Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Александр Кулаков: «Электронный рецепт всегда ориентирован на пациента»

Александр Кулаков: «Электронный рецепт всегда ориентирован на пациента»
В Нижегородской области реализован пилотный проект по внедрению электронного рецепта.

В состав рабочей группы вошли представители ГП НО «Нижегородская областная фармация», министерства здравоохранения региона, ГБУЗ НО МИАЦ, Борской центральной районной больницы и компании «Фармасофт».
Начальник управления ИТ и ПО «Нижегородской областной фармации» Александр Кулаков рассказал РБК об итогах эксперимента, а также о том, что представляет собой электронный рецепт и чем он удобен для пациента.

- Чем электронный рецепт отличается от привычного нам бумажного?

- По содержанию отличий, конечно же, нет. Электронный рецепт – это информация о назначении, которое сделал врач. Отличие в том, что у пациента нет необходимости аккуратно хранить бумажку. Вместо этого он получает на электронную почту информационный бланк, содержащий QR-код для получения лекарства бесплатно в рамках льготного лекарственного обеспечения или его покупки. «Потерять» электронный рецепт невозможно, поскольку все данные содержатся в единой информационной системе, откуда аптека может их получить по специальному идентификатору. Аптеке, кстати, тоже удобно – нет необходимости разбирать почерк доктора, обслуживание происходит быстрее, повышается трафик.

- Как проходит внедрение системы в Нижегородской области?

- В качестве пилотной площадки была выбрана Борская ЦРБ. Хотя приказ регионального минздрава касался только внедрения механизмов льготного лекарственного обеспечения путем выдачи электронных рецептов, мы отработали и практику коммерческой реализации лекарств. Были оборудованы рабочие места врачей, произведена выписка рецептов, заверенных электронными подписями, составлены и подписаны согласия пациентов на обработку персональных данных и использование системы электронного рецепта. В эксперименте участвовали две аптеки, в которых пациенты в итоге приобрели препараты. Кстати, еще одно практическое удобство: льготный рецепт выписывает не оператор, а врач непосредственно на приеме, а раньше больным приходилось ходить по этажам, чтобы получить и заверить печатью бумажный рецепт. Еще проще будет выполняться продление или повторная выдача рецепта – буквально в несколько кликов, можно даже удаленно. Пациенту – удобно, больница выигрывает время, сложность только в том, чтобы обеспечить сохранность и бесперебойную передачу данных на всех этапах этой цепочки.

- Кстати, насколько надежно защищены персональные данные при электронном «рецептообороте»? Ведь речь идет, в том числе, и о сохранении медицинской тайны.

- У электронных рецептов требования к сохранности данных даже более строгие, чем у бумажных. Вся информация находится в защищенном контуре. Используется программное обеспечение на базе региональной системы льготного лекарственного обеспечения. Функционал системы, внутри которой уже сейчас ведется выписка рецептов и обслуживание льготных категорий граждан, был расширен и на коммерческие рецепты. Сейчас проводится аттестация этой системы на удовлетворение требованиям работы с персональными данными. Также важно, что система обеспечивает обмен информацией между всеми участниками информационного контура, включая медицинские и фармацевтические организации, а также пациентские сервисы по подбору лекарств. Кстати, система универсальна и может быть растиражирована на другие регионы.

- Электронные рецепты ведь внедряются не сами по себе, а в рамках большой программы цифровизации медицины?

- Совершенно верно. Все документы будут сохраняться в электронной медицинской карте пациента и в разделе «Мое здоровье» портала госуслуг. Очень важно, что вся эта система пациентоцентрична, она полностью отвечает интересам пациента. В одном месте, в максимально структурированном виде содержится вся необходимая информация: какие лекарства назначались, какие – выписывались по льготе, чем лечили во время госпитализации. В общем, вся картина лечебного процесса. Включая, кстати, информацию о том, выполняет ли больной назначения. Ведь если рецепт выписан, но не отоварен, то это сразу видно.

- Готовы ли нижегородские больницы к внедрению электронных рецептов?

- Готовы, но в разной степени. Сейчас продолжается работа по оснащению рабочих мест врачей персональными компьютерами, приобретаются электронные цифровые подписи. Так или иначе, но решать этот вопрос все равно нужно, поскольку приказ министерства здравоохранения Нижегородской области относительно запуска электронного рецепта содержит указание медицинским организациям о необходимости соблюдения регламента по подключению. До 1 ноября 2021 года все больницы должны протестировать систему. А согласно паспорту национального проекта по созданию единого цифрового контура в сфере здравоохранения, все регионы должны подключиться до конца 2023 года. Я думаю, это вполне реальный срок.

- А от каких еще факторов, помимо готовности медицинских организаций, зависит процесс внедрения электронных рецептов?

- Реальный запуск электронного рецепта возможен только после внесения всех необходимых изменений в нормативные акты. Пока многие документы, регулирующие обращение лекарственных препаратов, содержат конкретное упоминание только бумажных рецептов. Также аптекам необходимо привести свое программное обеспечение в соответствие с требованиями системы. В розничной сети НОФ «Госаптека» уже умеют работать с электронными рецептами, а коммерческим сетям еще только предстоит подключиться к системе после ее полноценного запуска. И конечно, важным условием является готовность пациентов к электронным рецептам. Возможность распечатать бумажный бланк у пациентов останется. Однако и по нашим собственным данным, и по наблюдениям коллег из других городов, люди уже чаще просят выдать им электронный рецепт вместо бумажного.

- Будет ли нижегородский опыт по внедрению электронного рецепта востребован другими регионами?

- Да, система эта новая, и только в некоторых регионах страны проект хотя бы в какой-то мере реализуется. Система запущена, например, в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской и других областях, но большинство регионов находится пока на начальной стадии внедрения. В сентябре текущего года прошли несколько профильных мероприятий для экспертов фармацевтического рынка. В частности, в Сочи состоялась конференция «Объемный взгляд на отрасль: весь рынок как на ладони», где руководитель ГП НО «НОФ» Павел Ястребов выступил с докладом. Я, в свою очередь, рассказывал о нижегородском опыте на конференции «Роль государственных фармпредприятий в лекарственном обеспечении в период пандемии» в Иркутске. Наши наработки востребованы, и мы готовы делиться опытом.

- Получается, за электронными рецептами – будущее?

- Сейчас активно развивается телемедицина, и выписка электронного рецепта в эту систему вписывается как нельзя лучше. Появляется возможность усилить контроль за отпуском рецептурных препаратов (не секрет, что в настоящее время невозможно отследить, что такие лекарства реализуются только по предъявлению рецепта). Исключается возможность ошибки фармацевта – специалист считывает QR-код и сразу видит, что именно этот препарат выписан именно этому пациенту. Электронные рецепты очень удобны хроническим больным: нет необходимости постоянно ходить за новым бланком, рецепт будет продлеваться дистанционно. Думаю, что все участники и системы здравоохранения, и фармацевтического рынка понимают, что за этим будущее.