Кто-то был вынужден простаивать, не пережил испытаний и ушел с рынка, а кто-то — адаптировался и стал еще сильнее. История региональной сети фитнес-клубов «Нижегородская Фитнес Группа» — это как раз второй вариант: модернизировали процессы найма, внедрили рекрутинговую CRM-систему, сразу после выхода из локдауна открыли новый клуб.
Компания и задачи подбора
«Нижегородская Фитнес Группа» — это проект по развитию сети фитнес-клубов «World Class Пушкинский» и «ФизКульт» в Нижнем Новгороде и Дзержинске. В группу входят 12 клубов и корпоративный центр. «World Class Пушкинский» работает в премиум-сегменте, а «ФизКульт» более доступный и демократичный по формату. В клубах около 700 сотрудников и 55 тысяч постоянных клиентов.
Все потребности в кадрах закрывает HR-команда из четырех человек — двух рекрутеров, которые занимаются поиском линейного персонала, и двух HR-специалистов, подбирающих руководителей среднего и высшего звена.
«Так получилось, что изначально в HR-департаменте не было сотрудников, которые бы занимались подбором в чистом виде — этот функционал всегда совмещали с дополнительными задачами. Но когда мы начали стремительно развиваться, поняли, что без рекрутера нам не обойтись. Мы рассматривали вариант передать это направление на аутсорс и искали рекрутеров-фрилансеров, но не нашли эффективных и доступных партнеров вне периметра компании. Сейчас обязанности в HR-департаменте распределены так:
• есть два штатных рекрутера на подбор линейного персонала;
• моя коллега, Виктория Коломейцева, подбирает руководителей среднего и высшего звена;
• я подключаюсь только к поиску руководителей высшего звена.
К нам поступают задачи со всех фитнес-клубов сети: есть постоянные заказчики — например, отдел продаж и фитнес-департамент.
Расширение бизнеса в пандемию — главный триггер для внедрения CRM
До внедрения CRM-системы сервисы автоматизации подбора не использовали. Работали в ручном режиме: на hh.ru размещали вакансии, разбирали отклики в личном кабинете, сохраняли резюме и отправляли их линейным на согласование. При этом возникали проблемы:
• не было четкой системы взаимодействия — кто кому звонит, кто за какой сегмент работы отвечает;
• данные по вакансиям были разрозненные, «шумные», поэтому их сложно было анализировать.
Неудобства были ощутимы, но не настолько критичны, чтобы серьезно перестраивать процесс подбора. Поворотным моментом стала подготовка к открытию очередного клуба, совпавшая с ограничениями из-за пандемии. В компании готовились запустить новую точку сразу же после снятия карантинных мер и понимали, что придется в крайне сжатые сроки набрать большое количество линейного персонала. Хотя работу облегчало то, что руководители на объект были назначены заранее, было очевидно, что старая модель подбора не даст необходимых результатов. Тогда и задумались о внедрении CRM.
«Нам нужно было буквально за несколько дней до окончания локдауна подобрать персонал и успеть согласовать его с топ-менеджерами. Мы готовились к этому заранее и искали инструмент, который позволял бы выстраивать коммуникации, не теряя время на лишнюю рутину, и сохранять данные по каждому кандидату в одном месте. Ответом на все эти задачи было внедрение рекрутинговой CRM-системы», — комментирует Екатерина.
Выбрать CRM под «свои» задачи
В компании рассказывают, что за годы использования HeadHunter для целей подбора не было никаких нареканий на работу площадки, и это отчасти предопределило выбор CRM — Talantix из экосистемы hh.ru. Сперва рассматривали и другие варианты, но смущало, что нужно учитывать совместимость продуктов и заниматься интеграцией с ИТ-инфраструктурой компании. С Talantix такие вопросы отпадали сами собой. Еще один важный момент: линейные руководители привыкли работать с HeadHunter, и им было проще использовать продукты из одной экосистемы, чем разбираться в чем-то новом. Решение приняли быстро и потом ни разу не пожалели о своем выборе:
Екатерина Коптякова, HRD:
«За последний год у нас дважды поменялась стратегия подбора, и Talantix показал себя отлично и при первой, и при второй схеме. Первый вариант был, когда мы вышли из простоя: оптимизировали HR-департамент и передали подбор линейного персонала полностью в руки руководителей. Мы только размещали вакансии на hh.ru и давали к ним доступ. Руководители сами отбирали резюме, назначали собеседования, оставляли комментарии и принимали финальное решение.
Когда мы поняли, что из стадии восстановления переходим в стадию развития, — снова поменяли процесс. У линейных руководителей появилось много других задач, связанных с развитием бизнеса и повышением эффективности персонала, и им было не до обработки резюме. Поэтому мы наняли в штат двух рекрутеров — они размещают вакансии, обрабатывают резюме, проводят первичную оценку и передают кандидатов внутренним заказчикам вместе со своими комментариями. Благодаря своей универсальности Talantix улучшал и улучшает наши показатели при обеих схемах».
Какие результаты получили: мнение внутреннего заказчика и бизнеса
Эффективность внедрения CRM можно оценивать с разных позиций, и успешно оно тогда, когда работает на всех уровнях. Вот какие вопросы стоит задать:
• как результаты внедрения отразились на работе рекрутеров и департамента подбора в целом;
• насколько система удобна для внутренних заказчиков и как они оценивают изменения;
• что такое внедрение дает бизнесу — в плане роста, денег, репутации.
В «Нижегородской Фитнес Группе» отмечают, что Talantix сработал на каждом из уровней — линейным руководителям стало проще работать, рекрутеры освободились от лишней рутины, а бизнес получил дополнительное пространство для дальнейшего развития. Мы уже поделились впечатлениями Екатерины с рекрутерской стороны, а вот что думают другие участники процесса:
«Для меня подбор сотрудников существенно изменился вместе с внедрением CRM-системы. Раньше, когда сроки по вакансии поджимали, приходилось просматривать катастрофически много резюме, все это превращалось в какую-то кашу, а о формировании кадрового резерва речь даже не шла. Потом в компании внедрили систему, и некоторое время я сама занималась подбором, это была совсем другая история — более качественные кандидаты, все этапы проходили быстрее, сохранялась база резюме и никакой утомительной рутины. Можно сказать, что я оценила достоинство системы как рекрутер и как заказчик и осталась очень довольна».
«Пандемия сильно изменила российский рынок труда — для нас это одновременно и про вызовы, и про возможности. С одной стороны, с рынка ушли некоторые прямые конкуренты, а это — приток клиентов и освобождение ценных для нас кадров. В то же время не знаешь, чего ждать от повсеместного перехода в онлайн: например, если раньше кандидат из Нижнего Новгорода мог работать только здесь, то сейчас перед ним открыта не только вся Россия, но и любой уголок мира. В этом плане мы испытываем небольшую конкуренцию — пока как минимум я это ощущаю в сфере продаж. Поэтому Talantix для нас стал верным решением: мы все умеем работать с CRM-системами, поэтому легко адаптировались и получили для себя много преимуществ — от выхватывания ценных кадров за счет ускорения подбора до формирования позитивного HR-бренда, что так важно для любого бизнеса».
Результаты внедрения:
• Срок закрытия вакансий снизился с 28 до 14 дней, при том что у рекрутеров одновременно до 30 вакансий в работе.
• Сократили время на внутренние коммуникации заказчиков с исполнителями и очень много времени сэкономили на коммуникациях с кандидатами благодаря интеграции с мессенджерами.
• Затраты на Talantix однозначно окупаются освободившимся рабочим временем руководителей.
• Внедрение качественной аналитики позволило нам оперативнее управлять процессом подбора персонала.
Топ-3 возможностей CRM, c которыми не страшно масштабировать бизнес
Екатерина отмечает, что в компании все окрылены после сложного периода и настроены на активный рост — подыскивают площадки под строительство новых клубов, формируют кадровый резерв и работают над HR-брендом. Вот три любимых инструмента, которые помогают достигать новых результатов:
• Карточки кандидатов для формирования кадрового резерва. В контексте «работы на будущее» очень кстати пришлась возможность Talantix собирать данные по кандидатам в удобные карточки. Информация по каждому соискателю — от резюме до выполненного тестового задания и заметок рекрутера — сохраняется в системе и позволяет формировать кадровый резерв, что очень кстати, ведь в компании уже подыскивают площадки под строительство новых клубов.
• Аналитика и отчеты для перенастройки процессов найма. Именно аналитика позволяет находить в подборе слабые места и исправлять их, дает объективное понимание того, как компанию воспринимают на рынке: «У нас были позиции “не в рынке” по уровню оплаты. Мы об этом догадывались, но только накопив историю в Talantix и проанализировав статистику отказов, поняли, что это серьезный сигнал, пора устранять причину. Стоило нам предложить другой уровень зарплат по определенным позициям, как воронка сразу стала шире».
• Комментарии и прозрачная среда для общения и быстрой работы. Все взаимодействие в Talantix происходит в прозрачной и дружественной пользователю среде: рекрутеру больше не нужно отправлять тонну резюме по почте и дергать внутренних заказчиков, чтобы получить обратную связь. Линейные могут сами просматривать резюме, переводить кандидатов по воронке и оставлять комментарии прямо в системе. Все участники найма могут быстро и легко обмениваться информацией: «У нас пять руководителей отдела продаж. Были случаи, когда они одновременно искали кандидатов одного профиля, не пользуясь при этом единой базой и не оставляя друг другу комментариев. Понятно, что они могли пересекаться, повторять одну и ту же работу и спорить, кому достанутся лучшие кандидаты, запутывая и самих кандидатов. Сейчас такой проблемы уже нет».
Кнопка Протестировать Talantix
Фото предоставлены «Нижегородской Фитнес Группой»