А в России, где в 2014 году Octavia стала лауреатом национальной премии «Топ-5 Авто», она с большим отрывом лидирует по продажам в своем сегменте, — казалось бы, можно успокоиться и пожинать плоды. Поэтому обновление суперуспешной модели на пятом году конвейерной жизни выглядит не столько как попытка подогреть интерес потенциальных покупателей, сколько как своего рода награда, этакая лычка на погоны за особые заслуги. В данном случае роль лычки сыграли дополнительные фары головного света, но это далеко не единственное, что обусловило «повышение в звании».
Главное новшество в экстерьере «Октавии» было воспринято, мягко выражаясь, неоднозначно. Но сейчас, когда мы можем сравнить новую четырехглазую «мордочку» с прежней, лишний раз убеждаемся: не зря ел свой чешский хлеб бывший шеф-дизайнер Йозеф Кабан, по окончании проекта рестайлинга перешедший из «Шкоды» в BMW. Автомобиль стал солиднее и интереснее, почти как флагманский Superb, ведь именно к его стилистике тяготеют дизайн новой радиаторной решетки с широкой «переносицей» и переднего бампера с узкими противотуманками. По его форме обновленную «Октавию» можно идентифицировать и сбоку, а сзади, если очень внимательно приглядеться, мы обнаружим чуть более «разлапистые» колеса: задняя колея увеличена на 20-30 мм, в зависимости от типа подвески. Она, как и раньше, может быть либо независимой многорычажной (у мощных и полноприводных версий), либо упрощенной полузависимой, что подразумевает идеология модульной платформы MQB, фактически общей с тем же «Супербом».
Наша тестовая Octavia нижегородской сборки оснащена продвинутой многорычажкой, ибо под ее капотом, более рельефным, чем прежде, — 180-сильный 1,8-литровый турбомотор. Жаль, что эти «лошадки» запряжены только в передние колеса, ведь у обновленной «Октавии» в кузове хэтчбек (или лифтбек, как предпочитают говорить некоторые, дабы дистанцироваться от традиционных кургузых пятидверок), есть и полноприводная версия, и это для нас главная техническая новость. Раньше муфта Haldex пятого поколения в приводе задних колес и шестиступенчатым «роботом» DSG вместо семиступенчатого, которым комплектуются переднеприводники, была доступна в России исключительно для универсалов Octavia Combi. Впрочем, все машины с колесной формулой 4Х4 к нам везут из Чехии, зато только российскую «Октавию» можно заказать в модном двухцветном окрасе, с черной крышей. Что же до пресловутых двойных фар, то у нашего экземпляра в богатой комплектации они оснащены светодиодами не только в виде ходовых огней, но и в основных секциях: ксенон чехи называют вчерашним днем.
В обновленном интерьере, в отличие от экстерьера, никакого раздвоения не наблюдается: количество дефлекторов климатической системы, приборов с фирменной радиальной оцифровкой и даже спиц удобного мультифункционального руля осталось прежним. Это тот самый случай, когда от добра добра не ищут, ведь трудно улучшить то, что и прежде было почти безупречным, начиная от эргономики водительского места и заканчивая огромным багажником с кучей приспособлений для организации пространства и крепления поклажи. С другой стороны, нет предела совершенству, и определенный количественный рост все же есть: сзади теперь имеются два USB-разъема для гаджетов пассажиров, в основании консоли — беспроводная зарядка для смартфона. А из-под сиденья «штурмана» выдвигается ящичек со складным зонтом, — опять же, явное заимствование у «Суперба», где пара зонтиков прячется в дверях. Вообще, в нынешнем чешском флагмане не так уж много вещей, которых нельзя найти в обновленной «Октавии», разве что стояночный тормоз у нас обычный, с рычагом, да двигатель запускается по старинке, ключом, — хотя кнопка «Старт/стоп» есть в списке опций.
Согласно хорошей «шкодовской» традиции, многое из описанного Octavia предлагает впервые в своем классе, как и топовую мультимедийную систему Columbus с сенсорным дисплеем рекордной 9,2-дюймовой диагонали. Раньше как размер, так и спектр возможностей были скромнее, а теперь тут есть и Android Auto, и Apple CarPlay, и возможность раздавать интернет. И даже без выхода во всемирную сеть с этим «телевизором» можно развлекаться часами, перебирая настройки климатической системы, режимов езды (экономичный, спортивный, индивидуальный с отдельными параметрами) и оттенков амбиентной подсветки интерьера. Узкие светящиеся полоски в дверях вкупе с массой электронных помощников (автопарковщик, адаптивный круиз-контроль, системы мониторинга слепых зон, разметки и усталости водителя, автоматическое управление светом и т. д.) заставляют окончательно забыть о том, что находишься в автомобиле так называемого гольф-класса, особенно когда у тебя «под педалью» столь впечатляющий заряд.
Кстати, о заряде: самая мощная Octavia с традиционным обозначением RS (которая, разумеется, будет поставляться из Чехии) теперь имеет в своем активе 230 л. с. мощности против прежних 220. Остальные двигатели в российской спецификации остались прежними, в том числе и базовый 1,6-литровый атмосферник калужского производства, недоступный европейцам. Этому агрегату, работающему в паре либо с механической коробкой, либо с классическим «автоматом», также эксклюзивно нашим, модель во многом обязана своим успехом, поскольку европейские турбомоторы и «роботы», чего греха таить, пока еще отпугивают нас технической сложностью. Но как же хорош тандем 1.8 TSI и семиступенчатой DSG: мощное ускорение с любой скорости, плавные переключения, приглушенный породистый рык... Как любая современная коробка, она стремится при каждом удобном случае уйти «вверх» ради экономии топлива, а в режиме Drive порой запинается при резком «кикдауне». Однако для напряженного обгона достаточно толкнуть селектор от себя, в положение S, и на высшие передачи будет наложено табу, переключения станут быстрыми и резкими, а ускорение — пьянящим. Отрезвить могут разве что ограничитель скорости и цифры расхода топлива, которые можно вывести на дисплей в центре комбинации приборов.
Впрочем, и при скоростях, не грозящих «письмами счастья», Octavia позволяет получать настоящее удовольствие от вождения. Грамотно настроенный электроусилитель руля обеспечивает отменное «чувство автомобиля», крены в поворотах невелики, а подвеска не дает колесам «спрыгивать» с траектории на неровном покрытии. Способствуют драйверскому настрою и плотное, идеально спрофилированное сиденье, и привод рулевого управления, довольно «короткий», но не заставляющий слишком часто корректировать направление движения. В «Октавии» словно бы соединились два совершенно разных автомобиля: один — заводной, азартный и компактный, другой — большой, солидный и комфортабельный. От второго здесь непоколебимая устойчивость, полное равнодушие к асфальтовым колеям и безупречная шумо- и виброизоляция: нельзя сказать, что машина совсем не замечает колдобин и лежачих полицейских, но нам удалось ни разу не пробить подвеску на ужасных весенних дорогах.
Таким образом, мы вновь вернулись к теме двойственности, столь остроумно обыгранной дизайнерами «Шкоды» в дизайне фар обновленной «Октавии». Справедливости ради заметим, что глобальная концепция «два в одном» — отнюдь не изобретение Кабана и его команды: гениальная конфигурация кузова, внешне напоминающего седан, но имеющего большую пятую дверь, была воплощена еще в «Октавии» первого поколения (если говорить о «новейшей истории», от приобретения компании «Фольксвагеном»), которая в конце прошлого года отметила двадцатилетний юбилей. В истории мирового автопрома подобные решения встречались и раньше, но только чехи, ухватившись за удачную идею, принялись ее последовательно развивать, а сейчас, можно сказать, довели до состояния, близкого к совершенству. Хотя полным совершенством для наших условий можно назвать лишь версию Scout с полным приводом и увеличенным дорожным просветом, а она доступна только в кузове универсал, также с четырьмя «глазами».
Цены и комплектации
Active – от 940000 руб.
Фронтальные подушки безопасности водителя и переднего пассажира
АБС, EBD, ESC
Маршрутный компьютер
Электропривод и обогрев зеркал заднего вида
Аудиосистема Swing — 4 динамика, USB, AUX
Передние электростеклоподъемники
Система ЭРА-ГЛОНАСС
Скребок для льда
Стальные колесные диски
Ambition – от 1076000 руб.
Зонт под сиденьем переднего пассажира
Боковые подушки безопасности спереди
Кондиционер, охлаждаемый перчаточный ящик
Датчики дождя и света
Задние электростеклоподъемники
Подогрев передних сидений
Противотуманные фары
Bluetooth
Style – от 1169000 руб.
Многофункциональный кожаный руль
Двухзонный климат-контроль
Шторки безопасности
Светодиодная подсветка салона (10 цветов)
Цветной дисплей Maxi Dot
Технические характеристики
Где купить l Автоцентр Злата l (831) 233-11-11