У лечебных учреждений (ЛУ) появилась возможность заменить существующие учетные аптечные системы на новую, в которой учет медикаментов ведется на уровне каждого отделения и истории болезни каждого пациента.
О том, что означает внедрение такой системы учета для больниц, пациентов и регионального здравоохранения рассказал первый заместитель генерального директора ГП НО «Нижегородская областная фармация» Никита Свирин.
- Давайте начнем с теории: каким образом происходит обеспечение лекарствами медицинских организаций? Это отдельный поток, который никак не смешивается с препаратами, реализуемыми через аптечные сети?
- Безусловно, это отдельный поток. В нашем регионе Нижегородская областная фармация является единственным поставщиком лекарственных препаратов и медицинских изделий для бюджетных организаций здравоохранения. Система выстроена следующим образом: больница формирует заявку в рамках своего объема финансирования, проводится конкурсная процедура и осуществляется поставка. Каждая упаковка маркируется на заводе-изготовителе и ее движение можно отследить на всех этапах. Если вдруг пачка таблеток после больницы попадет в аптеку, это будет видно сразу.
- Изделия медицинского назначения так не маркируются?
- В Российской Федерации еще не введена обязательная маркировка медицинских изделий. Аптечный ассортимент медицинских изделий очень сильно отличается от больничного. Существует большой объем расходных материалов и инструментов, которые применяются только в стационарах, и реализовывать их через аптеки просто нет смысла. Относительно лекарственных средств все обстоит иначе: госпитальный сегмент больше соответствует розничному, поэтому их было важно разграничить.
- Каким образом система «НОФ маркировка» внедряется в госпитальном сегменте и для чего это нужно?
- Сейчас мы расширяем функционал программного продукта «НОФ маркировка» и движемся в направлении персонифицированного использования лекарств и медицинских изделий. То есть, учет будет не «котловой», а индивидуальный, будет видно движение каждой таблетки и каждого шприца до конечного потребителя – конкретного пациента. Мы можем отследить движение препаратов и медицинских изделий от аптечных подразделений медицинских организаций в отделения больницы и далее к пациентам, в соответствии с их историями болезни. В первую очередь это было сделано для удобства сотрудников больниц, чтобы они могли работать в одном «окне», организовано информационное пространство прозрачного прослеживания движения изделий и лекарств.
- Это была инициатива Нижегородской области или вы выполняете федеральную программу?
- Персонифицированный учет внедрен во многих субъектах РФ, но централизованной системы, охватывающей все медицинские организации, на сколько мне известно, в других регионах пока нет. С другой стороны, субъектов федерации, в которых работает единый поставщик лекарственных препаратов и медицинских изделий, тоже немного. Таким образом, у Нижегородской области была техническая и организационная возможность внедрить такую систему. А вместе с тем был запрос от медицинских организаций на четкое планирование поставок и закупок.
- Каковы преимущества вашей системы учета лекарственных препаратов для медицинских организаций?
- Специалисты, которые отвечают за закупку лекарств, всегда могут увидеть остатки препарата, понять, когда он может закончиться, учитывая данные об интенсивности его применения в больнице. Программа прогнозирует расходы, напоминает о необходимости сделать очередную заявку. Можно даже настроить автозаказ, и при достижении минимального уровня наличия лекарства система сама будет формировать заявку. Заведующему аптекой медицинской организации останется только ее завизировать и переслать нам. Главная задача всей этой схемы в том, чтобы не допустить дефицита медикаментов, чтобы каждый пациент был уверен – лекарство, которое назначит ему врач, будет в наличии.
- А какие еще есть плюсы для больниц, помимо того, что риск дефицита сводится к минимуму?
- Больницы живут в рамках финансирования, которое им выделяют. Благодаря внедрению «НОФ маркировки» у главного врача всегда будут на руках аналитические материалы, позволяющие бережно и эффективно расходовать бюджетные средства. Есть возможность грамотно расставить приоритеты, уделить внимание определенным группам препаратов. А наша задача в том, чтобы вовремя принять заявки, укомплектовать и отгрузить заказы. Все это обеспечивает беспрепятственное снабжение больниц лекарствами и в целом стабильность системы оказания медицинской помощи в регионе.
- Как проходит пилотное внедрение этой системы учета, и когда к ней подключатся все больницы региона?
- Пилотный проект уже два года реализуется на базе Борской ЦРБ. Были проведены определенные логистические изменения, уменьшена площадь аптеки, модернизированы склады для хранения лекарственных препаратов и медицинских изделий. В результате заявки от больницы стали более структурированными, а снабжение – продуманным и эффективным. К системе подключились и другие медицинские организации – онкологический диспансер, областная больница им. Семашко. По решению нижегородского минздрава ко второму кварталу 2022 года все подведомственные учреждения должны войти в эту систему.
- Есть ли какие-то нюансы, которые потребовали корректировки в ходе отработки пилота?
- Конечно, есть. Система учета – это механизм, который постоянно дорабатывается и совершенствуется. У нас есть рабочая группа, в состав которой входят разработчики, фармацевты, врачи. Дело в том, что каждая клиника – это отдельное микрогосударство, в котором уже исторически сложились потоки движение препаратов. И наша задача заключается в том, чтобы адаптировать программный продукт под потребности и особенности каждой больницы. Мы заинтересованы не в том, чтобы устроить революцию и сломать устоявшуюся систему, а в том, чтобы интегрировать в нее новые возможности.
- От каких еще факторов зависит процесс перехода лечебных учреждений региона к новой системе учета?
- Только от желания, ведь аптеки медицинских организаций уже работают с «НОФ маркировкой». Сейчас у нас составлен график внедрения, и если больница готова перейти на наш товарно-учетный модуль, то нужно только заполнить анкету и получить пошаговую дорожную карту по внедрению программного продукта. Никакой дополнительной нагрузки на персонал не возникает, товарный учет велся и раньше. Вопрос только в том, удовлетворяет ли больницу качество этого учета.
- Означает ли внедрение новой системы дополнительные финансовые затраты для больниц, или наоборот, будет возможность сэкономить, сократив какие-то издержки?
- Дополнительных расходов точно не будет. А что касается экономии, то это уже зона ответственности главного врача. Разумеется, повышение эффективности расходования бюджетных средств – это всегда польза. Все мы понимаем, что гораздо экономичнее покупать товар оптом и в соответствии с графиком, чем в срочном порядке приобретать небольшую партию препарата, если образовался дефицит. К тому же, Нижегородская областная фармация устанавливает систему и занимается техподдержкой, что существенно экономит деньги больниц, которым не нужно тратиться на ее содержание.
- Другие регионы интересуются нижегородским опытом?
- В каждом регионе ситуация своя, и варианты закупки медицинских изделий могут быть разными. Где-то система централизованная, как в Нижегородской области, где-то каждое учреждение самостоятельно осуществляет планирование и закупку. Наша программа позволяет определить себестоимость каждого отдельного случая лечения, а это очень важно для планирования финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, для оценки тарифов на медицинские услуги. Поэтому интерес к нашему опыту, конечно, есть.
- Получается, конечный адресат новой системы учета – это даже не медицинская организация, а пациент?
- Так и есть. Мы убеждены, что больного не должно волновать, каким образом выстроена система снабжения больницы. Ему просто нужно получить качественную медицинскую помощь, именно этот процесс мы и пытаемся оптимизировать. Если тот или иной препарат нужен пациенту, то все логистические и закупочные процедуры должны быть выстроены таким образом, чтобы эту потребность обеспечить.