Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной
2020 год, несмотря на все трудности, ознаменовался капитальными и долгожданными изменениями в транспортной системе Нижегородской области.

Строительство виадука на Циолковского и в Ольгино, открытие развязки Неклюдово-Золотово, запуск городских электричек и ремонт более 195 участков дорог региона общей протяженностью 881.1 км, - все это произошло именно в нелегком 2020-ом.
Безусловно, работа по развитию транспортной системы региона предстоит огромная. Директор Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко рассказал о стратегически важных направлениях и потенциале Нижегородской области.

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной

Чего не хватает транспортной системе Нижегородской области

Константин Юрьевич, если говорить в общем, как вы оцениваете транспортную систему Нижегородской области?

— Если сравнивать Нижний не только с Москвой, но и другими городами-миллионниками России, безусловно, у вас есть над чем работать. Сама планировка у Нижнего Новгорода очень сложная. Если брать другие города-миллионники, такого разделения, фактически на независимые части, нет нигде. Перепады высоты разрывают районы. Сормово стоит отдельно от Автозавода, а центр и вовсе кажется совершенно другим городом. В этом случае нужна очень тщательная и продуманная транспортно-логистическая система. А так как почти 20 лет, до 2018 года, очень многое было пущено на самотек, сейчас перед действующей властью открывается огромный фронт работ.

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной
Карта перепадов высот в Нижнем Новгороде

Все эти изменения дают надежду, что у Нижнего Новгорода уже в самое ближайшее время все получится.

К примеру, в Нижегородской области потенциал наземного городского транспорта, автобусов и трамваев, сильно недоиспользован. Здесь нужно провести очень серьезную работу. Кроме того, мало шагов делается для развития потенциала пригородных перевозок. Безусловно, интеграция метро и железной дороги уже существует, но она была намечена только в этом году. Также сейчас идет крупная работа, связанная с построением новой маршрутной сети в рамках агломерации. Могу отметить, что это очень важно и своевременно.

Безопасные и качественные дороги в Нижегородской области

Насколько эффективно реализуется нацпроект «Безопасные и качественные дороги» в нашем регионе?

— Москва и Питер не участвуют в этом национальном проекте, поэтому могу провести сравнение только с другими регионами России.

Проект рассчитан до 2024 года, и пока преждевременно подводить его итоги. На первом этапе регионы и города должны разработать транспортные планы. И эта работа успешно ведется, в том числе и в Нижегородской области. Далее под эти транспортные планы выделяется федеральное финансирование — конкретное, понятное, обоснованное, которое определяет инфраструктуру проектов.

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной

Сейчас все находятся на начальном этапе. Какие-то регионы уже успели что-то сделать, например, Тверь, Пермь и Казань. Но хочу отметить, что это лишь «пилоты», которые в дальнейшем должны приобрести более ощутимые очертания. Насколько я могу судить, Нижний не отстает от первоначальной стадии и делает абсолютно верные шаги. То есть, у вас есть все шансы реализовать каждый этап проекта и получить принципиально новую транспортную систему за счет федеральных вложений.

Что нужно, чтобы транспортная стратегия Нижегородской области была идеальной

— Из каких посылов вы бы посоветовали исходить при формировании принципиально новой транспортной стратегии Нижегородской области?

— Ну смотрите, в любом городе очень важно найти баланс, некое соотношение оптимальной нагрузки дорог и всех видов общественного транспорта, который соответствует именно этому городу. То есть, условно, сколько автобусов нужно запустить в рейс, чтобы на дорогах не образовались пробки, а интервал движения всех устраивал.

Обязательно должны быть учтены потребности горожан и сложившееся транспортное устройство: откуда-куда и когда ездят люди. Стратегический документ должен базироваться на этом и показывать, как мы видим транспортную систему Нижнего Новгорода 2030 или 2035 года. А главное, какие меры транспортной политики могут способствовать ее реализации. Все это маленькие кирпичики, из которых выстраивается полная взаимосвязь.

— Приведите примеры регионов, которые уже удачно реализовали свою транспортную стратегию или находятся на промежуточной стадии.

— Банально, Москва. Учитывая, что в принципе вопросами развития транспортной системы на уровне минтранса и региональных властей озаботились не более пяти лет назад, то сейчас все регионы находятся в примерно одинаковом положении. Россия делает пока только самые первые шаги. Конечно, есть отдельные интересные кейсы, например, Тюмень и Пермь. Но это скорее исключение, чем закономерность.

И, конечно, о метро

— Как вы считаете, когда в Нижнем Новгороде карта метро станет подобна московской? Что для этого нужно?

— Понимаете, в чем дело, метро — это все-таки не самоцель. Есть несколько станций, которые критически нужно строить. Например, продолжение центра красной ветки на площадь Сенную и дальше, а также соединение синей, Сормово-Мещерской линии с железной дорогой. Это жизненно необходимо. Но, если брать не такие мегаполисы, как Москва, а стандартный европейский город, то там на карте обычно указывается сразу все вместе: и метро, и трамваи, и городские электрички. И, я считаю, что именно к этому нужно стремиться. Карта транспортной системы должна покрывать большую часть освоенной территории города, что даст людям возможность без пробок доехать в любое место.

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной

Поэтому Нижнему Новгороде не столько нужно метро, как в Москве, сколько неразрывная транспортная система.

— Как вы оцениваете достижение Нижегородской области в плане внедрения информационно технического сопровождения (ИТС) в транспортную систему? Имею в виду «умные остановки» и прочие сервисы, которые делают пользование общественным транспортом в разы удобнее.

— Повторюсь, Нижегородская область пока делает только первые шаги. Здорово, что здесь даже на первом этапе устанавливается достаточно развитое техническое оборудование. Остальное - вопрос реформ. ИТС — это не панацея, а инструмент для достижения определенных показателей. Если есть орган, который этим инструментом владеет и люди, которые понимают, зачем он нужен, это самое важное.

Как сделать транспортную систему Нижегородской области совершенной

Я вижу, что Нижний Новгород осознанно подходит к этому вопросу. И это радует больше всего.

— Какой бы главный совет вы дали людям, которые занимаются развитием транспортно-логистического комплекса нашей области?

— Я боюсь, нет такой универсальной формулы. Для меня показателен тот рост, который я могу наблюдать в последние два года. Первые шаги сделаны, результаты уже видны, а значит, все делается правильно.


Читайте больше материалов по теме на сайте Стратегии развития Нижегородской области