Такие правила вызывают вопросы не только у новичков, но и тех, кто давно работает на рынке. Сергей Васин, руководитель направления “Маркировка и ЕГАИС” в МТС Кассе, рассказал, как подготовиться к нововведениям.
В чём суть ЕГАИС 3.0?
Если коротко, в декабре 2020 года были внесены изменения в правила реализации крепких напитков для розничных магазинов – теперь они обязаны вести поштучный учёт. Такой учёт существовал и раньше, но только для производителей крепких напитков – с 2018 года они должны клеить марки на все новые товары. Тем не менее, в обороте продолжали существовать не промаркированные единицы продукции, выпущенные до 2018 года. Работа с ними велась по старому принципу, и ожидалось, они быстро выйдут из оборота. Этого не произошло — на оптовых складах до сих пор значится немало товара из таких партий.
Цель поправок – сделать работу со старыми марками более прозрачной и легальной. Поэтому с 1 марта 2021 года магазины будут обязаны реализовывать крепкие напитки только с 1 и 3 регистра, а к 1 апреля убрать всю продукцию со 2 регистра.
Кроме того, усиливается контроль за работой внутри ЕГАИС. Например, подтверждение товарно-транспортной накладной (ТТН) магазином будут контролировать поставщики. В случае несвоевременного закрытия документов система будет автоматически возвращать отгрузки на баланс поставщика, а в магазине эта поставка останется неучтенной, то есть не допущенной к продаже. Кроме того, все исправления в документах теперь будут строго отслеживаться ФСРАР, при ошибке нужно будет обращаться непосредственно в ведомство.
С начала этого года изменились и правила сдачи декларации по спиртосодержащей продукции: теперь сдавать её нужно в 7 и 8 формах, а не 11 и 12, как раньше. Это прописано в Приказе Минфина и ФСРАР No 396 от 17.12.2020. Но до конца марта возможна работа по прежним правилам.
Касаются ли изменения баров и ресторанов, которые подают крепкие напитки в своих заведениях?
Да, для заведений общепита, которые продают крепкие напитки, действуют те же правила, что и для магазинов.
Готовы ли продавцы к работе в ЕГАИС 3.0?
Далеко не все. В торговых точках, которые, например, продают редкие коллекционные сорта, такие товары могут годами лежать на складе. Естественно, они промаркированны по-старому и записаны на 2 регистре ЕГАИС. Теперь магазинам и ресторанам придется вести учет «старой» продукции по-другому.
Как подготовиться к изменениям?
Очевидный способ – попытаться продать весь "старый" товар до начала марта. Для этого нужно провести инвентаризацию всей продукции, которая числится на регистре №2, и сверить свои данные с данными ЕГАИС по остаткам товара в зале вашего магазина. Если цифры расходятся — необходимо их выровнять. Чтобы это сделать, необходимо списать старую продукцию со регистра №2 по причине пересорта, а следом поставить эту же продукцию на регистр №1, указав номер документа списания. При этом не забыть зафиксировать марку на регистре №3.
Бывает, что марки теряются. В таком случае нужно подать в межрегиональное управление ФСРАР бумагу с описанием этой проблемы. Документ обязательно должен быть заверен подписью и печатью руководителя компании.
Как делать приемку по новым правилам?
Все просто. Принимать поставки следует своевременно – дата в ТТН и акте подтверждения должны совпасть. Также полезно проверять товар путем сканирования акцизных марок или коробок. В дальнейшем это обезопасит магазин от неблагоприятных последствий. Позаботиться о технической составляющей тоже не помешает: для приемки вам необходим сканер, встроенный в кассу или отдельный, и стабильный интернет.