РАДИОТЕХБАНК присутствует на рынке уже 27 лет, что для регионального банка — существенный срок, учитывая финансовые трудности, которые имели место в этой сфере в последние годы. Как вам удалось удержать и, более того, укрепить свои позиции на рынке?
Действительно, банк начал свою работу в декабре 1990 года, поэтому можно сказать, что мы — ровесники новой России и современной двухуровневой банковской системы в целом. Мы были у истоков этого процесса.
На вопрос, как нам удалось пережить кризисные годы и преодолеть трудности, я отвечу так: нужно просто качественно делать свою работу. К тому же, мы являемся региональным банком, что даёт нам определённые преимущества в плане принятия управленческих решений. Так называемый клиентоориентированный подход декларируют многие банки, но мы действительно стараемся применять эти принципы на практике. Наш клиент — это всегда ещё и наш партнёр, и те задачи, которые он перед нами ставит, мы стараемся отрабатывать и предложить такое решение, которое устроит обе стороны. Развитие взаимовыгодных долгосрочных партнёрских отношений является одним из наших основных приоритетов наряду с получением прибыли.
Каковы итоги деятельности банка в 2017 году?
Ситуация в экономике, конечно, достаточно напряжённая, и сейчас мы не можем похвастаться ростом показателей в разы. Тем не менее положительная динамика есть практически во всех сегментах: в частности, рост активов банка во II полугодии прошлого года составил 4,2%. Вклады физлиц за это время увеличились на 2,3%, привлечённые средства предприятий и организаций — более чем на 18%. Продолжает расти кредитный портфель, при этом доля просрочки в нём снижается.
Какие предприятия на сегодняшний день являются вашими клиентами, если говорить о корпоративном сегменте. Изменился ли в последние годы пул компаний, с которыми вы работаете, и какие уникальные инструменты на сегодняшний день вы им предлагаете?
Как я уже говорил, скорость принятия решений — одно из наших ключевых преимуществ, в том числе и в корпоративном сегменте. Бизнесу деньги нужны, что называется, вчера, и здесь мы всегда готовы выслушать наших клиентов и оперативно им помочь. Безусловно, мы работаем и над развитием продуктовой линейки.
Пул наших клиентов стабильный и достаточно диверсифицированный — мы работаем с промышленниками, аграриями, предприятиями малого и среднего бизнеса, торговыми компаниями. Некоторые изменения в клиентской структуре банка за последние годы действительно произошли, и они связаны с развитием экономики в целом — например, заметный прирост демонстрирует сегмент МСБ, особенно малый бизнес. Сейчас активно развиваются фрраншизы, многие решаются на то, чтобы открыть своё дело, поэтому предпринимателей становится всё больше, и мы активно с ними работаем.
РАДИОТЕХБАНК на сегодняшний день активно вовлечён в участие в различных государственных программах — мы сотрудничаем с минпромторгом и минсельхозом региона по программам льготного кредитования предприятий. Также у нас действует соглашение с Фондом развития промышленности (ФРП), который поддерживает импортозамещающее производство комплектующих, и с областным Агентством по развитию системы гарантий, которое выступает поручителем по кредитам юрлиц и индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, понимая, что бизнесу в современных условиях непросто, мы запустили программу по обслуживанию юрлиц, которые до этого работали с банками, лишившимися лицензии ЦБ. Для таких клиентов у нас предусмотрено бесплатное открытие счёта и его обслуживание в течение шести месяцев.
Какие продукты банка для бизнеса сейчас наиболее востребованы?
Разумеется, в первую очередь бизнесу нужны деньги — соответственно, у нас наиболее востребованы кредитование и обслуживание счетов.
Какова на сегодняшний день ситуация в розничном блоке банка? Есть ли у вас преимущества в части обслуживания физлиц?
Как и в бизнесе, в розничном блоке предпочтения клиентов меняются — мы видим всё больше молодых людей, которые хотят улучшить свои жилищные условия, и поэтому в последнее время у нас активно развиваются ипотечные программы. Отмечу, что РАДИОТЕХБАНК является участником государственных программ рефинансирования ипотеки — ставки по ним составляют 6,5-9%, что на сегодняшний день является очень конкурентным предложением.
Что касается вкладчиков, то, всё-таки, склонность к накоплениям традиционно присуща людям старшего возраста. Как я уже говорил, портфель вкладов у нас растёт несмотря на общую тенденцию к снижению ставок, и это говорит о доверии, что в общем-то, является важным показателем успешности банка.
В прошлом году вы начали открывать отделения в других крупных городах — Самаре и даже в Москве. Каково вам конкурировать с федеральными кредитными организациями и при этом продолжать позиционировать себя как банк из региона?
Безусловно, банковский рынок сейчас очень плотный, и игроков на нём много. Мы стараемся соответствовать предъявляемым требованиям, быть универсальными и в чём-то даже уникальными. К каждому клиенту у нас индивидуальный подход, и, повторюсь, мы всегда готовы их выслушать и предложить оптимальное решение задач, которые перед ними стоят. В РАДИОТЕХБАНКЕ работает профессиональная команда — ключевые посты занимают люди, которые имеют богатый опыт работы в секторе финансовых услуг. Наши акционеры также прекрасно понимают основные экономические тенденции как в стране в целом, так и непосредственно в регионах нашего присутствия.
Сейчас мы занимаемся не только открытием новых отделений в других регионах, но и переформатированием старых офисов на территории Нижегородской области. Если точнее — мы закрываем старые отделения и открываем фактически на тех же самых местах более комфортные офисы. Например, в ближайшее время у нас планируется релокация отделения на улице Батумской в Нижнем Новгороде, которое переедет на проспект Гагарина, а также в Кстово. Кроме того, скоро состоится открытие второго офиса РАДИОТЕХБАНКА в Москве.
В банковской сфере прочно наметился тренд на переход к обслуживанию клиентов в режиме онлайн. Ставите ли вы перед собой такие задачи?
Разумеется, мы осознаём, что значительная часть покупок сейчас совершается в режиме онлайн и пониманием задачи, связанные с цифровизацией, которые затрагивают в том числе и банковский сектор. Сейчас мы работаем над внедрением онлайн-банка для физических лиц, кроме того, в этом году у нас планируется переход на новый процессинг банковских карт, что, в свою очередь, позволит предложить дополнительные сервисы их держателям.
Какие целевые показатели вы определили для себя на 2018 год?
Конечно, любой банк старается не только удержать существующие позиции, но ещё и развиваться, но при этом понятно, что при росте экономики, скажем на 10%, банк не может получить 200%. Нашим приоритетом остается участие в государственных программах субсидирования и софинансирования кредитов малого и среднего бизнеса — мы рассчитываем, как на увеличение самого кредитного портфеля, так и на повышение его доходности. Несмотря на снижение ставок по вкладам и депозитам, мы будем активно развивать и это направление. Ну и, разумеется, в наших планах - внедрение новых кредитных продуктов и сервисов, таких как корпоративные карты, онлайн-касса, эквайринг и самоинкассация.