Возвращение судна на подводных крыльях «Валдай» в Нижегородскую область
История судна на подводных крыльях уходит корнями в 1940-ые годы. Первый прототип современного «Валдая» - образец судна на подводных крыльях «А-4» - был спущен на воду осенью 1943 года. Разрабатывался он в Центральном Конструкторском бюро по судам на подводных крыльях во главе с Ростиславом Алексеевым.
В 1950-ых Алексеев приступил к созданию первых в мире серийных малопогружных судов на подводных крыльях, за что был удостоен Сталинской премии второй степени. Несмотря на высокую оценку своих заслуг ученый вынужден был постоянно бороться со взглядами руководителей на развитие скоростного судостроения. Многие считали серийное производство нецелесообразным.
Собственно, по этой причине только во второй половине 1950-ых ему удалось начать работу над первым пассажирским теплоходом на подводных крыльях «Ракета» — на 66 человек. Строительство велось в гидролаборатории горьковского завода «Красное Сормово», которая стала филиалом ЦКБ-19.
Спустя три года после начала постройки и напряженной работы на заводе по три смены первый образец нового судна был спущен на воду.
В 1957 году Алексеев представил свое изобретение на суд мировой общественности, в Москве в дни Международного фестиваля молодёжи и студентов. Когда 25 августа 1957 года это судно преодолело 420 км — расстояние от Горького до Казани — за семь часов, многие специалисты отказывались в это верить.
После триумфального возвращения «Ракеты» в Горький, она была принята в состав Волжского объединенного пароходства и начала регулярные перевозки на пассажирской линии Горький — Казань.
В 1959 году был построен первый «Метеор» — судно с вдвое большей пассажировместимостью, чем у «Ракеты» (120 человек). Покорив реки, Ростислав Алексеев решил войти в море. В 1961 году начались регулярные морские рейсы теплохода «Комета».
В ЦКБ-19 так же были созданы катера «Волга», «Спутник», «Буревестник» и «Восход». Все эти скоростные суда на подводных крыльях выпускались серийно.
А вот головное судно «Валдай 45Р» было презентовано в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме с участием глав регионов РФ, представителей судоходных компаний и иностранных делегаций. Суда нового типа получили название в честь своего создателя, Ростислава Алексеева.
С 6 августа 2019 года «Валдай 45Р» начал курсировать и по рекам Нижегородской области. За первый год корабль перевез более 4000 пассажиров по 2 направлениям: Нижний Новгород - Городец - Нижний Новгород - 3 120 человек, Нижний Новгород - Макарьево - Нижний Новгород - 1 040 человек.
Характеристики судна «Валдай»
Первое такое судно было спущено на воду осенью 2017 года в Чкаловском районе Нижегородской области.
«Валдай 45Р» во время пандемии
Несмотря на тяжелую эпидемиологическую обстановку в регионе «Валдай 45Р» продолжил курсировать по прежним маршрутам. Более того, открылись новые пути следования. Единственным ограничением было количество пассажиров на борту. Вместо 45 в салон пускали только 30.
В июле 2020 года по воскресеньям «Валдай 45Р» снова начал курсировать до Макарьевского монастыря и обратно в Нижний Новгород. По средам судно совершало регулярные рейсы до аэропорта «Нижний Новгород».
За навигацию 2020 года «Валдай 45Р» перевез 2,2 тысячи человек по всем направлениям.
Какие маршруты «Валдая 45Р» планируют запустить в 2021 году
- Нижний Новгород – Городец
- Нижний Новгород - Макарьево
- Нижний Новгород - аэропорт «Стригино»
4. Нижний Новгород - Чкаловск (планируется запуск)
В сентябре 2020 года во Всероссийском конкурсе «Малые города и исторические поселения» Чкаловск одержал победу в категории «Малые города», представив проект благоустройства общественного пространства «Пристань Чкаловска».
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
Необходимо создавать дополнительные возможности для туристов. Я оручил организовать в Чкаловск через Городец новый маршрут «Валдаев» из Нижнего Новгорода. Шлюзование в пути может стать для туристов дополнительным впечатлением. Чкаловск – одно из самых перспективных туристических направлений в регионе.
5. Нижний Новгород - Васильсурск (планируется запуск)
Правительство Нижегородской области рассматривает возможность запуска рейса судна до Васильсурска в Воротынском районе. Как напомнили в министерстве транспорта и автомобильных дорог региона, на данный момент между Нижним Новгородом и Васильсурском нет железнодорожного и прямого автобусного сообщения.
6. Нижний Новгород - Юрьевец с заходом в Сокольское (планируется запуск)
31 января 2021 года в ходе рабочего визита в городской округ Сокольский губернатор Нижегородской области Глеб Никитин проверил реализацию проекта благоустройства набережной в рабочем поселке Сокольское. Также глава региона провел там выездное совещание по вопросу дальнейшего развития территории.
По итогам мероприятия Глеб Никитин поручил заместителю губернатора Сергею Морозову проработать возможность организации рейса «Валдая» в Юрьевец с заходом в Сокольское. Время в пути ориентировочно может составить 3-3,5 часа.
7. Нижний Новгород - Дзержинск (планируется запуск)
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
В год 800-летия Нижнего Новгорода мы рассчитываем ввести в эксплуатацию пять скоростных пассажирских судов «Валдай 45Р» и расширить сеть маршрутов до аэропорта «Стригино» и Чкаловска. Рассматриваем рейсы до Дзержинска, до Шуховской башни, которая после реконструкции стала новой точкой притяжения туристов. Также планируем ввести маршрут до Васильсурска.
Другие статьи об изменениях Нижегородской области читайте на сайте Стратегии развития Нижегородской области.