Новости партнеров , Нижний Новгород ,  
0 

Нижний Новгород может войти в список «умных» городов России

Итоги конференции «Взгляд в электронное будущее».
Нижний Новгород может войти в список «умных» городов России
В октябре 2016 года на ежегодной конференции «Взгляд в электронное будущее» был представлен проект «дорожной карты» по развитию и внедрению отечественных информационно-телекоммуникационных технологий.

В октябре 2016 года на ежегодной конференции «Взгляд в электронное будущее» директор центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Борис Глазков представил проект «дорожной карты» по развитию и внедрению отечественных информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе технологий индустриального интернета, в отрасли реального сектора экономики и формированию необходимой нормативной правовой базы (проект дорожной карты «Интернет+Город»).

Параллельно с дорожной картой Минпромторг России, курирующий это направление, готовит соответствующий доклад Президенту Российской Федерации. Документы связаны: доклад в текстовом виде обобщает детализированные предложения дорожной карты. В ноябре документы будут рассмотрены на заседании рабочей группы под руководством Помощника Президента Российской Федерации Игоря Щёголева, созданной для координации реализации поручений президента РФ Владимира Путина по внедрению интернет-технологий в отечественной экономике.

Дорожная карта содержит основные мероприятия на ближайшие два года. В числе основных направлений: разработка нормативно-правовой базы (определение понятий "технологические данные" и "инфраструктура технологических данных"), установление требований к осуществлению сбора, хранения и обработки технологических данных на территории России, а также требований к цифровой инфраструктуре интернета вещей. Кроме того, по мнению разработчиков, сегодня необходим анализ действующего отраслевого законодательства на предмет выявления норм и правил, препятствующих внедрению и использованию технологий IoT и индустриального интернета в соответствующих отраслях. Поэтому документ содержит ряд мероприятий по корректировке действующего законодательства в энергетике, строительстве, на транспорте, в информационных технологиях.

Нижний Новгород может войти в список «умных» городов России

По словам Бориса Глазкова, цифровизация ставит перед государством довольно сложные, почти философские вопросы. В частности, возникают вопросы о роли надзорных органов, которые могут с использованием технологий индустриального интернета получать практически в реальном режиме времени информацию о состоянии сложных технических объектов, подлежащих надзору. Так, в предложениях дорожной карты содержатся предложения по передаче оперативных данных о техническом состоянии водохозяйственных систем комплексного назначения и энергетических предприятий в надзорные органы. Передача данных о состоянии систем в режиме онлайн позволит быстро реагировать на проблемы и предупреждать возможные аварии. Самый яркий негативный пример — недавние трагические инциденты в лифтах, которых можно было бы избежать, если бы информация о состоянии лифтов оперативно передавалась эксплуатирующим организациям и в надзорные органы, и на основе этой информации был бы осуществлён ремонт аварийных лифтов.

«Надзорный орган обычно фиксирует проблему при проведении очередной проверки, либо проводит расследование уже по факту случившейся аварии. Однако, если информация будет поступать в надзорный орган в режиме «онлайн», – кто будет нести ответственность за своевременное вмешательство, предупреждение или, не дай бог, случившуюся аварию? Эксплуатирующая лифты организация, или надзорный орган, который имел объективную информацию о состоянии оборудования, но не вмешался и не остановил вовремя его работу? Ведь у надзорных органов нет задачи управлять, у них есть задача надзирать за тем, как управляют другие. Вот какого рода вопросы возникают при внедрении индустриального интернета», – рассуждает Борис Глазков.

Всего в дорожной карте содержится порядка 30 инициатив, большая часть которых сосредоточена на цифровизации социально значимых сфер экономики и построении «умных» городов.

Так, в сфере ЖКХ дорожная карта предлагает комплекс мероприятий, связанных с автоматизацией и безлюдными технологиями в управлении объектами в сфере энергетики и ЖКХ (включая тепловые сети), а также внедрением автоматизированных систем фиксации административных правонарушений в части охраны тишины и покоя граждан. В частности, речь идет о промышленных объектах, бороться с которыми простому смертному гораздо сложнее, чем с шумящими соседями по этажу.

«Автоматизированная система сообщит о факте превышения шумового режима, к примеру, на стройке рядом с жилым домом, и направит штраф нарушителю», – пояснил Глазков. Кроме того, предлагается ввести удаленный онлайн сбор данных счетчиков электроэнергии и воды в квартирах граждан.

Еще одна важная инициатива дорожной карты — внедрение мер по предсменному осмотру персонала в строительстве, проведение профессиональных медицинских осмотров с использованием телемедицинских средств. В системе транспорта дорожная карта предлагает создать информационную систему «Электронный путевой лист». Это позволит исключить возможность незаконного оформления путевых листов перевозчиками. Надзорные органы смогут оперативно проверять информацию о проведении медицинского осмотра водителей. В данном случае речь идет как об экономии времени специалистов, так и о безопасности пассажиров общественного транспорта и участников движения.

Несмотря на социальную направленность предложений, все мероприятия, направленные на внедрение индустриального интернета и построение «умных» городов, имеют вполне ожидаемые экономические эффекты. Так, в письме, направленном ранее президентом ПАО «Ростелеком» Сергеем Калугиным на имя президента РФ, содержится прогноз о том, что эффект от внедрения IoT в реальном секторе экономики через 4-5 лет может составить 0,8–1,4 трлн руб. за счет роста производительности труда и снижения затрат.

Как известно, ПАО «Ростелеком» выступает не только консультантом в вопросах внедрения промышленного интернета, но и подрядчиком по конкретным проектам. В Нижегородской области таким проектом, реализуемым с 2013 года совместно с областным правительством, является аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»: 205 рубежей контроля средств автоматической фиксации (САФ) административных правонарушений. Из них в Нижнем Новгороде развернуто 117 рубежей, среди которых 97 предназначены для контроля нарушений скоростного режима и 20 для контроля проезда на запрещающий сигнал светофора. По информации пресс-службы Нижегородского филиала ПАО «Ростелеком», в Нижнем Новгороде в точках с наибольшей плотностью размещения стационарных рубежей фотовидеофиксации за 9 месяцев количество ДТП сократилось на 12,2%, смертность снизилась на 20,4%, количество ранений в результате ДТП на 15,6%.

Нижний Новгород может войти в список «умных» городов России

Также с 2015 году совместно с муниципалитетом областного центра стартовал проект по установке паркоматов на улицах Рождественская, Нижневолжской набережной, в переулке Нагорном и на пл. Маркина. Задача платных парковок – снизить нагрузку на исторический центр города и дороги как таковые.

В этой связи у Нижнего Новгорода есть все шансы войти в число лидеров рейтинга «умных» городов, подготовку которого начали совместно Институт развития интернета (ИРИ), Национальная ассоциация участников рынка промышленного интернета (НАПИ) и «Ростелеком». Цель рейтинга – выявить наиболее успешные практики использования «умных» систем и сервисов для повышения эффективности городского управления в России и простимулировать их массовое внедрение в других городах.

Как сообщила на конференции директор ИРИ Екатерина Рудых, в рейтинг войдут 17 крупнейших городов России. Борис Глазков отметил, что на сегодняшний день у разработчиков карты имеются систематизированные обширные данные о мировом опыте в сфере «умных» городов, однако в силу специфики российской географии, климата и реалий экономики и государственного управления прямое копирование этого опыта невозможно, поэтому нам предстоит создать с учётом мирового опыта собственные решения для каждого города.