части города.

Обычному человеку масштаб предстоящих работ может показаться просто немыслимым даже с учетом всех современных технологий. В нашей статье предлагаем оглядеться по сторонам, чтобы понять какое место занимает нижегородское метро в федеральном понимании, вспомнить открытую стройку Московской, станцию-призрак и разобраться, как область справляется с такими масштабными целями.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Когда и как началось строительство метро в Нижнем?

Метро – привилегия городов-миллионников. Как только количество жителей города Горький достигло отметки с шестью нулями, появились разговоры о строительстве подземного транспорта. Выбор направления ветки был очевидным: от железнодорожного вокзала она протянулась до Автозаводского района, обеспечив пассажиропоток к градообразующим предприятиям – ГАЗ и завод «Двигатель революции» (ныне ПАО «РУМО»)

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Проектирование началось в 1973 году, строительство – в 1977. В 1985 прошло торжественное открытие первого участка Автозаводской линии, от станции «Московской» до «Пролетарской», а в конце 1989 – второго, от «Пролетарской» до «Парка культуры».

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Метрополитен в нашем регионе появился третьим в России – после Москвы и Санкт-Петербурга и десятым в СССР. На данный момент он занимает третье место по количеству станций и протяженности путей в нашей стране.

С паузой почти в 10 лет после Автозаводской линии были выстроены три станции Сормовской ветки: в 1993 году были введены в эксплуатацию «Канавинская» и «Бурнаковская», а в 2002 – «Буревестник». С появлением новой линии станция метро «Московская» стала местом пересечения веток, она имеет кроссплатформенную пересадку.

В нижегородском метро есть станция-призрак «Ярмарка» - между станциями «Московская» и «Стрелка». Ее начали строить в 1993 году, но потом проект заморозили и все строительные работы пришлось свернуть.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Как строились станции последнего десятилетия?

Станция метро «Горьковская» стала первой в нагорной части Нижнего Новгорода. Ее строительство шло в течение четырех лет, а открытие состоялось почти десять лет назад, 4 ноября 2012 года. Особенность участка, соединяющего железнодорожный вокзал с площадью Горького, в том, что он проходит по метромосту: в стране чуть больше десяти подобных сооружений! С запуском новой станции пассажиропоток вырос втрое: с 47 000 до 140-145 тысяч человек в будни и с 30 000 до 90 000 в выходные дни.

Позже, благодаря чемпионату мира по футболу, прошедшему в 2018 году в нашем городе, появилось несколько инфраструктурных объектов: в их числе и станция метро «Стрелка» у стадиона «Нижний Новгород». Так Сормовская линия стала Сормовско-Мещерской.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Сейчас в нижегородском метрополитене 15 станций. По словам директора МП «Нижегородское метро» Олега Яушева, если раньше все они перевозили 32-33 миллиона человек в год, то в 2020 году из-за пандемии пассажиропоток сократился до 20 миллионов. В 2021 году он вновь увеличился, но до 27 миллионов человек.

Ежегодно в метро проходит ремонт уже имеющихся объектов. Например, в 2021 году рядом со станцией «Заречная» заменили 3,5 километров рельсов, а стыки шпал и рельсов сделали бесшумными; завершили капремонт вагонов.

Сейчас в нашей большой стране всего пять городов с подобными темпами развития метрополитена. С 2011 по 2020 год в регионах было построено всего десять станций станции: по две – в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге, по одной – в Самаре и Новосибирске и четыре – в Казани.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Почему нужно развивать метро в верхней части города?

Четыре новых станции метро должно появиться в Нижнем Новгороде до конца 2026 года: «Площадь Свободы», «Сенная», «Варя», «Сормовская». Первым этапом станет продление Автозаводской линии в нагорной части.

По прогнозам экспертов, пассажиропоток станций «Площадь Свободы» и «Сенная» составит порядка 12 миллионов человек в год, а общий пассажиропоток метрополитена после их открытия увеличится примерно в 2,5 раза. Все мы понимаем, каким важным «узлом» является площадь Сенная, куда стекаются потоки сразу с двух крупных площадей центральной части - Минина и Лядова. Очевидно, появление станций здесь поможет разгрузить дороги города и сократит количество пробок.

Прежде всего, метрополитен требуется в исторической части города, где сосредоточены уникальные объекты культурного наследия, а существующая уличная сеть не рассчитана на современный трафик, потребности нижегородцев и гостей города, — губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Где взять средства на такую масштабную стройку?

В мае 2021 года Владимир Путин заявил о введении такого нового инструмента развития, как инфраструктурные кредиты. И нашему региону посчастливилось в первых рядах проверить новую систему на себе.

В конце прошлого года Нижегородской области первой среди всех субъектов был одобрен инфраструктурный бюджетный кредит (ИБК) сразу на три крупные цели в размере 104,4 миллиарда рублей - самый большой в стране. Для сравнения – в середине прошлого года Москва получила подобный кредит на сумму чуть более 81 миллиарда.

Кстати, сопоставимой суммой может похвастаться лишь Красноярский край, получивший 89 млрд на строительство ветки метро в столице региона. У сибиряков это единственная цель финансирования, тогда как у Нижегородской области одобрен целый ряд значимых направлений для трансферта денежных средств.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Эту сумму по ставке всего 3 % годовых правительство Нижегородской области должно будет возвратить в федеральный бюджет в течение пятнадцати лет. Как показывают темпы возврата кредитов в последние годы - растущей экономике региона это под силу. Полученные средства направят на развитие Нижегородской агломерации: жилищное строительство на юге города, редевелопмент исторических пространств, трансформацию транспортной системы – и, в том числе, строительство новых станций метро (около 50 миллиардов рублей).

Разумеется, перемены планируются не только на кредитные средства. 75 % финансовых затрат на стройку - это внебюджетные инвестиции. Общая сумма, которую планируют потратить на развитие Нижегородской агломерации - 410 миллиардов рублей.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Как идут работы по подготовке к строительству новых станций?

Уже в прошлом году Нижегородская область получила первый транш в размере 1 миллиарда рублей на обновление проектно-сметной документации строительства метро.

В декабре 2021 года были подведены итоги конкурса на разработку проектной документации и строительство двух станций метро Автозаводской линии и подписан договор с АО «Моспроект-3». Проект станции метро «Сенная» был разработан 10 лет назад. Его оптимизируют, чтобы снизить затраты и сократить период строительства с 63 до 37 месяцев. Госэкспертиза назначена на апрель – а перед ней еще предстоит подготовительный период (вынос инженерных коммуникаций и организация площадок и котлованов), и только после - строительно-монтажные работы.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде

Предполагается, что тоннелепроходческий щит начнет свой путь в конце 2022 года. На его прохождение в одну сторону уйдет полгода.

Во время строительства метро нижегородцы столкнутся с временными неудобствами, но муниципальные службы по поручению главы администрации города Юрия Шалабаева должны проработать эти вопросы, «чтобы ограничения оказывали минимально возможное воздействие на городскую жизнь». В частности, рассматривают вариант неполного закрытия площади Свободы, с возможностью оставить несколько полос для наземного транспорта. Завершиться строительство обеих станций должно к концу 2025 года.

Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде
Пять вопросов о развитии метро в Нижнем Новгороде


Фотографии в статье предоставлены архивом «Музей метро Нижегородского метрополитена» и Пресс-службой Правительства Нижегородской области.

Читайте о позитивных изменениях на сайте.