Учебный год начался. Мы привыкаем к введению в школах термометрии, средств индивидуальной защиты. Но не стоит забывать и об адаптации школьников и родителей к учебе. Компетентно разобраться в этом поможет директор клиники психического здоровья «Семейная практика» - Елена Смиренская.
- Елена, адаптация только для первоклашек или для всех? И, если ребенок пошел в 1 класс, как создать у него позитивное отношение к школе?
- Адаптация — это повторяющееся. Может быть, первоклашки и родители одиннадцатиклассников беспокоятся гораздо больше, чем все остальные. Для родителей первоклассников главное - самим не слишком серьезно относиться к школе. Чтобы не отбить желание к учебе своего ребенка. Ребенок после садика привык играть, он узнает мир через игру. Играйте в школу, начиная с 1 сентября. Играйте в учителя, играйте в ученика, и тогда ваш ребенок быстрее адаптируется к школе и с большей легкостью. Не надо делать трагедию из каких-то там неприятностей или, если ребенку как-то не очень интересно. Значит поиграйте дома в то, что не интересно. Не надо забывать, что у детей разный ритм и разная скорость взросления. Ребенку может быть 7лет, а он не совсем готов к школе. Я бы не советовала отдавать ребенка в школу с 6 лет.
- А если все-таки «двойка» и страшно показать дневник родителям?
- С первых дней в первом классе, по-моему, им вообще не ставят оценок. Это помогает, конечно, ребенку адаптироваться к школе. Если же учитель ставит «звездочки», «солнышки» и они воспринимаются как 2,3,4,5 баллов- это опять же прекрасная возможность для родителей поиграть: «Да, хорошо, что у тебя сегодня «солнышко»! «Ну да, сегодня у нас тучка пришла. Давайте прольемся дождем!» Важно быть на стороне ребенка и пытаться как-то ему помочь. Больше хвалить!
- Не переборщим с похвалой? Ребенок поймет: что бы не сделал, - похвалят. А не похвалили — плохо. Комплексы могут развиться.
- Нужно хвалить не ребенка, а его поступки. И даже не оценивать, а объяснять: «Ты знаешь, мне понравилось, как ты это сделал хорошо. Мне не понравилось вот это». Вы не ругаете, не хвалите, а говорите о своих чувствах, эмоциях. Ребенок уже сам выбирает, что «я бы хотел, чтобы это было лучше и кому-то понравилось». Или может быть он выберет: «Ну и что, что тебе не понравилось? А мне понравилось!». Тогда дальше с ребенком нужно просто разговаривать.
- Нужно ли помогать школьнику в домашних заданиях?
- С первых дней нужно приучать ребенка к тому, чтобы он сам приучался делать домашнее задание. И в это же время, если тебе что-то не понятно, подойди-спроси, я всегда тебе помогу. Он приобретает много навыков: учиться самостоятельности, учиться просить о помощи. Не нужно бояться встречи ребенка с негативным опытом. Пусть придет без дневника, с невыученными уроками. Если вы немножечко ослабите контроль, тогда он сам научится отвечать за свои поступки. Если с первых дней этому учиться, ребенок к средней школе сможет делать все сам.
- Что касается нагрузки, с ней дети справляются? Может быть стоит подубавить нагрузку, дать свободное время или сфокусироваться на чем-то одном?
- Нет такого рецепта «как правильнее». Нужно смотреть на своего ребенка и поддерживать с ним контакт. Стал хуже учиться, вялый, ему ничего не хочется, - нужно подумать, в каком месте ослабить давление и снизить нагрузку. Если же со всем справляется, делает уроки, ходит веселый и довольный, - значит все хорошо. У всех детей разное психическое состояние и темп развития.
- Гаджеты, соцсети отвлекают от учебы и общения с семьей. Как настроить ребенка на жизнь офлайн и обучение?
- Это очень сложный вопрос на самом деле. Но могу сказать: если вы сами все время сидите в гаджетах, то вряд ли ваш ребенок отложит телефон или компьютер и сядет с томиком Гете. Поэтому надо начинать с себя. Кроме того, в маленьком возрасте уйти в онлайн жизнь полностью вредно для психического здоровья ребенка. Старайтесь больше проводить времени с детьми, отдыхайте с ними, читайте на сон грядущий. А полностью сегодня невозможно отказаться от виртуальности. Нужно только следить, чтобы у ребенка был и живой круг общения.
- Какую помощь в адаптации детей и родителей оказывает ваша клиника?
- Наша клиника обладает всеми спектрами услуг. Во-первых, психологическая помощь родителям с малышами в подготовке к школе. Проводим психологическое тестирование, на основании чего даются рекомендации, на какие сферы вашего ребенка обратить внимание. Даем рекомендации по упражнениям, повышающим мотивацию, ответственность или развивающим когнитивные функции.
Оказываем помощь родителям и подросткам 10-12 лет, которые иногда очень ярко выражают свой протест. Не всегда это связано только с ребенком. Чаще всего в этом возрасте всплывают и семейные проблемы. За 2-3 визита к семейному психотерапевту можно понять проблему или какие-то вопросы и начать решать их именно в семье. И вы сами удивитесь, как при разрешении вопросов между взрослыми, ребенок начинает вести себя по-другому, и улучшаются его оценки и поведение.
Не допускайте, чтобы подросток дошел до очень запущенной стадии депрессии. Если ваш ребенок лежит, ничего не хочет, не выходит из дома — это не дурь, не блажь какая-то. Скорее всего у него клиническая депрессия, и нужна возможно помощь не только психолога, психотерапевта, а даже психиатра. Не бойтесь обратиться к нам, никуда эти сведения мы не подаем. Но обязательно найдем способ помочь. Это длительный процесс, но это лечится. У нас опытные врачи, опытные психологи с большим стажем работы, с положительными результатами. Раз в пять лет все они проходят специализацию. Кроме того, на базе нашей клиники проходит обучение наших врачей и врачей со стороны, психологов. Мы ездим на обучение в Москву, Санкт-Петербург, часто приглашаем к нам специалистов из других областей и регионов.
Поэтому приходите, мы поможем. Кстати, на первичный прием можно записаться и онлайн. Врач проконсультирует, а затем вы вместе решите, как будете продолжать общение.
Клиника психического здоровья «Семейная практика»
Нижний Новгород, ул. Новая, д. 17Б
Тел.: 8 (831) 266-03-06, +7 950 626-90-38
Адрес эл.почты: info@psi-praktika.ru
Сайт: https://psi-praktika.ru