К настоящему времени SCG работает на рынке уже более 10 лет. Вероятно, у вас уже выработались свои стандарты качества — критерии, по которым вы отбираете людей в свою команду. Каким должен быть специалист по рекламе, которого вы с удовольствием трудоустроите?
Прежде всего, хороший специалист — это человек с активной жизненной позицией, как бы очевидно это ни звучало на первый взгляд. Он должен хотеть развиваться сам, развивать компанию и помогать развиваться клиентам. Сотрудничество становится партнерством тогда, когда у тебя есть желание понять запросы другого человека и помочь ему их воплотить. Это важно, поскольку мы не работаем по принципу «кто платит, тот и заказывает музыку».
Безусловно, данный подход можно реализовать на практике, лишь имея в команде людей с определенным складом характера, интеллектуальным багажом и коммуникативными навыками. Для того, чтобы работать в рекламе, нужно быть напористым в хорошем смысле этого слова — другим эта сфера не подходит, да им она и не нужна.
Но ведь значительная часть этих компетенций приходит уже с опытом работы. Можно ли войти в рекламный бизнес человеку с желанием и амбициями, но без профессионального опыта?
Те, кому приходилось когда-либо заниматься рекламой, понимают, что существуют определенные количественные показатели, которые должны выполняться. Другое дело, что этот процесс должен быть осознанным, и на первом этапе своей работы менеджер должен понять, как именно предпринятые им шаги влияют на конечный результат. С каждым новым сотрудником мы проходим этот путь вместе от и до — например, ABC-анализ, который используется в любых продажах, применимо к рекламе позволяет, по сути, продумать план переговоров и качественно выстроить сотрудничество с клиентом.
В Нижнем Новгороде, к сожалению, не так много качественных специалистов по рекламе, и это вполне объяснимо — добившись определенных успехов, люди стремятся уехать в Москву. Отчасти в этом кроется причина того, что именно в Нижнем профессию «менеджер по продажам» сильно дискредитировали: у многих она ассоциируется с холодными базами, которые необходимо обзванивать по десять раз на дню — в основном, для того, чтобы услышать раздражительный отказ на другом конце провода. Так быть не должно, и конечно, наша задача состоит в том, чтобы обучить сотрудника работать эффективно.
Сколько времени, по вашему опыту, занимает процесс обучения?
При подборе кадров, мы ориентируемся на людей исходя не из их возраста или опыта, а из правильного целеполагания. При верном понимании задач и вектора, в котором необходимо двигаться, обучение занимает пару месяцев. По истечении этого периода сотрудник может и должен быть инициативным и, до определенной степени, самостоятельным в своих действиях.
Часто ли вам приходиться сталкиваться с непониманием задач у новых сотрудников? И бывает ли также, что приходя в рекламный бизнес, люди получают от этой работы не то, чего ожидали?
Все зависит от внутренней мотивации — например, мы приветствуем сотрудников с опытом в том случае, если у них есть желание работать на результат. Молодые специалисты в возрасте 25-35 лет, как правило, и могут, и хотят работать, но у них не всегда выстроены собственные приоритеты — то, чего они хотят от жизни. Многие живут стереотипами о том, что приличная карьера их ожидает только в «Газпроме», но они даже не отдают себе отчета в том, кем хотят там работать и какой вклад вносить в компанию.
Сложнее всего, пожалуй, нынешним выпускникам, у которых не всегда получается ориентироваться в пространстве, и далеко не все из них осознают, что за диплом они получили. Точнее, они уверены, что, трудоустроившись, сразу же приступят к SWOT--анализу, получат возможность влиять на ценообразование и на технологов, но сталкиваются с тем, что действительность не так уж сильно соответствует их теоретической базе.
Разве это не задача бизнеса — взаимодействовать с вузами, чтобы устранить этот пробел?
Да, но и вузы, в идеале, должны лучше понимать потребности рынка. Как минимум, выпускник должен иметь объективное представление о том, как устроен рынок рекламы здесь, в Нижнем Новгороде. Разумеется, это потребует откровенности касательно существующих сложностей, но зато студенты будут вооружены именно теми инструментами, благодаря которым станут востребованными специалистами.
При всем при этом, сейчас дела с образованием в сфере рекламы обстоят лучше, чем это было, скажем, десять лет тому назад. Сейчас процесс обучения в ряде вузов уже предполагает выполнение реальных проектов. Если говорить про SCG, мы развиваем сотрудничество с Высшей школой экономики, поскольку твердо убедились в том, что база университета позволяет сотрудникам лучше понимать, за счет чего предоставляемые нами услуги полезны. Это позволяет найти единый язык общения с клиентом -— учитывая высокий уровень компаний, с которыми мы работаем, и тот факт, что к нам часто обращаются эксперты в своей отрасли способность качественно выстроить коммуникацию становится большим плюсом для продаж.
Чем, как вам кажется, привлекательна работа в сфере рекламы? Почему вы сами решили этим заниматься?
Работа в рекламе, при правильном к ней подходе, может быть очень интересной. Если говорить про мой опыт, то я начал заниматься этим на заре российского рекламного бизнеса в 2000-х. Работая учителем в школе, я понимал, что получаю далеко не тот доход, который хочу, а несомненный плюс продаж состоит в том, что зарплатного «потолка» в этой сфере нет. Сейчас ситуация похожа — во многих отраслях люди хотели бы зарабатывать больше, но существующая система мотивации этого не позволяет. В рекламе, напротив, принцип заработка, пропорционального трудозатратам, заложен изначально.
Кроме того, те десять лет, которые SGG работает на рынке, позволили нам создать бренд, поддержку которого чувствуют наши сотрудники. Например, мы одна из немногих компаний на рынке, кто практикует поддерживающие выплаты новым людям на период адаптации. Как руководитель, я понимаю, что сотрудник может работать эффективно только тогда, когда ему комфортно — в материальном отношении, в плане графика, когда он образован, здоров, подтянут и доволен жизнью. Реклама — это та сфера, где впечатление, производимое человеком, значит очень много
Понятно, что за последние десять лет рынок сильно изменился, и вероятно, базовые требования для сотрудников тоже стали другими. Не так давно одна из популярных деловых соцсетей опубликовала список гибких навыков, востребованных работодателями — к таковым авторы исследования относят креативность, приспособляемость, умение работать в команде и способность к эмпатии, которую сейчас принято называть «эмоциональным интеллектом». Вы с этим списком согласны?
Требований к сотруднику на входе в профессию за последние годы, пожалуй, стало меньше. Кроме того, не было системы поддержки: не выплыл, утонул — твои проблемы. Сейчас есть комфортные офисы, оплачиваемые командировки, свободный график. Ключевое условие, по сути, одно — сотрудник должен быть самостоятельной, но при этом ответственной единицей.
Список профессиональных навыков, которые вы озвучили, довольно универсальный, и необходим хорошему сотруднику так же, как умение читать и писать. Креативность важна потому, что рынок изменчив и найти подходящее решение часто невозможно, только лишь ориентируясь на существующие сценарии. Всегда требуется их интерпретировать под конкретные задачи.
К слову, если верить тому, что пишут студенты-рекламщики касательно своих ожиданий от работы в индустрии, то сверхзарплаты им не так интересны, как по-настоящему интересные кейсы. В вашей практике такие были?
Мне приходит на ум кампания, которую мы организовали для местного пивного бренда несколько лет назад — выложили на Окском съезде логотип из живых цветов и весь летний сезон за ним ухаживали. Если бы в то время Instagram был популярен так, как сейчас, масштабы успеха вышли бы далеко за пределы Нижнего Новгорода. Мы очень благодарны, когда красивые и нестандартные идеи находят отклик, поскольку убеждены, что такие проекты позволяют расти и нам, и нашим партнерам.